Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа
В сою очередь, под предметом исследования понимается совокупность норм отечественного и международного законодательства, регулирующих отношения в сфере секрета производства (ноу-хау), а также проекты федеральных законов, судебно-арбитражная и правоприменительная практика.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с особенностью правого режима права на секрет производства (ноу-хау), а также опыт формирования и развития института секрета производства (ноу-хау) с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау)…….5
1.1 Становление и развитие института права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………..….5
1.2 Законодательство об охране права на секрет производства (ноу-хау)…………………………………………………………………………….….10
Глава 2. Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………….14
2.1 Субъекты права на секрет производства (ноу-хау)…………….….14
2.2 Объект и предмет права на секрет производства (ноу-хау)…...….17
2.3 Права и обязанности правообладателя……………………………..20
2.4 Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на секрет производства (ноу-хау)……………………………………………………...21
Заключение………………………………….……………………………………24
Список использованных источников………………………………...…………26
План:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау)…….5
1.1 Становление и развитие
института права на секрет
производства (ноу-хау)………………………………………………………
1.2 Законодательство об
охране права на секрет
Глава 2. Гражданско-правовое
регулирование права на секрет производства
(ноу-хау)………………………………………………………
2.1 Субъекты права на секрет производства (ноу-хау)…………….….14
2.2 Объект и предмет права на секрет производства (ноу-хау)…...….17
2.3 Права и обязанности правообладателя……………………………..20
2.4 Гражданско-правовая
Заключение………………………………….………………
Список использованных источников………………………………...…………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена многими показателями. В частности, наше общество находится на этапе технического развития. Век нанотехнологий и развития глобальных сетей коммуникации дает особую значимость правового регулирования правоотношений, которые складываются по поводу секрета производства (ноу-хау).
Секрет производства (ноу-хау) относится к объектам права интеллектуальной собственности, что является новеллой российского законодательства. Ранее данное понятие отдельно не выделялось, оно включалось в понятие коммерческой тайны. Однако с развитием общества и изменением нашего законодательства секрет производства отделяется от коммерческой тайны. В Конституции Российской Федерации заложены основы всего нашего законодательства, в том числе и основы творческой реализации личности и её свободного развития. Отделение секрета производство от коммерческой тайны повлекло за собой разработку нормативной базы, которая будет регулировать право на секрет производства (ноу-хау). Однако новое законодательство и по сей день не решило всех проблем и споров, возникающих в сфере гражданско-правового регулирования права на секрет производства.
В свою очередь, статья 1465 Гражданского
кодекса Российской Федерации закрепляет
понятие секрета производства (ноу-хау),
а именно под секретом производства (ноу-
В соответствии с определением понятия секрета производства (ноу-хау), данным в Гражданском кодексе Российской Федерации, можно сделать вывод, что объектом исследования являются общественные отношения в информационной сфере, которые связаны с комплексом прав на информацию, являющейся коммерческой тайной, а так же включает в себя охрану результатов интеллектуальной деятельности в области коммерческой тайны, и их регулирование в законодательстве Российской Федерации, а именно, в системах гражданского и информационного права, с учетом опыта, как отечественного, так и зарубежного.
В сою очередь, под предметом исследования понимается совокупность норм отечественного и международного законодательства, регулирующих отношения в сфере секрета производства (ноу-хау), а также проекты федеральных законов, судебно-арбитражная и правоприменительная практика.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с особенностью правого режима права на секрет производства (ноу-хау), а также опыт формирования и развития института секрета производства (ноу-хау) с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта.
Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау).
1.1. Становление и развитие института права на секрет производства (ноу-хау).
Дословный перевод термина «ноу-хау» с английского языка означает «знать, как». Впервые это понятие появилось в Англии и США, а впоследствии и в других странах. Первоначально технические знания, опыт, секреты производства, составляющие ноу-хау, были необходимы для реализации предмета лицензии, полученной на использование запатентованного изобретения, и применялись только в технической сфере. Однако в настоящее время к ноу-хау относятся также сведения нетехнического характера, относящиеся к организации и экономике производства, маркетингу и т. п.2
В мировой практике под ноу-хау обычно понимается совокупность каких-либо знаний или опыта (информация), имеющих коммерческую ценность, которые можно использовать в процессе производственной деятельности предприятия. Такая информация должна быть конфиденциальной, то есть не общедоступной и не общеизвестной. В этой связи к ноу-хау относят патентоспособные, но не запатентованные изобретения; сведения научно-технического характера, не отвечающие требованиям патентоспособного изобретения; сведения организационного и коммерческого характера.
Международная ассоциация по охране промышленной собственности включает в понятие «ноу-хау» технические значения, опыт, конкретные методы и их комбинации, что представляет ценность, что известно лишь ограниченному кругу лиц и в своем полном виде нигде не публиковались, что не имеет патентной защиты в качестве объектов промышленной собственности. В международной практике к категории ноу-хау нередко может быть отнесена важная информация, которая является добавлением к патентному описанию изобретения. Такое добавление заявитель иногда старается исключить из патентного описания, хотя патентные законы запрещают это делать.3
Примером непреднамеренного раскрытия ноу-хау может быть включение его без необходимости в патентные описания. На международной конференции «Россия в международном технологическом обмене», проходившей в Москве 7-9 декабря 1993 года, обращалось внимание на то, что до самого последнего времени отечественные научно-технические журналы раскрывали до 80% ноу-хау, что при внешнеторговых сделках на поставку оборудования, комплектных установок ноу-хау должно быть конкретизировано, определена его цена, оформлено отдельное лицензионное соглашение и что учет всех этих требований в равной степени имеет значение и при создании совместных предприятий, когда наш вклад в их создание предполагает использование отечественных технологий и ноу-хау.4
Таким образом, суть ноу-хау составляет информация – необходимый атрибут жизни отдельного человека и любого общества, в котором он проживает. По мере развития общества развиваются и наши представления об информации, и, соответственно, степень воздействия общества на информацию, распространение и использование информации. Данные изменения происходят, прежде всего, в результате научно-технического прогресса, создания и совершенствования новых технологий и средств распространения информации.
Однако в советской правовой системе термин «ноу-хау» появился гораздо позже, чем в капиталистических государствах. В СССР положения о ноу-хау применялись только в сфере внешнеэкономической деятельности и не распространялись на внутренние взаимоотношения между хозяйственными организациями и предприятиями. Такое ограниченное использование секрета производства объясняется тем, что в рамках командно-административной экономики конструкция ноу-хау существовать не могла, так как все полученные достижения научно-технического характера не засекречивались, а напротив, повсеместно передавались советским предприятиям для их внедрения на производстве.
Защита прав на техническую, организационную и коммерческую информацию, составляющую секреты производства (ноу-хау), в качестве особого объекта гражданского права, была впервые введена в России Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года.5
В статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации информация ранее упоминалась в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, однако в соответствии со статьей 17 Закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»6 в статье 128 Гражданского кодекса были внесены изменения, в соответствии с которыми информация перестала быть самостоятельным объектом гражданского права.
В свою очередь, информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.7
Принятый в 2004 году Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне»8 урегулировал отношения, связанные с отнесение информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной её конфиденциальности, а также определил сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии с этим информация о секрете производства (ноу-хау) является только одной из разновидностей информации, составляющей коммерческую тайну. Поэтому следует различать такие понятия как «коммерческая тайна» и «секрет производства (ноу-хау)». На основе определения данного в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 14659 можно выделить признаки, по которым сведения относятся к секрету производства (ноу-хау).
Во-первых, сведения, составляющие секрет производства, должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, то есть обладать способностью быть объектом рыночного оборота.
Во-вторых, к сведениям, составляющим секрет производства на законном основании не должно быть свободного доступа, то есть обладатель таких сведений ограничивает доступ к ним любым третьим лицам в соответствии с действующим законодательством.
В-третьих, правообладатель должен ввести режим коммерческой тайны, который включает в себя принятие комплекса мер правового, организационного, технического и иного характера, позволяющее обладателю сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), защитить их от конкурентов и третьих лиц, которые могут использовать их в своих личных или коммерческих интересах.10
На протяжении всей истории развития отечественного гражданского права его основным предметом регулирования являются имущественные личные не имущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными, складывающиеся в обществе на началах юридического равенства сторон. Правоотношения, возникающие по поводу ноу-хау, представляют собой личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Это подтверждается тем, что, с одной стороны, содержание секрета производства составляет информация, которая по своей природе нематериальна; с другой – правообладатель вправе использовать ноу-хау и распоряжаться правом на него в товарно-денежной форме. Таким образом, правоотношение, складывающееся относительно секрета производства (ноу-хау), составляет предмет регулирования гражданского права.
Учитывая вышеизложенное, следует различать три основных этапа развития института права на секрет производства (ноу-хау), имеющие значение для Российской Федерации:
1) с1970 по 1990 гг., в советский
период в рамках командно-
2) с 1991 по 2007 гг., после
распада СССР и построения
рыночной экономики институт
секрета производства (ноу-хау) стал
использоваться и во
3) с 2008 по настоящее
время, на сегодняшний день
секрет производства (ноу-хау) включен
в перечень охраняемых
1.2 Законодательство об охране права на секрет производства (ноу-хау).
Основным законодательным актом, регулирующим право на секрет производства, является Конституция российской Федерации, однако непосредственного закрепления понятия «секрет производства (ноу-хау)» она не предусматривает. В статье 44 пункте 1 Конституции Российской Федерации говорится, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом17.
Статья 1225 Гражданского кодека отнесла секрет производства (ноу-хау) к одному из объектов права интеллектуальной собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации посвящает институту секрета производства (ноу-хау) глава 75, входящая в раздел VII ГК РФ « Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».18
Понятие «секрет производства
(ноу-хау)» закреплен в статье
1465 Гражданского кодекса. Лицо, ставшее
добросовестно и независимо от других
обладателей секрета производства обладателем
сведений, составляющих содержание охраняемого
секрета производства, приобретает самостоятельное
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)