Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:53, курсовая работа
В сою очередь, под предметом исследования понимается совокупность норм отечественного и международного законодательства, регулирующих отношения в сфере секрета производства (ноу-хау), а также проекты федеральных законов, судебно-арбитражная и правоприменительная практика.
Целью данного исследования является выявление проблем, связанных с особенностью правого режима права на секрет производства (ноу-хау), а также опыт формирования и развития института секрета производства (ноу-хау) с учетом исторического отечественного и зарубежного опыта.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Общая характеристика права на секрет производства (ноу-хау)…….5
1.1 Становление и развитие института права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………..….5
1.2 Законодательство об охране права на секрет производства (ноу-хау)…………………………………………………………………………….….10
Глава 2. Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)………………………………………………………………………….14
2.1 Субъекты права на секрет производства (ноу-хау)…………….….14
2.2 Объект и предмет права на секрет производства (ноу-хау)…...….17
2.3 Права и обязанности правообладателя……………………………..20
2.4 Гражданско-правовая ответственность за нарушение права на секрет производства (ноу-хау)……………………………………………………...21
Заключение………………………………….……………………………………24
Список использованных источников………………………………...…………26
Как предусмотрено в ст. 1467 Гражданского Кодекса, исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
ГК предусматривает
В ст. 1470 и 1471 Гражданского Кодекса говорится соответственно о служебном секрете производства и секрете производства, полученном при выполнении работ по договору.
В соответствии с п. 1 ст. 1472 Гражданского Кодекса нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 Гражданского Кодекса, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом. В то же время лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность, указанную выше (п. 2 ст. 1472 Гражданского Кодекса).19
Федеральный закон «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращение режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).20
В Налоговом кодексе Российской Федерации в статье 149 пункте 2 сказано что, исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора не подлежат налогообложению21.
Следует также учитывать, что далеко не все сведения могут составлять содержание ноу-хау. В отношении некоторых сведений вообще не может быть введен режим конфиденциальности. Например, в соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»22 не может быть ограничен, в частности, доступ к информации о состоянии окружающей среды, а равно к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.23
Другие сведения подлежат охране в ином порядке. Так, сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, относятся к государственной тайне и охраняются в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5485-1 «О государственной тайне».24 В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного закона к числу сведений, составляющих государственную тайну, относятся сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.
Такой подход к понятию секрета производства (ноу-хау) согласуется с международными актами. Так в статье 39 ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) или Соглашение ТРИПС - международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году. Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности25) охрана закрытой информации предоставляется при условии, что такая информация:
-является секретной в
том смысле, что она в целом
или в определенной
-ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность;
-является объектом надлежащих
в данных обстоятельствах
Глава 2. Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау).
2.1 Субъекты права на секрет производства (ноу-хау).
В главе 75 ГК нет каких-либо
ограничений в отношении
Субъектами права на секрет производства может быть любой гражданин (в том числе иностранец) или любое юридическое лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей секрет производства, ограничивают доступ к этой информации и устанавливают в отношении нее режим КТ (ст. 1465 ГК РФ28, п. 4 ст. 3 Федерального Закона «О коммерческой тайне»).29
Общую классификацию субъектов правоотношений по поводу секрета производства (ноу-хау) в обобщенном виде можно представить следующим образом:
-правообладатель секрета
производства (ноу-хау): автор – лицо,
творческим трудом которого
-конфиденты: работник, контрагент,
органы государственной власти,
иные государственные органы
и органы местного
Не могут считаться обладателями секрета производства лица:
1) работники, получившие
от работодателя доступ к
2) лица, получившие доступ
к сведениям о секрете
В главе 75 «Право на секрет производства» ГК РФ и в Федеральном законе «О коммерческой тайне» определены следующие законные основания владения и распоряжения информацией, находящейся в режиме коммерческой тайны:
1) Если информация самостоятельно получена лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности без нарушения закона, и если содержание этой информации совпадает с содержанием информации, составляющей секрет производства, обладателем которого является другое лицо, то это лицо становится также обладателем секрета производства и приобретает на него самостоятельное исключительное право (п. 2 ст. 1466 ГК РФ30, п. 2 ст. 4 Федерального Закона «О коммерческой тайне»31).
2) Если секрет производства создан работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), право на отнесение информации, знаний и навыков к секретам производства, на определение состава секретов производства (ноу-хау) и способов его идентификации принадлежит работодателю (п.1 ст. 1470 ГК РФ32).
Об этом же говорится в п. 1 ст. 8 Федерального Закона «О коммерческой тайне»: обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, полученной в рамках трудовых отношений, является работодатель.33
3) Если работник в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя получает результат, способный к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, программы для электронных вычислительных машин или базы данных и в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником сообщит ему о сохранении информации о соответствующем РИД в тайне, то права на секрет производства принадлежит работодателю. Если работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником не сообщит работнику о сохранении информации о соответствующем РИД в тайне, право на получение патента на такие изобретения, полезной модели, промышленного образца принадлежит работнику (п. 4 ст. 1370 ГК РФ34 и п.2 ст. 8 Федерального Закона «О коммерческой тайне»35).
4) Если секрет производства
получен при выполнении
5) Если секрет производства получен при выполнении работ по договору, заключаемому главным распорядителем или распорядителем бюджетных средств с федеральными государственными учреждениями, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если договором не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации (ст. 1471 ГК РФ37).
2.2 Объект и
предмет права на секрет
Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.38
Отвечая всем признакам, свойственным интеллектуальной собственности, и будучи одним из ее объектов, секрет производства обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего, в основе секрета производства лежит фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний. Хотя с принятием части четвертой Гражданского кодекса за обладателями секретов производства признана и юридическая монополия на их использование (исключительное право), это мало что изменило в практическом отношении. Ведь совершенно очевидно, что объявление секрета производства объектом исключительного права ничего не дает, если сами сведения, составляющие секрет производства, утратили свою конфиденциальность.
Правовые средства, которыми располагает обладатель секрета производства, хотя и предоставляют ему известные возможности для ограждения его интересов, являются менее эффективными, чем те, которые имеются в распоряжении владельцев иных объектов интеллектуальной собственности. Поэтому, прежде всего от самого правообладателя, от полноты и результативности, принимаемых им мер по сохранению его фактической монополии на знание зависит жизненность его права на секрет производства.
Важной особенностью секрета производства является, далее, его наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности. Если под изобретениями, промышленными образцами, товарными знаками и иными объектами интеллектуальной собственности закон понимает вполне определенные результаты интеллектуальной деятельности, то под понятие секрета производства могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предпринимателя.
При этом секретом производства могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке.
Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к секретам производства не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне"39 режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений:
Информация о работе Гражданско-правовое регулирование права на секрет производства (ноу-хау)