Гражданское общество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования может стать изучение проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие гражданского общества и его признаки.
Рассмотреть гражданское общество в Российской Федерации.
Выявить проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 5
Понятие гражданского общества 5
Признаки гражданского общества 10
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
Идея гражданского общества в России 16
Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Таршиков И..docx

— 70.53 Кб (Скачать файл)

Атомизированное общество напоминает блюдо с песком: песчинки – люди, а их организации не имеют сущностной значимости, формальны (с их помощью  никто не выходит за пределы повседневных забот).7

Во взаимодействии общество-государство  первичным является общество. Во-первых, общество возникло задолго до появления  государства. Во-вторых, государство  является производным от общества, а не наоборот. именно граждане через свои общественные структуры формируют государственные органы власти, которые по сути выполняют роль наемных управляющих (менеджеров). Произвол государства и его органов в отношении индивидов или общества в целом возникает там и тогда, когда этот произвол терпят сами граждане. В условиях гражданского общества предполагается, что все государственные органы находятся под жестким контролем общества и любые нарушения прав и свобод граждан со стороны государства строго пересекается.

Основные признаки гражданского общества:

  • разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей  компетентности;
  • демократия и плюрализм в политической сфере;
  • рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;
  • экономика основная индустриальных и постиндустриальных технологиях;
  • социальную основу гражданского общества составляет средний класс это экономически, политически, социально не зависимые от государства граждане, имеющие возможности и способность обеспечить себя сами;
  • приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;
  • идеологический и религиозный плюрализм;
  • свобода слова и средств массовой информации.

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенном уровне экономического, политического и социального развития и политической культуры.8

Для России гражданское общество является идеалом, представлением о гармонии отношений человека и человека, личности и общества. А раз так, то естественно  определить те меры, которые могут  вести страну такого рода к совершенству:

  1. Формирование гражданского общества прежде всего связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, – его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

Народ может противостоять всему  этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает  в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной собственности на землю, о политических партиях и др.

  1. Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.
  2. Условием нарождения гражданского общества является обеспечение верховенства народа, отслоенности гражданского общества от государства, свободы создания общественных организаций, деформализации их работы, т.к. с их помощью удается разнообразить частные интересы, и люди получают свою долю власти, ассоциации выступают промежуточным звеном между человеком и государством и «работают» на утверждение, удовлетворение многообразных потребностей людей. Свобода ассоциаций служит преодолению атомизации общества, восстановлению социальных связей; многое могло бы решиться превращением «московских» партий в подлинно российские, приданием высокой роли общественному мнению, преодолением отчуждения людей от власти.

Задача современного российского  общества заключается в том, чтобы  формировать горизонтальные связи  между людьми, поддерживать и развивать  договорные отношения как инструменты  укрепления институтов, уравновешивающих государство и одновременно поддерживающих индивида. Сейчас ценны те общественные учреждения, которые формируются «снизу» самими индивидами. В их число входят и политические партии (не являющиеся правящими). Политическим партиям в России мешает доминирование государства во многих сферах общественной жизни, недостаточное понимание большими группами людей своих подлинных интересов. Имеет значение и неправильное отношение к ним российского истеблишмента: президент и правительство «козыряют» своей над- и внепартийностью, между тем, это обстоятельство можно расценивать как инерцию прошлого «технократического», советского подхода – главное компетентность и деловые, личные качества, но не политическая линия, интересы социальных макрогрупп, выраженные в партийных программах. Партии, обеспечивающие в своей совокупности баланс социальных интересов, дают обществу и политической системе стабильность и устойчивость9.

 

2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Идея гражданского общества в России

В XX в. в истории России произошли  три крупнейших события, имевших  этапное, судьбоносное значение для  ее политического и исторического  развития, оказавших существеннейшее  воздействие на генезис ее политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революции  1917 г. (февральская и особенно октябрьская); распад СССР (1991) и становление современной России. С учетом этих событий и образуемых ими соответствующих политико-исторических периодов, целесообразно рассматривать особенности развития политической мысли России в XX в.

Первая русская революция, начавшаяся в 1905 г., оказала серьезное воздействие на политическое, и идеологическое развитие страны, вызвала к жизни необходимость принятия важных политико-правовых документов, привела к созданию думской монархии и многопартийной системы, активизировала идеологическую и духовную жизнь российского общества.

В первом (булыгинском) проекте Государственной  Думы, разработанном министром внутренних дел А.Г.Булыгиным, ее компетенция сводилась сугубо к совещательной функции. Манифест императора России Николая II (1868–1918) «Об учреждении Государственной Думы» был опубликован 6 августа 1905 г., но революционные события лета – осени 1905 г. не позволили даже начать выборы в эту Думу. По поручению Николая II проект нового указа о Думе подготовил С.Ю.Витте (1849-1915, с 1903 – председатель кабинета министров, в 1905–1906 председатель Совета министров). 17 октября 1905 г. вышел знаменитый царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором содержалась усовершенствованная формула компетенции Государственной Думы. Теперь она наделялась законодательными функциями и превращалась в высшее законодательное учреждение страны. В Манифесте также говорилось об обеспечении демократических свободах (личности, свободы совести, слова, собраний и союзов), начале перехода к «общему избирательному праву».10

Законодательные возможности Думы были серьезно ограничены условием представления  законопроектов на рассмотрение Государственного совета, который, по сути, имел право  вето на законотворческий процесс. В новой редакции «Свода основных государственных законов» от 23 апреля 1906 г. (гл. 9 п. 86) говорилось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора». Царь имел право роспуска Государственной Думы и Государственного совета и мог единолично проводить решения фактически по всем вопросам государственной жизни.

Думскую монархию в России не следует  смешивать с конституционной. При  первой – самодержец может единолично проводить решения фактически по любым вопросам государственной  жизни, которые, по сути, аранжируются Думой, при второй – Дума действительно  превращается в высшее законодательное  учреждение страны с широким кругом полномочий.11

Новый избирательный закон позволил формировать лояльный и управляемый  состав Думы, в котором наблюдалось  правоконсервативное или консервативно-либеральное  большинство. В результате – на протяжении ряда лет царь и правительство, с  одной стороны, и Дума – с другой, по многим вопросам находили достаточно хорошее взаимопонимание. Третья Дума – единственная из четырех – проработала весь положенный пятилетний срок – с ноября 1907 г. по июнь 1912 г. Порядок взаимодействия царского правительства и Думы, сложившийся после Манифеста 3 июня 1907 г., получил название в литературе «третьеиюньской системы» и просуществовал до 1915 г. Распад системы был связан с началом Первой мировой войны и повышением в стране роли либерально-промышленных кругов, заявлявших о необходимости установления в России конституционной монархии. Четвертая Дума просуществовала с ноября 1912 по октябрь 1917 г. Она неоднократно вступала в конфликты с исполнительной властью. 25 февраля 1916 г. была распущена, но продолжала работать под видом «частных совещаний» и сыграла важную роль в учреждении Временного правительства. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Учреждение многопартийности в  России в 1905 г. и существование «думской (парламентской) политической трибуны» с 1906 г. оказало важное влияние на развитие ее политической мысли: она стала более структурированной, ее основные направления нашли адекватное отражение программах соответствующих политических партий. Так, консервативно-реакционное направление политической мысли отражалось в программе партии «Союз 17 октября» (октябристы), где говорилось о том, что она поддерживает институт конституционной монархии и правительства, которое не зависит от народного представительства. Либеральные идеи в концентрированном виде отражались в программе Конституционно-демократической партии (кадеты), где были обстоятельно расписаны права и свободы граждан. Социалистические идеи формулировались в программе Российской социал-демократической рабочей партии, в которой ставилась задача свержения царского самодержавия, замена его «демократической республикой», а в перспективе осуществление социалистической революции.12

До 1917 г. политическая мысль в России продолжала развиваться в традиционных направлениях: консерватизм, либерализм, социализм. Выразителями консервативной политической мысли выступали идеологи, защищавшие основные самодержавно-помещичьи принципы устройства России. Среди них: А.И. Гучков (лидер октябристов), князь Г.Е. Львов, В.М. Пуришкевич (лидер крайне правого «Союза русского народа») М.В. Родзянко (председатель 3-й и 4-й Думы, лидер октябристов, крупный помещик) и др.

Реформы П.А. Столыпина (1862–1911) в целом не выходили за рамки модернизации существовавшего строя. Он был автором политического курса освобождения крестьян от общинной зависимости, предоставления желающим бесплатной земли в личную собственность в Сибири, создания кулаческих хозяйств. При этом помещичье землевладение сохранялось. Всего за десять лет из общины вышло более 1 млн. крестьян. Реформа стимулировала внедрение более прогрессивных методов обработки земли. Вскоре районы с переселенцами стали крупными поставщиками зерна и мяса. Столыпин разрабатывал проекты децентрализации России и усиления полиции. (Полицейских в России было в семь раз меньше, чем в Англии и в пять раз меньше, чем во Франции.) Знаменита фраза Столыпина, произнесенная в речи 10 мая 1907 г.: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!».13

Идеи либерализма не пользовались особой популярностью в России и  были распространены в основном среди  вузовской интеллигенции, разночинцев  и т.п. Одним из его идеологов  в этот период выступал С.А Муромцев (1850–1910), профессор МГУ, председатель I Государственной Думы (1906) автор работы «Определение и основное разделение права», разрабатывавший социологический подход к правопониманию. Его новизна состояла в том, что под правом понималась совокупность не юридических норм, а юридических отношений, правовой порядок. Такая позиция способствовала усвоению и распространению взгляда на право, который не отождествлял его с велением носителя власти в государстве и тем самым содействовал более глубокому пониманию сущности права и его роли в обществе.

Представителем конституционного либерализма являлся и П.И. Новгородцев (1866–1924), выпускник МГУ, правовед и политолог, депутат I Государственной Думы, автор «Введения в философию права», «Демократии на распутье», сторонник «социализированного» либерализма. Его идея правового государства включала политико-правовую концепцию защиты слабых, наемных работников. П.И. Новгородцев обосновывал принцип определения границ «права на достойное существование», выдвигал идею социального государства, критиковал классический либеральный подход к государству и праву. Именно во имя свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее осуществления, установить минимум гарантированного существования. Демократия, по Новгородцеву, возникает не в результате революции и активности низов, а при «политической зрелости народа», «высоте политического сознания», которые достигаются долгим опытом жизни; при соответствующей политико-правовой деятельности, при демократическом управлении немногих.14

Информация о работе Гражданское общество в РФ