Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 15:41, дипломная работа
Проблема гражданского воспитания одна из сложнейших в педагогике
вообще и в педагогике начальной школы в частности. Сложность ее связана,
прежде всего, с самим понятием гражданского воспитания, с тем
содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и
которое определяет методы, средства, формы работы с детьми
Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания младших школьников
Проблема гражданского воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в педагогике начальной школы в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием гражданского воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.
В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики становится воспитание гуманного, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании области действия своих прав и обязанностей, собственных интересов и интересов государства.[5]
На современном этапе в педагогической литературе также встречается ряд определений, которые отражают точку зрения различных ученых на понятие «гражданственность» и «гражданское воспитание». Рассмотрим некоторые из данных определений.
В. А. Сластенин рассматривает гражданственность как качество личности, которое проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему, в уважении к своим соотечественникам.[49]
С точки зрения социальной педагогики, гражданственность - это «любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее». [53]
В философии сущность гражданственности истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». [34]
Итак, в представленных выше определениях акцент сделан на раскрытии понятия «гражданственность» как нравственного чувства и качества личности.
Несколько другой подход представлен в определении И. Ф. Харламова, включающем в структуру гражданственности соответствующую потребностно - мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют гражданственность как нравственное качество.
С этой точки зрения гражданственность определяется педагогом как такое нравственное качество, которое "включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость. [57]
В определении И.Ф. Харламова [59], на наш взгляд, просматривается сущность и структура исследуемого понятия, поэтому данное определение будем считать рабочим.
Приведенное определение содержит перечень гражданских качеств. В частности, согласно определению, гражданственность включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа, заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям, стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.
Мы согласны с мнением И.Ф. Харламова, что для формирования гражданственности необходимо не только знать его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств
М. А. Шкробова определяет гражданское воспитание как целенаправленное педагогическое воздействие на самосознание учащихся путем передачи системы специальных знаний, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам государства, к гражданским правам и обязанностям, воспитание ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию. [61]
Опираясь на рассмотренные определения воспитания и гражданственности, под гражданским воспитанием мы понимаем процесс и результат передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, формирование у учащихся патриотических взглядов, убеждений, патриотического поведения.
Гражданское воспитание в педагогике рассматривается как систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. [42]
На
современном этапе, согласно Национальной
доктрине образования в
Цели гражданского воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские ценностные ориентации развития общества.[55]
Воспитательная цель работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника гражданского сознания и чувств.
Развивающая функция патриотической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Познание и деятельность в процессе гражданского воспитания способствуют формированию гражданского мышления.
Гражданское
воспитание в российском
- характерна специфика
понимания гражданственности
- наличие идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей, основанной на историческом опыте России, страны полиэтничной и многоконфессиональной;
- поликультурный характер образовательной среды.
Исходя из цели и особенностей
гражданского воспитания в
- создание условий для
становления у детей
- создание условий для
социализации растущей
- формирование первичных ценностных ориентаций;
- формирование
- формирование правовой культуры, гражданских умений и гражданского поведения;
- формирование навыков коллективной деятельности, сотрудничества;
- формирование опыта овладения
культурой своего и других
народов, с которой ребенок
- формирование таких понятий, как семья, государство, Родина, малая родина;
- формирование гражданского мировоззрения;
- ознакомление младших школьников с государственными символами России, Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека;
- воспитание гражданского отношения к Отечеству, к «другому»;
- воспитание чувств: достоинства, самоуважения, индивидуальности, ответственности, уверенности и защищенности, чувства жизненной цели;
- воспитание чувства
- развитие мотивационной сферы младших школьников по ознакомлению и взаимодействию с другими культурами.
- развитие навыка
- пробуждение и развитие осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям).
Данные задачи решаются во
всех видах деятельности
Гражданское воспитание
Принципы гражданского воспитания имеют направленность на:
- обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
- гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;
- сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
- формирование у каждого
нового поколения
При решении воспитательных
Основными
результатами гражданского
- самоидентификация детей
с образцами гражданского
- социальная активность
детей (применение знаний, умений, ценностных
ориентаций в социальной
Таким образом,
можно сделать следующие
Задачи
гражданского воспитания
Гражданское
воспитание основывается на
Основным результатом
Так же существует определенная система гражданского воспитания младших школьников в современных условиях.
Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов.
В процессе анализа работ Ф. Б. Горелика[19], Б. Т. Лихачева[36], И. Ф. Харламова [59] мы пришли к выводу, что устойчивость и зрелость гражданского сознания школьников достигается только при условии, если их знания по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания гражданских взглядов и убеждений существенно важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения.
Ф. Б. Горелик полагает, что с содержательной точки зрения гражданское воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой родине — своим родным местам, воспитания готовности к защите родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов. [19]
Немало возможностей для гражданского воспитания школьников имеется и во внеклассной работе - беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абсрактно, а способствовала осознанию учащимися таких качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.