Гражданское право в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Гражданское право является важнейшей частью всякой развитой правовой системы. Термин гражданское право берет свое начало от римского «цивильного права» (jus civile), под которым понималось право исконных римских граждан – квиритов (cives), право государства-города (civitas).
В дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law), где оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому и гражданское право нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области – цивилистами.

Файлы: 1 файл

pravovedenie.docx

— 41.91 Кб (Скачать файл)

- право свободного  владения, пользования и распоряжения  землей и другими природными  ресурсами (ст.36);

- право свободно  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности  и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит  выделить права, связанные с гарантией  нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

- право на  труд и на вознаграждение за  труд (ч.3 ст.37);

- право на  отдых (ч.5 ст.37);

- право создавать  профессиональные союзы, иные  общественные объединения для  защиты социальных и экономических  интересов (ст.13,30).

Устанавливаются ограничения для предпринимательской  деятельности, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а свободное частное  владение землей не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы друг их лиц.

Конституция запрещает принудительный труд, а  также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек  имеет право на отдых: федеральным  законом устанавливается продолжительность  рабочего дня, выходные и праздничные  дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст.7 Конституции  определяет Российскую Федерацию как  социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Социальные права  гарантируют человеку достойную  жизнь, защиту от негативного воздействия  рынка, обеспечивают нормальное фи­зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

- право на  государственную защиту материнства,  детства и семьи (ч.1 ст.38);

- право на  государственную поддержку отцовства,  инвалидов и пожилых граждан  (ч.2 ст.7);

- право на  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей (ст.39);

- право на  жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища  малоимущи­ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

- право на  охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст.41), вклю­чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

- право на  благоприятную окружающую среду,  достоверную ин­формацию о ее  состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность  воспитывать  своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов­ному развитию граждан. Среди  культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

- право на  образование (ч.1 ст.43), на общедоступность  и бесплат­ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

- право на  бесплатное получение на конкурсной  основе высшего образования (ч.3 ст.43);

- свобода  литературного, художественного,  научного, техническо­го и других видов творчества (ч.1 ст.44);

- свобода  преподавания (ч.1 ст.44);

- право на  доступ к культурным ценностям,  на участие в культур­ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

- право на  охрану интеллектуальной собственности  (ч.1 ст.44).

В Российской Федерации сфера образования  рассматривается в качестве приоритетной. Основное общее образование (9 классов  общеобразовательной школы) является обязательным. В 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. Граждане имеют право получить образование  на родном языке. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования  допускается организация и деятельность негосударственных учреждений. Для  обеспечения высокого уровня образования  законодательно закреплено введение государственных  образовательных стандартов, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.

Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую  и национальную рознь.

Культурная  деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального  и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и  иных убеждений. С правами на участие  в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана  обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 Реализация прав и свобод  в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным  законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

- защита основ  конституционного строя;

- защита нравственности;

- защита здоровья;

- защита прав  и законных интересов других  лиц;

- обеспечение  обороны страны;

- обеспечение  безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права».[3] Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных  варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское  прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым  подразумевается движение в европейском  направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются  соответствующими группами ожиданий или  ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь - те, кто настроен консервативно  и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто  хочет, чтобы Россия стала европейской  страной.

Путь назад  маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного  пути. И если первый выбор, европейский  путь можно назвать выбором в  пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней  подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в  условиях демократии права человека являются основой существования  гражданского общества, то в условиях управляемой демократии – они  ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать  только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет  избран - европейский или путь управляемой  демократии - зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается  судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может  быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства  реализовать естественные права  невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две  функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления  права, которые всем известны и одинаковы  для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С  другой стороны, существует необходимость  рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей  стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека – это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти  параметры подвижны, изменчивы. В  рамках конституционализма имеются  реальные механизмы, которые позволяют  в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем.[4] Если общество плохо осознает  эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

На одном  из форумов при обсуждении тем  прав человека А.Ю.Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:

1. Можно ли  говорить о том, что «права  человека» едины для всех стран  и народов, культур и цивилизаций?  Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?

2. Если едины,  то как это согласуется с представлениями Ш.Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?

3. Если едины  эти понятия, то тогда оправданы  гуманитарные интервенции. Но  опыт Косово показывает сомнительную  эффективность такого подхода.

4. Если все  же существует национально-культурная  специфичность, то не будет  ли ее признание оправданием  авторитарно-тоталитарных режимов?

5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости  понятия «права человека» лишь  к конкретному историческому  времени, но кто его точно  может определить для конкретных  регионов или социальных групп?

6. Не используется  ли иногда концепция единых  прав человека для прикрытия  экспансионистских действий, совершаемых  исходя из геополитических интересов  отдельных стран? Как вообще  соотносятся представления геополитики  и концепция соблюдения прав  человека?

7. Как соотносятся  между собой понятия «право»,  «закон» и понятие «права человека»,  не имеем ли мы здесь терминологическую  путаницу, когда одно слово относится  к разным понятиям? Как сочетается  соотношение индивидуальных прав  человека и коллективных с  правами человека, обозначенными  в Европейской декларации по правам человека?

 

Права и свободы человека и гражданина

Права и свободы  человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы  человека и гражданина». Гражданин  Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами  и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской  конституцией гарантированы следующие  права человека:

Личные (большинство  из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):

право на жизнь (ст. 20)

право на достоинство (ст. 21, ч. 1)

право на безопасность (ст. 21, ч. 2)

право на свободу  и личную неприкосновенность (ст. 22)

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени (ст. 23)

право на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)

право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие  его права и свободы (ст. 24, ч. 2)

право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

право на определение  и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)

право на пользование  родным языком (ст. 26, ч. 2)

право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)

право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)

свобода совести  и вероисповедания (ст. 28)

свобода мысли  и слова (ст. 29, ч. 1)

право на информацию (ст. 29, ч. 4)

Политические (возникают вследствие состояния  гражданства; часть этих прав может  быть ограничена для иностранных  лиц):

право на участие  в управлении делами государства (ст. 32)

право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)

право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)

право избирать и быть избранным (ст. 32)

Информация о работе Гражданское право в Российской Федерации