Гражданско-правовой договор: понятие, значение и нормативное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее изучение проблемы соотношения права и этикета в процессе социального взаимодействия представителей различных слоев общества.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………. …….3
Глава 1. Конституционно-правовой статус Правительства
Российской Федерации ………………………………………………..6
Глава 2. Функции Правительства Российской Федерации……........11
Глава 3. Организация деятельности Правительства Российской
Федерации………………………………………………………….….16
Заключение……………………………………………………………20
Литература…………………………………………….……………….22

Файлы: 1 файл

Реферат ГП .docx

— 94.62 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

___________________________________________________________

КАФЕДРА

  государственного  строительства и права

 

РЕФЕРАТ

по  курсу

 

“ гражданское право“

 

 

На тему

 

“ Гражданско-правовой договор: понятие, значение и  нормативное регулирование “

 

 

 

 

 

 

 

Москва,2011

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………. …….3

 

Глава 1. Конституционно-правовой статус Правительства

Российской Федерации  ………………………………………………..6

 

Глава 2. Функции Правительства Российской Федерации……........11 

Глава 3. Организация деятельности Правительства Российской

Федерации………………………………………………………….….16

 

Заключение……………………………………………………………20

 

Литература…………………………………………….……………….22

 

 

Содержание

С О Д Е Р Ж А  Н И Е  
 
 
 
Введение 3  
Глава 1. Особенности этикета как важной составляющей правовой деятельности. 5  
1.1 Основные аспекты этикета как общественного явления. 5  
1.2 Этикет в профессиональной деятельности юриста. 10  
Глава 2. Этикет правовой деятельности. 14  
2.1 Содержание культуры правовой деятельности. 14  
2.2 Культура составления правовых документов. 17  
2.3 Судебный этикет. 20  
Заключение 24  
Список использованной литературы 26

 

 

 

 

Введение

 

Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми  нравственными ситуациями, которые  обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства.  
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

Моральная культура и культура этикета это два взаимосвязанных  элемента образа юридического работника, где первая отражает внутреннюю культуру личности, а вторая рассматривает  как культуру внешнюю. Безо всякого  сомнения - внутренняя культура человека играет «первую скрипку» в его  деятельности и поведении. Однако нельзя недооценивать и внешнюю культуру и ее влияние на культуру внутреннюю.

Культура этикета включает в себя такие элементы, как культура труда и культура речи сотрудника, этика служебного быта и внешний  облик работника, манеру общения, культуру поведения за пределами служебного кабинета, эстетику ритуалов, скрупулезность оформления служебных документов и  т.д. Как известно, небрежность и  халатное отношение к работе часто  ведет к зачастую непоправимым ошибкам, а надменность перерастает в высокомерие и безразличие.

Актуальность работы, таким  образом, определяется тем обстоятельством, что социально-экономические, политические и культурные преобразования, происходящие в современном государстве, предъявляют  новые и довольно жесткие требования к представителям юридических профессий в Российской Федерации.

Таким образом, объектом данного  исследования являются взаимоотношения  между правом и этикетом как институтами современного общества.

Предмет исследования являются основные закономерности в формировании и развитии этикета и права.

Целью настоящего исследования является комплексное и всестороннее изучение  проблемы соотношения права и этикета в процессе социального взаимодействия представителей различных слоев общества.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:  
- рассмотреть формы проявления эстетической культуры в правовой деятельности; -  
- проанализировать научную литературу по вопросам, касающимся темы настоящей работы;  
- дать краткую характеристику оснвным правовым институтам, связанным с рассматриваемой темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВО И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 


 Слово "право" - многозначно,  имеет богатое разностороннее  содержание. Во-первых, его употребляют  в общесоциальном смысле (моральное  право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет  о нравственных, политических, культурных  и иных возможностях в поведении  субъектов (например, моральное право  руководить коллективом; поступить  по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена  общественного объединения и  т.п.). 
 

   Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.). 
   В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры). 
   Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. 
   Право - социальный институт, имеющий свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем: 
1) право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества; 
2) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов; 
3) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений; 
4) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм; 
5) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне; 
6) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам. 
  Сущность права - "крепкий орешек". Ее не так-то просто выявить, установить, поэтому чисто методически при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны - формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть прежде всего регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности. 
   Поэтому необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке? 
   История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, общественных, религиозных, национальных, расовых и других интересов. 
   Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы. 
  Существует также общесоциальный подход, который рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п. 
   Наряду с этими основными выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике. 
   Иначе говоря, сущность права многопланова. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в ней в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое из вышеперечисленных начал. 
  Раскрыть значение права для общества и конкретизировать его сущность призвана категория "ценность права", под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения справедливых, прогрессивных интересов общества и отдельной личности. 
   Ценность права выражается в том, что оно прежде всего выступает средством: 
регулирования общественных отношений (придает действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность); 
защиты существующего общественного строя (устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния); 
обновления общества, фактором его прогресса (содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество); 
решения глобальных проблем современности (оборонных, экологических и т.п.); 
определения меры свободы личности в обществе (фиксирует масштабы, границы свободы); 
утверждения нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры (В.В. Лазарев, С.В. Липень). 
   Суммируя изложенное и учитывая существующие в современной отечественной и зарубежной научной литературе мнения, можно предложить следующее определение права, разделяемое с небольшими расхождениями большинством правоведов, как ученых, так и практиков. 
  Право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества. 
 
 Понятие права в объективном и субъективном смысле 
 
   Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятия права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяснит, что конкретно имеется в виду под словом "право" в той или иной ситуации, в том или ином контексте. Да и рядовые граждане, не вдаваясь в теорию и не прибегая к "мудреным" терминам, интуитивно различают указанные понятия в своей практической жизни. 
  В одних случаях субъект говорит: "Право мне позволяет, разрешает, гарантирует; оно меня охраняет, защищает, определяет границы свободы, рамки правомерного и неправомерного" (право в объективном смысле); в других он утверждает: "я имею право", "мне принадлежит право", "я вправе совершать те или иные действия, требовать соответствующего поведения от других, предъявлять судебные иски и т.д.", очерчивая тем самым круг своих юридических прерогатив (право в субъективном смысле). 
  Трудность, однако, состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом - "право". Этот дуализм и сбивает с толку, затрудняет восприятие реальности. Перед нами слово-омоним (омонимы - термины, имеющие одинаковое звучание, но разное значение). Разумеется, лучше было бы обозначать два разных понятия (право как норму закона и право как возможность определенного лица действовать или пользоваться каким-то благом) различными терминами. 
  В некоторых иностранных языках это так и происходит. Например, в грузинском - "самартали" и "уфплеба", в английском - "law" и "right". В других же языках, как и в русском, указанные правовые явления выражаются одним термином (во французском - "droit", в итальянском - "diritto", в немецком - "Recht"), что обязывает в каждом конкретном случае уточнять, в каком смысле употреблен термин "право". В русском языке также нет слова, которое бы обозначало явление, именуемое "субъективным правом". Уяснению понятий помогают эпитеты "объективное" и "субъективное". 
  Суть двух значений права проста: совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.), - это право в объективном смысле, или просто объективное право; система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - законные интересы. 
  Различие между правом в объективном и субъективном смысле сложилось в науке давно, оно проводилось еще в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах как в Европе, так и в США. Наибольшее развитие и обоснование эта концепция получила, в частности, в немецкой юриспруденции прошлого века, а также в трудах русских дореволюционных правоведов. Собственно, идея двух видов права в принципе заложена в естественно-правовой доктрине. 
  Однако существование понятий права в объективном и субъективном смысле всегда порождало у юристов споры, являясь зачастую причиной различного понимания и решения многих других правовых проблем. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что "уже на пороге исследования понятия о субъективном праве мы сталкиваемся с решительным его отрицанием", хотя сам он считал это отрицание "не более, как протестом против слова, а не означаемой им сущности". 
   Попытки отвергнуть категорию субъективного права предпринимались одно время в советской научной и учебной литературе. Эта категория была объявлена "устаревшей и ненужной в науке, методологически неверной", "не соответствующей социалистическим отношениям", а в сохранении ее усматривалось "влияние буржуазной юриспруденции". В некоторых учебниках по теории государства и права 50-х годов термин "субъективное право" даже не фигурировал, он обычно заменялся на "правомочие". 
   Однако в дальнейшем эти нигилистические тенденции поддержки не получили. В противовес им С.Ф. Кечекьян справедливо подчеркивал: "Субъективное право, т.е. право отдельных лиц, составляет совершенно необходимое понятие правовой системы и правовой науки". Такого же мнения придерживался А.А. Пионтковский: "Субъективное право не есть устарелое или ненужное для советского права понятие; наоборот, оно приобретает сейчас свое действительное и полновесное значение". 
   "Отмена" понятия субъективного права обосновывалась чаще всего нечеткостью, двусмысленностью самого термина "субъективное право", вызывающего различные толкования даже среди юристов. В обыденное же сознание он тем более вносит сумятицу, ибо любой неискушенный гражданин может вполне резонно заметить: "Про всякие права слышал, многими сам обладаю, но о каких-то "субъективных" представления не имею". Поэтому вносились предложения заменить "злополучный" термин другим или отказаться от него вовсе. Однако этот довод явно несостоятелен, поскольку тогда каждой науке пришлось бы отказываться от своего стиля, своего "птичьего" языка, изгонять непонятные или просто "неугодные" термины. Ясно, что подобный остракизм - нонсенс. 
   В связи с рассмотрением всех этих этимологических аспектов необходимо оговориться, что понятия объективного и субъективного права не следует путать с проблемой объективного и субъективного в праве. Это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. В последнем случае имеется в виду соотношение объективных и субъективных факторов, причин, условий, оказывающих свое влияние на процессы формирования и действия права как социального явления. 
Категории же "объективное право" и "субъективное право" представляют собой условные фразеологические понятия (выражения, словосочетания), принятые в мировой юридической науке и практике. Их связь с философскими понятиями объективного и субъективного весьма опосредованная и относительная. 
     Это не философский аспект, а главным образом логико-понятийный, гносеологический, касающийся происхождения указанных понятий, процесса их образования, содержания, природы, онтологического статуса, методологии исследования. Иначе говоря, иной угол зрения, иной ракурс проблемы, хотя определенные элементы философии, в частности теории познания, в ней все же присутствуют, как и во многих других юридических институтах и понятиях. 
    Однако, несмотря на эту семантическую трудность, юристы с давних времен употребляли слово "право" в двух главных значениях - объективном и субъективном. Правовая действительность рассматривалась как бы в двух разрезах: в одной плоскости этого разреза видели устанавливаемые государством общеобязательные нормы, а в другой - все, связанное с их реализацией, те конкретные возможности, полномочия, действия, которые люди могли предпринимать и фактически предпринимали на основе и в пределах этих норм. 
  Право как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений - вот суть разграничения права на объективное и субъективное. 
   Право в объективном смысле - это законодательство данного периода в данной стране; право же в субъективном смысле - это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений. 
   Появилась лингвистическая потребность разграничить два разных явления посредством образования двух самостоятельных понятий. Это можно было сделать двумя путями: либо ввести новые термины, либо найти к уже имевшемуся оценочные прилагательные, способные отразить указанное различие. Произошло последнее. 
   Слово "право" стало употребляться с определениями "объективное" и "субъективное". Возникли выражения: "объективное право" и "субъективное право", которые и призваны были обозначить и закрепить отделившиеся друг от друга реальности. К этой лексической конструкции толкала не только теория, логика познания права (метод расчленения, изучения по частям), но и практика применения правовых норм, накопленный опыт. 
   Здесь следует заметить, что если понятие "право" употреблялось без всяких оговорок, то под ним всегда подразумевалось право в объективном смысле, т.е. юридические нормы. Необходимость в уточнении как раз и возникает тогда, когда требуется обратить внимание и указать не на норму закона, а именно на право отдельного субъекта - субъективное право. Без такого уточнения, т.е. без определения "субъективное", право обычно мыслится как объективное (совокупность норм), если даже слово "объективное" при этом и отсутствует. В данном контексте важен момент противополагаемости. 
    Разумеется, явление, обозначаемое как "субъективное право", можно было бы выразить и с помощью другой грамматической формы, например право субъекта, право лица, право гражданина и т.д. (дополнение), или использовать прилагательные - личное право, индивидуальное право. Для широкой аудитории, массового читателя это было бы понятнее. В свое время предлагались и другие языковые символы. Р. Иеринг называл субъективное право конкретным, противополагая его абстрактной юридической норме. 
  В русской дореволюционной литературе было много образных, афористичных определений субъективного права - "защищенный законом интерес", "размер личной мощи", "индивидуальная вольность", "объем дозволенной самодеятельности лица", "сферы влияния и власти человека в обществе", "открытая для гражданина возможность совершать известного рода поступки", "хотеть и действовать", "предъявлять требования к государству и согражданам"; "меры свободы субъекта, осуществляемой в определенных границах" и т.д. Все эти дефиниции отражали различные грани и стороны одного сложного феномена. На этой почве шли споры и поиски наиболее общей (универсальной) формулы, которая бы устраивала всех. Считалось, что такая формула еще не найдена. 
   Правовая наука воспользовалась терминами "объективное" и "субъективное" не случайно и не для того только, чтобы разграничить два тесно соприкасающихся, но не совпадающих явления, а для того, чтобы полнее отразить их общественно-юридическую природу, функциональную роль и социальное назначение. 
   И если уж говорить о более или менее удачной и точной терминологии, то в научном отношении, теоретически, когда право в смысле правомочия конкретного лица сопоставляется с правом в объективном смысле (норма), предпочтительнее как раз термин "субъективное право", так как он более верно и адекватно выражает суть и специфические особенности обозначаемого явления. 
   Во-первых, он оказывается на месте с чисто формальной точки зрения, а именно в силу того, что в правовой науке все носители (обладатели) предусмотренных законом прав и обязанностей называются "субъектами права". Отсюда принадлежащее им то или иное право - субъективное. Уже в этом заключена известная целесообразность применения данного термина. Во-вторых, и это главное, словами "личное", "индивидуальное" право мы выражали бы по существу лишь момент принадлежности права субъекту, но не отражали бы гораздо более значимого, а именно философского нюанса понятия. А он здесь, как уже говорилось, несомненно, присутствует. 
   Дело в том, что субъективное право не только указывает на принадлежность права субъекту, но и отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право (как мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования. Норма же права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, отвлеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать. 
   Субъективное в нашем случае - это не только принадлежащее субъекту, но и зависящее от него, а объективное - это не только не принадлежащее субъекту, но и не зависящее от него. Субъективное право субъективно в том смысле, что оно связано с субъектом и обусловлено его волей и сознанием. Объективное право объективно в том смысле, что оно не приурочено к конкретному субъекту и не связано с его волеизъявлением и личным усмотрением. 
   Именно эти свойства данных явлений (зависимость - независимость, принадлежность - непринадлежность, связанность - несвязанность с субъектом) отражают слова "объективное" и "субъективное". Эти определения показывают разную степень самостоятельности обозначаемых объектов по отношению к субъекту. Когда человек говорит: "Я имею право", то это не означает, что он "имеет" норму права; это означает, что он может (вправе) действовать известным образом в рамках этой нормы, иными словами, в рамках стоящего над ним и не зависящего от него закона. 
   Признание и законодательное закрепление естественных прав человека придает делению права на объективное и субъективное новое звучание и значение. Тем более что речь, собственно, идет об одной и той же проблеме, только в разных ее аспектах, органично дополняющих друг друга. Недопустимо и вредно как отождествление, так и противопоставление естественного и позитивного права. 
   Поэтому вопрос о том, сохраняет ли сегодня свое значение традиционное учение о делении права на объективное и субъективное (иначе говоря - на право в объективном и субъективном смысле) или оно исчерпало себя в свете современных реалий, может иметь только положительный ответ. Конечно, сохраняет. Важно лишь освободить его от прежней догматики, идеологических наслоений. 
   В частности, неприемлемо в нем положение, согласно которому субъективное право всегда и во всех случаях вытекает из объективного права и полностью им определяется. Это не так, особенно когда речь идет о естественных правах человека, источник которых - не закон. Но при этом следует иметь в виду, что, хотя естественные права и не зависят от государства, они не направлены против него, а существуют и реализуются при поддержке и содействии государства. С другой стороны, эти права служат своеобразным ограничителем для самой власти. 
   Итак, под правом в объективном смысле понимается система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах государства (Конституциях, законах, указах, кодексах), не зависящих от каждого отдельного индивида; а под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования. 
   Следует заметить, что, как писал И.А. Ильин, под правом в субъективном смысле "может подразумеваться в качестве коррелята также и любая юридическая обязанность, хотя терминологически идея обязанности не покрывается представлением о праве в субъективном смысле". В данном контексте автор подчеркивал, что полномочием здесь будет называться всякое разрешение, содержащееся в норме, а обязанностью - долженствование, которое может быть выражено словесно в самом тексте нормы или выводиться из нее логическим путем. 
   Из этого важного замечания следует, что право в субъективном смысле охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей, т.е. совокупность конкретных долженствований, необходимостей, императивов, предусмотренных законами государства. Все это составляет единое целое.


 

 
 
 
 
 
 
Признаки права

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

Нормативность

Общеобязательность 

Обеспеченность государством

Носит объективный характер

Формальная определенность — нормы права выражены в официальной форме

Неперсонифицированность и неоднократность  действия норм права. Юридические нормы  рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного  адресата, обращены ко всем

Справедливость содержания юридических  норм

Системность. Право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм

Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает  соответствующую обязанность 

 
ПРАВО (англ. law, right) - 1) в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни (объективное право).

Иногда право определяется и более широко - как правовые взгляды и позиции, выражающие социальные интересы и закрепленные в системе общественных правил поведения, установленных и обеспеченных государством и регулирующих общественные отношения. В таком определении синтезируются правопонимание в виде правовой идеологии, правосознания, правовых концепций и нормы права, вводящие нормативную меру общественного поведения. Нормы права облекаются в разные юридические формы1. Основное отличие права от правил поведения в доклассовом обществе, а также от др. нормативных систем, напр., морали, заключается в его тесной связи с государством. С помощью права субъекты государственной власти закрепляют в качестве обязательных определенный круг общественных отношений.

В отличие от других социальных норм, нормы права всегда, кроме норм обычного права, имеют знаковую форму выражения: в виде законов, юридических прецедентов и иных официальных источников. Эти источники устанавливают формальные права одних и обязанности других лиц, гарантируют им возможность защищать эти права, ссылаясь на соответствующие источники права, направленные в судебном процессе.

Как и любая другая система, объективное право основано на определенных принципах, т.е. основополагающих началах, ключевых идеях, определяющих и выражающих его сущность. Принципы права - его объективные свойства, отражающие потребности общественного развития, потребности данного общества, государства. Они могут быть закреплены в конкретных нормах права, но могут и логически выводиться из их совокупности. Существует деление принципов права на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. Наибольшее значение, например для теории права, имеют основные (общие) принципы права: справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, сочетания убеждения и принуждения.

В субъективном смысле предусмотренная (или не запрещенная) законом либо иным правовым актом возможность лица обладать имущественным или неимущественным благом, действовать в определенной ситуации способом, установленным правовой нормой, или воздержаться от совершения соответствующего действия (субъективное право). Примерами субъективных прав являются гражданские права и свободы, права лиц в процессе коммерческой или некоммерческой деятельности и др.

Субъективное право, как  и объективное, имеет свою структуру. Можно различать два уровня структуры  субъективного права – структуру  всей системы прав субъектов связей и отношений, существующих в данном государстве, и структуру каждого  наличного права субъекта. Собственно право как единство объективного и субъективного права образует в свою очередь высший уровень  структуры данного вида, но в этом Случае нас интересует лишь структурированность  субъективного права.

Для системы субъективных прав, так же как и для правовой системы (системы норм), решающее значение имеет деление всех общественных отношений на горизонтальные и вертикальные. Система субъективных прав соответственно может в определенных общественно-экономических  формациях и при известных  исторических условиях подразделяться на публичные и частные субъективные права. Характер установления или приобретения, степень свободы действий и зависимости от волеизъявления субъектов, пути и меры защиты публичных и частных субъективных прав отличаются весьма существенно (разумеется, где подобное подразделение объективно обусловлено и признано).

Далее. Система субъективных прав подразделяется на отрасли и  институты в зависимости от вида общественных отношений, в которых  участвует тот или иной субъект. Коль скоро многие субъекты права  (например, граждане) оказываются участниками общественных отношений различного вида одновременно, то они обладают или могут обладать субъективными правами, связанными с различными отраслями права.

 Наиболее разработана в нашей науке система основных субъективных прав граждан, т.е. прав конституционных. Впрочем, даже и эта система субъективных прав анализируется слабо, подвергнута описанию применительно к советскому праву в общей теории права буквально в нескольких трудах.

Отрасли и институты системы  субъективных прав соответствуют и  должны в основном соответствовать  отраслям и институтам действующей  правовой системы (системы норм). К  сожалению, нам не известно ни одно монографическое исследование этого  вопроса не только по общей теории права, но и по отраслевым юридическим  наукам. Между тем конкретно-социологический  анализ тут был бы весьма уместен  и мог бы сразу выявить мертвые  правовые нормы. Конечно, реализация законодательства не сводится лишь к установлению (приобретению) субъективных прав, но вне этих прав и соответствующих юридических  обязанностей законодательные акты, правовые нормы вообще не могут находить своей специфической реализации в общественных отношениях.

Система субъективных прав, в отличие от правовой системы  государства (объективного права), особо  динамична. Субъективные права приобретаются, находятся в той или иной стадии реализации, исчерпываются (прекращаются), изменяются по своему непосредственному  содержанию и объему, оказываются  юридическим основанием возникновения  иных прав. Управомоченные могут не использовать предоставленных прав или использовать их частично, могут  обращаться или не обращаться за защитой  нарушаемых прав. Субъективными правами  обладают и распоряжаются миллионы граждан страны, должностные лица, огромное число предприятий и  учреждений. Число единичных субъективных прав, наличных правомочий у субъектов  самых разнообразных общественных отношений практически необозримо.

Если объективное право  – это право, которое в известном  смысле отражает статику юридической  формы, и состоит из определенного  числа норм, то субъективное право  в масштабе страны динамично по самой  своей природе, ибо непосредственно  связано с человеческой деятельностью  во всех сферах жизни, вплетено в огромную сеть общественных отношений и связей.

Без динамики субъективного  права законодательство страны оторвалось бы от реального социального движения и превратилось в мертвую схему  логически связанных норм. Но в  исключительной подвижности субъективных прав есть и свои минусы – их динамика имеет тенденцию к деструктурированию юридической формы, социальная жизнь  может наполнить содержание субъективного  права таким образом, что оно  грозит взорвать правовую оболочку. Сдерживают такую тенденцию юридические  нормы, т.е. объективное право, внося  в правовое регулирование необходимую  устойчивость и прочность, внося  в него изменения, которые заранее  осмыслены законодателем, строятся на известных обобщениях юридической  практики, а в условиях социалистического  государства— в соответствии с научно обоснованной политикой.

Анализ системы субъективных прав на уровне отраслей и институтов права способен раскрыть структурность  высшего уровня. Однако пока центр  внимания юридической науки сосредоточен в анализе внутренней структуры  субъективного права. Субъективное право (как и юридическая норма) имеет типичную структуру – связь  элементов содержания.

 

 

Аграрное право

Административное право

Банковское право

Гражданское право

Европейское право

Жилищное право

Земельное право

Информационное право

Коммерческое право

Конституционное право России

Международное публичное  право

Международное частное право

Муниципальное право

Налоговое право

Информация о работе Гражданско-правовой договор: понятие, значение и нормативное регулирование