Гражданское общество в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования может стать изучение проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие гражданского общества и его признаки.
Рассмотреть гражданское общество в Российской Федерации.
Выявить проблемы становления гражданского общества в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 5
Понятие гражданского общества 5
Признаки гражданского общества 10
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
Идея гражданского общества в России 16
Проблемы формирования гражданского общества в Российской Федерации 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

Таршиков И..docx

— 70.53 Кб (Скачать файл)

За годы реформ создано  более 70 союзов и ассоциаций различного уровня, которые позволяют не только учитывать интересы населения, формулировать  их претензии, но и лоббировать их решения через органы власти различного уровня. Оформляются гражданские  протестные движения: против монетизации  льгот (январь 2005 г. — 240 тыс. человек), увеличения цен на бензин (февраль 2005 г.— 50 тыс. человек), реформы ЖКХ (март 2005г. — 100 тыс. человек) и многие др. На некоторые протесты власть реагирует конструктивно, иные - не замечает. Создана Общественная палата. Развитие Интернета в России - в определённой степени заслуга негосударственных, некоммерческих структур. Его становление дало жизнь принципиально новой системе общественной экспертизы качества, достоверности информации, в том числе касающейся работы органов власти.

В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ говорилось, что «в условиях демократии невозможно представить себе политический процесс без участия неправительственных объединёний, бёз учета их мнений и позиций. Такой диалог сегодня последовательно развивается, в том числе при конструктивном содействии Общественной палаты. Профессиональный авторитет членов палаты, их открытая позиция усилили влияние гражданских институтов на нормотворческую деятельность, на деятельность правительства и Федерального Собрания. А также на административную практику министерств и ведомств... Отмечу, что увеличивается и государственная поддержка общественных организаций. В прошлом году она составила 500 млн. рублей, на этот год запланировано в 2,5 раза больше. В стране растет и число действующих неправительственных организаций. А также их членов-добровольцев, выполняющих различную социально значимую работу. Их в России уже около 8 млн. человек. Всё это - реальные индикаторы формирования в России активного гражданского общества.

Для нынешнего состояния  формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:

  • пока не сложилась целостная система гражданских структур, существует большое количество фрагментированных образований, слаба правовая защита граждан и ассоциаций;
  • социум расколот по линиям: бедные и богатые, элиты и народ, чиновники и все остальные, центр - периферия и др.;
  • неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам);

Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г.

  • недостаточно выражены и укоренены интегративные, объединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);
  • слабость структурированных интересов, отсутствие ясно выраженной идентификации индивидов с соответствующими группами препятствуют формированию гражданских объединений, организации групповых действий и т.д.;
  • пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;
  • слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;
  • в стадии формирования находится правовая база российского гражданского общества;
  • на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;
  • процесс формирования гражданского общества в России далёк от завершения (зрелости); влияние общественных структур на принятие экономических, социальных и политических решений незначительно; в связи с этим невелика и стабилизирующая роль институтов гражданского общества.

Д.А. Медведев полагает, что российское «гражданское общество соответствует уровню развития демократии в России». Он убежден в том, что «гражданское общество было в нашей стране всегда. Другое дело, что, скажем, в годы сталинского террора оно имело чудовищно искривленные формы. Но и в самые мрачные периоды истории люди отыскивали способ выразить собственную позицию, независимую от государства, даже если для этого им приходилось прибегать к эзопову языку».17

Формирование современного гражданского общества в России - сложный  и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена  от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление  о гражданском обществе и его роли в социуме.

В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей  степени используют политики, активисты  общественных организаций, учёные и  т.д. К сожалению, и в ряде современных  учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко  и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии  и задачах в Российской Федерации.

Одной из ключевых проблем  современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и  институтов от государства. Ниже проанализирован  уровень доверия граждан как  к властным структурам, так и общественным организациям.

В последние годы достаточный  уровень доверия населения среди  государственных структур имели  Президент, армия и некоторые  руководители регионов, у остальных  органов власти уровень доверия  был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской  православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин.18 Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.

Многие граждане или не понимают общего смысла и цели экономической  и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.

Ещё одна проблема связана  с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос – «Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?» – до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.

Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий  российских граждан по проблеме постоянного  участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе «участие в политике» занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): «место в обществе по образованию»; «по квалификации»; «по выполняемой работе»; «по прогрессии»; «по качеству жизни»; «по размеру зарплаты» и «по участию в политической жизни страны».

В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные  с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами (бедность) у трети россиян.

С одной стороны, можно  говорить об известной положительной  динамике в развитии российского  общества в рассматриваемый период по таким параметрам, как «свобода слова», «свобода политического выбора», «терпимость к чужому мнению». С другой - многие респонденты обращают внимание на критическое или плохое положение дел в следующих сферах общественной жизни: «соблюдение прав человека», «личная безопасность», «равенство всех граждан перед законом», «социальные гарантии».19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединив данные подходы, получаем современное  определение гражданского общества. Главными функциями гражданского общества является выполнение роли «посредника» между государством и личностью, защита личности от государства и контроль за его деятельностью. Эти функции выполняются его структурными элементами - самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях «вызревает» активная гражданская личность.

В настоящее время в России происходит становление гражданского общества. Прежде всего, это проявляется в  провозглашении прав и свобод личности высшей социальной ценностью, определяющей смысл и содержание деятельности государственных органов. К числу  предпосылок создания гражданского общества можно также отнести  развитие рыночной экономики, многопартийной политической системы, реализацию в  государственной жизни принципа разделения властей. В то же время  в России только начинает формироваться  гражданская культура населения. Общественному  воздействию на государство препятствует российская бюрократия. В ходе длительного  исторического развития она превратилась в мощное социальное образование, функционирующее  не только как исключительно государственная, но и как общественная структура. Без изменения подобного положения  вещей развитие гражданского общества будет невозможно.

И все же перспективы развития гражданского общества в России есть, об этом говорит  и рост числа и объема деятельности структур гражданского общества формирующихся  в России, и создание властью условия  для их свободного самостоятельного развития, и формирование гражданственного сознания свободного человека, которое  обеспечивает возрастание самопроявлений личности и повышение гражданской  активности россиян.

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Альхименко, В.В. Конституционное право [Текст]: Учеб. / Отв. редактор А.Е.Козлов. М.: БЕК, 2008.
    2. Аристотель. Политика. [Текст]. - М., 1965.
    3. Гаджиев, К.С. Политическая наука [Текст]. - М.: Международные отношения, 2007.
    4. Геллер, Э. Условия свободы [Текст]. - М.: Ad Marginem, 2005.
    5. Государственная Дума в России в документах и материалах. [Текст]. - М., 1957.
    6. Ильин, И А. Путь к очевидности. М., 2008.
    7. Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 5.
    8. Кола, Д. Гражданское общество 50/50. Опыт словаря нового мышления [Текст]. - М.: Прогресс, 1999.
    9. Новгородцев, П.И. Сочинения. [Текст]. - М., 2005
    10. Основы социологии и политологии [Текст] / Г.И. Козырев. М.: НОРМА, 2008.
    11. Острогорский, М.Я. Демократия и политические партии. [Текст]. - М., 2007.
    12. Программные документы политических партий России (1905–1917) [Текст] // Антология мировой политической мысли. Т. 5. Политические документы.
    13. Резник, Ю.М. Гражданское общество как идея [Текст] // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №2. – С.21.
    14. Румянцев, О.Г. Основы конституционного строя России. [Текст]. - М.: Юрист, 2004.
    15. Столыпин, П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911. [Текст]. - М., 1991.
    16. Тузиков, А.Р. Демократия и гражданское общество в России [Текст] // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 2.
    17. Формирование политической системы России [Текст] / Под ред. А.Кортунова. М., 2006.

 

  1. http://www.politnauka.org
  2. http://savlm.ucoz.ru
  3. http://politologa.net
  4. http://www.grandars.ru
  5. www.iaplanet.com
  6. http://www.gumer.info
  7. http://www.alleng.ru

1 Альхименко В.В. Конституционное право. Учебник / Отв. редактор А.Е.Козлов. М.: БЕК, 2008. С.91

2 Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 2007. С.74.

3 Геллер Э. Условия свободы. М.: Ad Marginem, 2005. С.101, 135.

4 Кола Д. Гражданское общество /50/50. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1999. С.452.

5 Аристотель. Политика. М., 1965. Ч.3.

6 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Юрист, 2004.

7 Основы социологии и политологии / Г.И. Козырев, 2008.

8 Основы социологии и политологии /Г.И. Козырев, 2008.

9 Формирование политической системы России / Под ред. А.Кортунова. М., 2006. С.48

10 Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.

11 Государственная Дума в России в документах и материалах. М., 1957.

12 См.: Программные документы политических партий России (1905–1917) // Антология мировой политической мысли. Т. 5. Политические документы. С. 187–211.

13 См.: Столыпин П.А. Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906-1911. М., 1991. С. 51–59

14 Новгородцев П.И. Сочинения М., 2005 С. 388–390.

15 См.: Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 2007.

16 Ильин И А. Путь к очевидности. М., 2008. С. 254.

17 Резник Ю.М. Гражданское общество как идея// Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 28.

18 Ирхин Ю.В. Гражданское общество и власть: проблемы взаимодействия и контроля в современной России// Социально-гуманитарные знания. 2007. №5. С. 46.

19 Тузиков А.Р. Демократия и гражданское общество в России// Социально-гуманитарные знания. 2004. №5. С. 36.


Информация о работе Гражданское общество в РФ