Гражданское воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:41, дипломная работа

Описание работы

Проблема гражданского воспитания одна из сложнейших в педагогике
вообще и в педагогике начальной школы в частности. Сложность ее связана,
прежде всего, с самим понятием гражданского воспитания, с тем
содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и
которое определяет методы, средства, формы работы с детьми

Файлы: 1 файл

1.1.docx

— 22.91 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников

    1. Психолого-педагогическая сущность гражданского воспитания младших школьников.

Проблема гражданского воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в педагогике начальной школы в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием гражданского воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики становится воспитание гуманного, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании области действия своих прав и обязанностей, собственных интересов и интересов государства.[5]

На современном этапе в педагогической литературе также встречается ряд определений, которые отражают точку зрения различных ученых на понятие «гражданственность» и «гражданское воспитание». Рассмотрим некоторые из данных определений.

В. А. Сластенин рассматривает гражданственность как качество личности, которое проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему, в уважении к своим соотечественникам.[49]

С точки зрения социальной педагогики, гражданственность - это «любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». [53]

В философии сущность гражданственности истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». [34]

Итак, в представленных выше определениях акцент сделан на раскрытии понятия «гражданственность» как нравственного чувства и качества личности.

Несколько другой подход представлен в определении И. Ф. Харламова, включающем в структуру гражданственности соответствующую потребностно - мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют гражданственность как нравственное качество.

С этой точки зрения гражданственность определяется педагогом как такое нравственное качество, которое "включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. [57]

В определении И.Ф. Харламова [59], на наш взгляд, просматривается сущность и структура исследуемого понятия, поэтому данное определение будем считать рабочим.

Приведенное определение содержит перечень гражданских качеств. В частности, согласно определению, гражданственность включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям, стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

Мы согласны с мнением И.Ф. Харламова, что для формирования гражданственности необходимо не только знать его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств

М. А. Шкробова определяет гражданское воспитание как целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание учащихся путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию. [61]

Опираясь на рассмотренные определения воспитания и гражданственности, под гражданским воспитанием мы понимаем процесс и результат передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, формирование у учащихся патриотических взглядов, убеждений, патриотического поведения.

Гражданское воспитание в педагогике рассматривается как систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. [42]

        На  современном этапе, согласно Национальной  доктрине образования в Российской  Федерации, цель гражданского воспитания  определяется как воспитание  «граждан правового, демократического  государства, способных к социализации  в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы  личности, обладающих высокой нравственностью  и проявляющих национальную и  религиозную терпимость, уважительное  отношение к языкам, традициям  и культурам других народов».

Цели гражданского воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации развития общества.[55]

Воспитательная цель работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника гражданского сознания и чувств.

Развивающая функция патриотической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Познание и деятельность в процессе гражданского воспитания способствуют формированию гражданского мышления.

        Гражданское  воспитание в российском образовательном  пространстве имеет ряд особенностей:

- характерна специфика  понимания гражданственности на  духовно-нравственных объединяющих  началах, приоритете морали над  правом.

- наличие идеи сплоченности  народа в интересах достижения  государственных целей, основанной  на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;

- поликультурный характер  образовательной среды.

           Исходя из цели и особенностей  гражданского воспитания в российском  образовательном пространстве, а  также возрастных особенностей  младших школьников, современные  исследователи (педагоги и психологи) выделяют следующие основные  задачи гражданского воспитания  в начальной школе:

- создание условий для  становления у детей ценностных  ориентаций на основе системы  общечеловеческих ценностей;

- создание условий для  социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданско-правовое  общество через становление отношений  к миру и к себе в нем;

- формирование первичных  ценностных ориентаций;

- формирование гражданственности,

- формирование правовой  культуры, гражданских умений и  гражданского поведения;

- формирование навыков  коллективной деятельности, сотрудничества;

- формирование опыта овладения  культурой своего и других  народов, с которой ребенок сталкивается  с ранних лет;

- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая  родина;

- формирование гражданского  мировоззрения;

- ознакомление младших  школьников с государственными  символами России, Конституцией  РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;

- воспитание гражданского  отношения к Отечеству, к «другому»;

- воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства  жизненной цели;

- воспитание чувства принадлежности  – к семье, друзьям, школе, коллективу  единомышленников, малой родине, России;

- развитие мотивационной  сферы младших школьников по  ознакомлению и взаимодействию  с другими культурами.

- развитие навыка сотрудничества  и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- пробуждение и развитие  осознанного чувства интереса  и любви к Родине (России, родному  краю, природе, народному творчеству, традициям).

          Данные задачи решаются во  всех видах деятельности младших  школьников: в ходе уроков, в играх, в труде, в быту — так как  воспитывают в ребенке не только  гражданские чувства, но и формируют  его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. [55]

            Гражданское воспитание младших  школьников в российском образовательном  пространстве основывается на  принципах: народности, ненасилия, непрерывности  преемственности воспитательного  процесса, культуросообразности и толерантности.

       Принципы  гражданского воспитания имеют  направленность на:

- обеспечение равенства  прав и свобод человека и  гражданина независимо от его  расы, национальности, языка, отношения  к религии;

- гуманное, уважительное  отношение к людям различных  национальностей и рас, к их  историческому наследию, культурам  и традициям;

- сочетание в воспитании  национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

- формирование у каждого  нового поколения национального  самосознания, открытого для восприятия  ценностей других народов.

          При решении воспитательных задач  необходимо учитывать как природу  самого воспитания, так и различные  обстоятельства и условия, под  воздействием которых протекает  процесс социализации молодого  поколения. Поэтому гражданское  воспитание младших школьников  осуществляется в соответствии  с принципами гражданского воспитания, а также общими принципами  педагогического процесса (принципами  обучения и принципами воспитания).

      Основными  результатами гражданского воспитания  являются:

- самоидентификация детей  с образцами гражданского поведения, гражданского служения Родине;

- социальная активность  детей (применение знаний, умений, ценностных  ориентаций в социальной практике). [33]

      Таким образом, можно сделать следующие выводы. На современном этапе развития  российского общества целью гражданского  воспитания является воспитание  граждан правового демократического общества и государства.

       Задачи  гражданского воспитания решаются  с учетом особенностей российского  образовательного пространства  через ценности, свойственные российскому  менталитету – патриотизм, достоинство.

       Гражданское  воспитание основывается на общих  принципах педагогического процесса  и принципах гражданского воспитания, которые вместе составляют взаимосвязанную  систему, обеспечивающую эффективное  выполнение целей и задач воспитания.

            Основным результатом гражданского  воспитания является формирование  общественно активной личности, наделенной гражданским самосознанием  и чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права  и свободы человека, готовой и  умеющей отстаивать и защищать  их.

Так же существует определенная система гражданского воспитания младших школьников в современных условиях.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов.

В процессе анализа работ Ф. Б. Горелика[19], Б. Т. Лихачева[36], И. Ф. Харламова [59] мы пришли к выводу, что устойчивость и зрелость гражданского сознания школьников достигается только при условии, если их знания по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

Для воспитания гражданских взглядов и убеждений существенно важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.

Ф. Б. Горелик полагает, что с содержательной точки зрения гражданское воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой родине — своим родным местам, воспитания готовности к защите родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов. [19]

Немало возможностей для гражданского воспитания школьников имеется и во внеклассной работе - беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абсрактно, а способствовала осознанию учащимися таких качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.

Информация о работе Гражданское воспитание