Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

В сою очередь, под предметом исследования понимается совокупность норм отечественного и международного законодательства, регулирующих отношения в сфере секрета производства (ноу-хау), а также проекты федеральных законов, судебно-арбитражная и правоприменительная практика.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с особенностью правого режима права на секрет производства (ноу-хау), а также опыт формирования и развития института секрета производства (ноу-хау) с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау)…….5
1.1 Становление и развитие института права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………..….5
1.2 Законодательство об охране права на секрет производства (ноу-хау)…………………………………………………………………………….….10
Глава 2. Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………….14
2.1 Субъекты права на секрет производства (ноу-хау)…………….….14
2.2 Объект и предмет права на секрет производства (ноу-хау)…...….17
2.3 Права и обязанности правообладателя……………………………..20
2.4 Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на секрет производства (ноу-хау)……………………………………………………...21
Заключение………………………………….……………………………………24
Список использованных источников………………………………...…………26

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

План:

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау)…….5

1.1 Становление и развитие  института права на секрет  производства (ноу-хау)………………………………………………………………………..….5

1.2 Законодательство об  охране права на секрет производства (ноу-хау)…………………………………………………………………………….….10

Глава 2. Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………….14

2.1 Субъекты права на  секрет производства (ноу-хау)…………….….14

2.2 Объект и предмет  права на секрет производства (ноу-хау)…...….17

2.3 Права и обязанности  правообладателя……………………………..20

2.4 Гражданско-правовая ответственность  за нарушение права на секрет производства (ноу-хау)……………………………………………………...21

Заключение………………………………….……………………………………24

Список использованных источников………………………………...…………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена  многими показателями. В частности, наше общество находится на этапе  технического развития. Век нанотехнологий и развития глобальных сетей коммуникации дает особую значимость правового регулирования правоотношений, которые складываются по поводу секрета производства (ноу-хау).

Секрет производства (ноу-хау) относится к объектам права интеллектуальной собственности, что является новеллой российского законодательства. Ранее данное понятие отдельно не выделялось, оно включалось в понятие коммерческой тайны. Однако с развитием общества и изменением нашего законодательства секрет производства отделяется от коммерческой тайны. В Конституции Российской Федерации заложены основы всего нашего законодательства, в том числе и основы творческой реализации личности и её свободного развития. Отделение секрета производство от коммерческой тайны повлекло за собой разработку нормативной базы, которая будет регулировать право на секрет производства (ноу-хау). Однако новое законодательство и по сей день не решило всех проблем и споров, возникающих в сфере гражданско-правового регулирования права на секрет производства.

В свою очередь, статья 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет  понятие секрета производства (ноу-хау), а именно под секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.1

В соответствии с определением понятия секрета производства (ноу-хау), данным в Гражданском кодексе  Российской Федерации, можно сделать  вывод, что объектом исследования являются общественные отношения в информационной сфере, которые связаны с комплексом прав на информацию, являющейся коммерческой тайной, а так же включает в себя охрану результатов интеллектуальной деятельности в области коммерческой тайны, и их регулирование в законодательстве Российской Федерации, а именно, в системах гражданского и информационного права, с учетом опыта, как отечественного, так и зарубежного.

В сою очередь, под предметом  исследования понимается совокупность норм отечественного и международного законодательства, регулирующих отношения в сфере секрета производства (ноу-хау), а также проекты федеральных законов, судебно-арбитражная и правоприменительная практика.

Целью данного исследования является выявление проблем, связанных  с особенностью правого режима права  на секрет производства (ноу-хау), а  также опыт формирования и развития института секрета производства (ноу-хау) с учетом исторического  отечественного и зарубежного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика права на секрет производства (ноу-хау).

1.1. Становление  и развитие института права  на секрет производства (ноу-хау).

Дословный перевод термина  «ноу-хау» с английского языка  означает «знать, как». Впервые это  понятие появилось в Англии и  США, а впоследствии и в других странах. Первоначально технические знания, опыт, секреты производства, составляющие ноу-хау, были необходимы для реализации предмета лицензии, полученной на использование запатентованного изобретения, и применялись только в технической сфере. Однако в настоящее время к ноу-хау относятся также сведения нетехнического характера, относящиеся к организации и экономике производства, маркетингу и т. п.2

В мировой практике под  ноу-хау обычно понимается совокупность каких-либо знаний или опыта (информация), имеющих коммерческую ценность, которые можно использовать в процессе производственной деятельности предприятия. Такая информация должна быть конфиденциальной, то есть не общедоступной и не общеизвестной. В этой связи к ноу-хау относят патентоспособные, но не запатентованные изобретения; сведения научно-технического характера, не отвечающие требованиям патентоспособного изобретения; сведения организационного и коммерческого характера.

Международная ассоциация по охране промышленной собственности  включает в понятие «ноу-хау» технические  значения, опыт, конкретные методы и  их комбинации, что представляет ценность, что известно лишь ограниченному кругу лиц и в своем полном виде нигде не публиковались, что не имеет патентной защиты в качестве объектов промышленной собственности. В международной практике к категории ноу-хау нередко может быть отнесена важная информация, которая является добавлением к патентному описанию изобретения. Такое добавление заявитель иногда старается исключить из патентного описания, хотя патентные законы запрещают это делать.3

Примером непреднамеренного  раскрытия ноу-хау может быть включение его без необходимости в патентные описания. На международной конференции «Россия в международном технологическом обмене», проходившей в Москве 7-9 декабря 1993 года, обращалось внимание на то, что до самого последнего времени отечественные научно-технические журналы раскрывали до 80% ноу-хау, что при внешнеторговых сделках на поставку оборудования, комплектных установок ноу-хау должно быть конкретизировано, определена его цена, оформлено отдельное лицензионное соглашение и что учет всех этих требований в равной степени имеет значение и при создании совместных предприятий, когда наш вклад в их создание предполагает использование отечественных технологий и ноу-хау.4

Таким образом, суть ноу-хау  составляет информация – необходимый  атрибут жизни отдельного человека и любого общества, в котором он проживает. По мере развития общества развиваются и наши представления об информации, и, соответственно, степень воздействия общества на информацию, распространение и использование информации. Данные изменения происходят, прежде всего, в результате научно-технического прогресса, создания и совершенствования новых технологий и средств распространения информации.

Однако в советской  правовой системе термин «ноу-хау» появился гораздо позже, чем в капиталистических государствах. В СССР положения о ноу-хау применялись только в сфере внешнеэкономической деятельности и не распространялись на внутренние взаимоотношения между хозяйственными организациями и предприятиями. Такое ограниченное использование секрета производства объясняется тем, что в рамках командно-административной экономики конструкция ноу-хау существовать не могла, так как все полученные достижения научно-технического характера не засекречивались, а напротив, повсеместно передавались советским предприятиям для их внедрения на производстве.

Защита прав на техническую, организационную и коммерческую информацию, составляющую секреты производства (ноу-хау), в качестве особого объекта гражданского права, была впервые введена в России Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года.5

В статье 128 Гражданского кодекса  Российской Федерации информация ранее  упоминалась в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, однако в соответствии со статьей 17 Закона «О введении в действие части четвертой  Гражданского кодекса Российской Федерации»6 в статье 128 Гражданского кодекса были внесены изменения, в соответствии с которыми информация перестала быть самостоятельным объектом гражданского права.

В свою очередь, информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация в зависимости от категории  доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.7

Принятый в 2004 году Федеральный  закон Российской Федерации «О коммерческой тайне»8 урегулировал отношения, связанные с отнесение информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной её конфиденциальности, а также определил сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В соответствии с этим информация о секрете производства (ноу-хау) является только одной из разновидностей информации, составляющей коммерческую тайну. Поэтому следует различать такие понятия как «коммерческая тайна» и «секрет производства (ноу-хау)». На основе определения данного в Гражданском кодексе Российской Федерации в статье 14659 можно выделить признаки, по которым сведения относятся к секрету производства (ноу-хау).

Во-первых, сведения, составляющие секрет производства, должны иметь  действительную или потенциальную  коммерческую ценность, то есть обладать способностью быть объектом рыночного  оборота.

Во-вторых, к сведениям, составляющим секрет производства на законном основании не должно быть свободного доступа, то есть обладатель таких сведений ограничивает доступ к ним любым третьим лицам в соответствии с действующим законодательством.

В-третьих, правообладатель  должен ввести режим коммерческой тайны, который включает в себя принятие комплекса мер правового, организационного, технического и иного характера, позволяющее обладателю сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау), защитить их от конкурентов и третьих лиц, которые могут использовать их в своих личных или коммерческих интересах.10

На протяжении всей истории  развития отечественного гражданского права его основным предметом  регулирования являются имущественные  личные не имущественные отношения, связанные и не связанные с  имущественными, складывающиеся в обществе на началах юридического равенства сторон. Правоотношения, возникающие по поводу ноу-хау, представляют собой личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Это подтверждается тем, что, с одной стороны, содержание секрета производства составляет информация, которая по своей природе нематериальна; с другой – правообладатель вправе использовать ноу-хау и распоряжаться правом на него в товарно-денежной форме. Таким образом, правоотношение, складывающееся относительно секрета производства (ноу-хау), составляет предмет регулирования гражданского права.

Учитывая вышеизложенное, следует различать три основных этапа развития института права  на секрет производства (ноу-хау), имеющие  значение для Российской Федерации:

1) с1970 по 1990 гг., в советский  период в рамках командно-административной  экономики предприятия были государственными, следовательно, единственными правообладателем секрета производства являлось государство. По этой причине ни Гражданский кодекс 1992 года11, ни Основы 1961 года12, ни Гражданский кодекс 1964 года13 не содержали норм о ноу-хау. Секрет производства (ноу-хау) являлся лишь предметом внешнеторговых сделок.

2) с 1991 по 2007 гг., после  распада СССР и построения  рыночной экономики институт  секрета производства (ноу-хау) стал  использоваться и во внутригосударственных отношениях. В целях урегулирования новых отношений, предметом которых выступали права на секрет производства, были приняты Основы 1991 года14, часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации 1994 года15, Федеральный закон Российской Федерации «О коммерческой тайне» 2004 года16. Законодатель устранил «пробелы», имевшиеся в ранее действующих советских правовых актов.

3) с 2008 по настоящее  время, на сегодняшний день  секрет производства (ноу-хау) включен  в перечень охраняемых результатов  интеллектуальной деятельности  и средств индивидуализации; его  правообладатель наделен исключительным правом; определен договор об отчуждении исключительного права на секрет производства (ноу-хау), лицензионный договор о предоставлении права использования ноу-хау.

1.2 Законодательство  об охране права на секрет  производства (ноу-хау).

Основным законодательным  актом, регулирующим право на секрет производства, является Конституция  российской Федерации, однако непосредственного закрепления понятия «секрет производства (ноу-хау)» она не предусматривает. В статье 44 пункте 1 Конституции Российской Федерации говорится, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом17.

Статья 1225 Гражданского кодека отнесла секрет производства (ноу-хау) к одному из объектов права интеллектуальной собственности. Гражданский кодекс Российской Федерации посвящает институту секрета производства (ноу-хау) глава 75, входящая в раздел VII ГК РФ « Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».18

Понятие «секрет производства (ноу-хау)» закреплен в статье 1465 Гражданского кодекса. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства (п. 2 ст. 1466 Гражданского Кодекса).

Информация о работе Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)