Гражданско-правовое регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия и правовой природы договора перевозки груза автомобильным транспортом; рассмотрение правового положения сторон данного договора, комплекса мер, применяемого за нарушение условий договора, а также выявление особенностей гражданско-правового регулирования порядка заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом.
В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:
- охарактеризовать договор перевозки груза автомобильным транспортом;
- раскрыть понятие, признаки договора перевозки груза автомобильным транспортом;
- рассмотреть гражданско-правовое регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом;
- раскрыть стороны по договору перевозки груза автомобильным транспортом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Источники правового регулирования отношений по перевозке груза автомобильным транспортом.
1.1. Гражданский Кодекс РФ: общая характеристика договора перевозки груза……………………………………………………………………………5
1.2.Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: общая характеристика договора перевозки груза автомобильным транспортом…………………………………………10
Глава 2. Понятие и элементы договора перевозки груза автомобильным транспортом.
2.1. Понятие и признаки договора перевозки груза автомобильным транспортом…………………………………………………………………..13
2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки груза автомобильным транспортом………………………………………………………………….17
Глава 3. Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным транспортом……………………………24
Заключение…………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсач по гражданке.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра гражданского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Гражданское право России»

на тему «Гражданско-правовое регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом»

 

 

 

Выполнила: А.Ю. Пустовая, студентка 3-го курса очной формы обучения юридического факультета, группа Ю103

 

Проверил: Т.А. Новикова, преподаватель

Оценка __________________________________

Подпись _________________________________

«____» _______________________ 2012 г.

 

 

 

 

Люберцы

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Источники правового  регулирования отношений по перевозке  груза автомобильным транспортом.

1.1. Гражданский Кодекс РФ: общая характеристика договора перевозки груза……………………………………………………………………………5

1.2.Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: общая характеристика договора перевозки груза автомобильным транспортом…………………………………………10

Глава 2. Понятие и элементы договора перевозки груза автомобильным транспортом.

2.1. Понятие и признаки договора перевозки груза автомобильным транспортом…………………………………………………………………..13

2.2. Права и обязанности сторон договора перевозки груза автомобильным транспортом………………………………………………………………….17

Глава 3. Порядок заключения, изменения и прекращения договора перевозки груза автомобильным  транспортом……………………………24

Заключение…………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях постоянно меняющейся экономической реальности весомую  роль играет транспорт. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатство общества. Его продукция – это деятельность по территориальному перемещению грузов и людей.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения, обмена. Транспорт – это межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования общества,1 она является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Именно поэтому одним из базовых факторов устойчивого роста современной российской экономики является комплексное развитие транспортной инфраструктуры, что невозможно без создания систематизированной базы нормативно-правового регулирования договора перевозки груза, в том числе и автомобильным транспортом. Следует отметить, что организация автомобильных перевозок самым тесным образом связана с нормами не только национального публичного права, но и с нормами международного права.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения по обеспечению перевозок груза  автомобильным транспортом.

Предмет данной курсовой работы составляют нормы Российского гражданского законодательства, регулирующие общественные отношения, связанные с перевозкой груза автомобильным транспортом.

Целью работы является изучение понятия и правовой природы договора перевозки груза автомобильным транспортом; рассмотрение правового положения сторон данного договора, комплекса мер, применяемого за нарушение условий договора, а также выявление особенностей гражданско-правового регулирования порядка заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом.

В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:

- охарактеризовать договор перевозки груза автомобильным транспортом;

- раскрыть понятие, признаки договора перевозки груза автомобильным транспортом;

- рассмотреть гражданско-правовое  регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом;

- раскрыть стороны по  договору перевозки груза автомобильным транспортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА АВТОМОБИЛЬНЫМ

ТРАНСПОРТОМ

 

    1. Гражданский Кодекс РФ: общая характеристика договора перевозки груза

В главе 40 Гражданского Кодекса  Российской Федерации2 (далее -      ГК РФ), правила которой регулируют отношения по перевозке, содержится сравнительно небольшое количество положений, определяющих природу данного договора, круг его участников, их основные права и обязанности, а также ответственность сторон за нарушения обязательств договора и т.д. Для сравнения, договор купли-продажи регулируется нормами главы 30 ГК РФ, которая насчитывает около 100 статей. Дело в том, что основные положения, регулирующие договор перевозки, содержатся в соответствующих транспортных уставах, кодексах, иных законах и издаваемых в соответствии с ними правилах. Правильность указанного подхода позже неоднократно подчеркивалась в различных исследованиях, посвященных договору перевозки. Например, О.Н. Садиков указывает: «Наличие в сфере транспорта системы законодательных актов об отдельных его видах обусловлено значительными транспортно-технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области. Это делает нецелесообразным объединение правовой регламентации транспортных операций в рамках одного закона».3 Аналогичного мнения придерживается Н.С. Ковалевская, которая указывает: «Правовое регулирование отношений по перевозке в наиболее общей форме закреплено в гл. 40 ГК РФ (ст. 784 - 800). Однако специфика деятельности транспортных организаций в зависимости от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки. Именно поэтому особенности правовой регламентации транспортных договоров на различных видах транспорта закреплены в специальном транспортном законодательстве».4 Таким образом, централизованное управление всеми видами транспорта в настоящее время появилось, однако единого транспортного законодательства нет и вес ведомственного нормотворчества по-прежнему высок. Несмотря на то, что все виды транспорта подчиняются единому Министерству транспорта РФ, а ГК РФ установлены общие положения по перевозке для всех видов транспорта, роль ведомственного законодательства остается весомой, и для каждого вида транспорта предусмотрены отдельные нормативные правовые акты, регулирующие транспортные отношения в нем.5

Отношения, возникающие из международных перевозок, если они  подпадают под действие императивных норм международного соглашения и если его участником является Россия, регулируются соответствующей международной  транспортной конвенцией или соглашением, например, Женевской конвенцией о  договоре международной перевозки  грузов или Женевской таможенной конвенцией о международной дорожной перевозке (МДП). В ряде случаев Россия, не являясь участником той или  иной конвенции, тем не менее, использует ее нормы в своем национальном праве.6

По договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст.785      ГК РФ). Поскольку в указанном определении говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т.е. ранее переданный, врученный ему отправителем груз, то такой договор принадлежит к числу реальных гражданско-правовых договоров. Все остальные правоотношения, складывающиеся между грузоотправителем и перевозчиком, перевозчиком и грузополучателем, а также между различными перевозчиками, которые,  как и реальный договор перевозки,  опосредуют процесс транспортировки груза от грузоотправителя к грузополучателю,  традиционно исключаются из сферы договорных отношений по перевозке груза.7 

Договор перевозки груза  транспортом общего пользования  признается публичным (ст. 426 ГК РФ). Перевозка лишь тогда считается выполняемой транспортом общего пользования, когда осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и из закона, иных правовых актов или выданного этим лицам разрешения (лицензии) вытекает, что перевозка груза осуществляется при обращении любого гражданина или юридического лица. Перечень таких лиц подлежит опубликованию.

Договор перевозки груза  должен быть заключен в письменной форме. К примеру, при перевозке груза автомобильным транспортом такой формой служит товарно-транспортная накладная.

Нельзя согласиться со встречающимися в транспортных уставах  и кодексах утверждениями, что накладные  и выданные на их основании квитанции  лишь подтверждают заключение договора перевозки груза. Из этого неизбежно  следует ошибочный вывод, что  само заключение договора происходит ранее, вне всякой формы. На самом  же деле волеизъявление отправителя, направленное на заключение договора, содержится в  накладной, погрузочном ордере (экспортном поручении и т.п.). Выражение воли сопровождается передачей груза  перевозчику. Соглашаясь с предложением отправителя и принимая груз, перевозчик выдает квитанцию о приеме груза  или коносамент, в которых получает выражение его воля. Следовательно, при посредстве этих двух документов, представляющих в совокупности форму договора, и заключается договор перевозки груза.8

В договоре перевозки груза  каждая из сторон имеет права и несет обязанности. Его стороны - отправитель груза и перевозчик. Отправителем может быть любой субъект гражданского оборота. В качестве перевозчика может выступать коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Для приобретения статуса перевозчика предусмотрено лицензирование перевозочной деятельности, порядок этой деятельности устанавливается Правительством РФ.

Помимо грузоотправителя и перевозчика, заключающих договор перевозки груза, к числу его субъектов относится также грузополучатель.

По договору перевозки груза перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Разумный срок определяется исходя из конкретных, фактических обстоятельств и сущности обязательства по перевозке груза, данный срок устанавливается судом в случае спора о просрочке исполнения обязательства.

За оказываемую услугу по транспортировке груза и связанные с ней работы отправитель обязан уплатить перевозчику провозную плату. Ее размер определяется соглашением сторон договора, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ). Тарифы - системы зафиксированных в нормативном порядке цен на перевозку грузов, пассажиров и багажа и дополнительных сборов за выполнение операций, связанных с такими перевозками.9

Применение обязательных тарифов обеспечивает распространение  одинаковых цен на всех потребителей услуг транспорта общего пользования (ст. 790 ГК РФ), что характерно для публичного договора (ст. 426 ГК РФ).

По общему правилу плата  за перевозку груза и все прочие платежи должны быть уплачены отправителем при сдаче груза к перевозке. Но в случаях, предусмотренных законом  или иными нормативными актами, в  частности издаваемыми на отдельных  видах транспорта правилами перевозки  грузов, допускается перевод платежей на получателя. Перевозчику предоставляется право удержания груза в обеспечение исполнения обязательства по внесению платы грузоотправителя, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

    1. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: общая характеристика договора перевозки груза автомобильным транспортом

Нормы, регулирующие отношения  по перевозке груза автомобильным  транспортом, закреплены не только в ГК РФ, но и в Федеральном Законе от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»10 (далее – УАТ РФ), Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»11 и в иных законах. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта включает в себя основные положения договора перевозки груза автомобильным транспортом, порядок заключения, изменения, прекращения договора, ответственность сторон за неисполнение обязательств и др.

Как уже было сказано ранее, общие положения ГК РФ о договоре перевозке груза детализируются в различных транспортных уставах  и кодексах. В УАТ РФ подробно регламентируется порядок заключения договора автомобильной перевозки груза. К примеру, ст. 8 УАТ РФ гласит, что заключение договора подтверждается транспортной накладной, которую составляет грузоотправитель, если иное не установлено договором. Согласно Правилам перевозок груза автомобильным транспортом, транспортная накладная составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Форма транспортной накладной находится в приложении № 4 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Предоставление транспортных средств, контейнеров, предъявление и  прием груза, погрузка грузов в транспортные средства и контейнеры осуществляется на основании ст. 9-11 УАТ РФ, а также главы 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Перевозчик обязан предоставить транспортные средства или контейнеры пригодные для погрузки товара в сроки, установленные соглашением сторон. При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. Путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (ст. 2 УАТ РФ). Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них должны выполняться в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, предусмотренные правилами перевозок грузов (Приложение 6, Правила перевозки груза автомобильным транспортом). Время подачи транспортного средства, контейнера под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки, а время подачи транспортного средства, контейнера под выгрузку - с момента предъявления водителем транспортного средства грузополучателю транспортной накладной в пункте выгрузки. Исключение могут составлять только случаи, в которых погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью, составляемой перевозчиком. Сопроводительная ведомость – это документ, служащий для учета и контроля использования контейнера. Поскольку договор перевозки груза автомобильным транспортом, как и любой другой договор перевозки,  является срочным, упомянутый выше федеральный закон устанавливает правила исчисления сроков. Необходимо отметить, что в УАТ РФ устанавливаются точные сроки, в которые грузоотправитель или грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз – это 10 дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях и 13 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование договора перевозки груза автомобильным транспортом