Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 02:16, курсовая работа

Описание работы

Апатрид - лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона.
Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.[8, стр. 3]
Денатурализация – отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства.[3]

Содержание работы

1. Перечень условных обозначений, символов, терминов……………....3
2.Введение……………………………………………………………………..4
3.Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь……..6
3.1. Обзор литературы по вопросам гражданства детей…………………6
3.2. Гражданство детей как подинститут конституционно-правового института гражданства Республики Беларусь............................................8
3.3. Анализ изменений законодательства по вопросам гражданства в Республике Беларусь………………………………………………………...15
4. Заключение…………………………………………………………………29
5. Список используемых источников…………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 3.docx

— 59.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

1. Перечень условных обозначений, символов, терминов……………....3

2.Введение……………………………………………………………………..4

3.Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь……..6

3.1. Обзор литературы по вопросам гражданства детей…………………6

3.2. Гражданство детей как подинститут конституционно-правового института гражданства Республики Беларусь............................................8

3.3. Анализ изменений законодательства по вопросам гражданства в Республике Беларусь………………………………………………………...15

4. Заключение…………………………………………………………………29

5. Список используемых источников……………………………………...31

6. Приложение………………………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Перечень условных обозначений, символов, терминов.

Апатрид - лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона. 

Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится, независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.[8, стр. 3]

Денатурализация – отмена решения о натурализации, т.е. о приеме иностранца или лица без гражданства в гражданство данного государства.[3]

Натурализация – (от фр. naturaliser)-индивидуальный прием в гражданство иностранца по его заявлению.[3]

Право крови – «jussunguinis», один из принципов приобретения гражданства в силу рождения (ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места своего рождения); воспринят большинством государств мира.

Право почвы – «jussoli», один из принципов приобретения гражданства в силу рождения; означает, что ребенок становится гражданином государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителей.

Ребенок - физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.[42, ст. 1]

Филиация – (англ. filiation, от лат. filius-сын)-в конституционном праве- приобретение гражданства по рождению.[3]

 

 

 

 

 

 

2. Введение.

Гражданство ребенка  - это политическая и правовая связь ребенка с государством независимо от национальной принадлежности ребенка. Гражданин обладает всеми правами и свободами данного государства, как на территории страны, так и за ее пределами.[20, ст. 10] Лица же без гражданства и иностранные граждане не имеют политические права и свободы в данном государстве, что отличает их от граждан этого государства.

По этой причине законодательство Республики Беларусь направлено на предупреждение случаев безгражданства среди детей. Приобретение гражданства Республики Беларусь детьми возможно:

- по рождению;

- в порядке  регистрации;

- в случаях изменения гражданства родителей(ля) или усыновителей(ля);

- в случаях  усыновления.

Правовой основой деятельности ОВД по линии гражданства являются:

- Конституция  Республики Беларусь;

- Закон  Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики  Беларусь»;

- Положение  о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики  Беларусь, утвержденное Указом Президента  Республики Беларусь от 17 ноября 1994 г. №209( в ред. Указа от 11.01.14 г. №17);

- международные  соглашения, заключенные Республикой  Беларусь с иностранными государствами  по вопросам, связанным с гражданством.

Закон « О гражданстве» Республики Беларусь является основным законодательным правовым актом, регулирующем данную область права.

Кроме того, в работе были использованы труды представителей юридической науки:Анцух Н. С., Байбороша Н. С., Валюшко Н. В, Василевич Г.А., Васильева Л.А., Григорьев А. А., Кирдеева И. С., Чуприс О. И. и др. Проводилось изучение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, Конвенции ООН, международные соглашения и т. д.

При написании работы передо мной стояли следующие задачи:

- изучить  законодательно правовые акты, касающиеся  гражданства детей;

- изучить  научные труды по данной теме;

- высказать  свою точку зрения по этому  вопросу;

- провести сравнительный анализ изменений законодательства по вопросам гражданства в Республике Беларусь.

Использовала следующие методы исследования: формализация, прием восхождения,

Курсовая работа представляет собой научную работу в объеме 48 страниц, состоящую из перечня условных обозначений, символов, терминов, введения, ее общей характеристики, трех глав, вывода, списка 51 использованных источников (7 страниц) и приложения (11 страниц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданство детей по законодательству  Республики Беларусь.

2.1. Обзор литературы по вопросам  гражданства детей.

Данную тему хорошо раскрыла Чуприс Ольга Ивановна, заместитель декана по образовательным инновациям и учебно-методической работе, доктор юридических наук, доцент, в своей научной статье «Гражданство детей в Республике Беларусь». Она писала данную научную работу еще до принятия Закона «О гражданстве» Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. №136-3. Ольга Ивановна пишет: «Действующее в Республике Беларусь законодательство о гражданстве закрепляет три основные ситуации, напрямую затрагивающие государственно-правовую принадлежность несовершеннолетних. Они связаны с рождением детей, изменением гражданства родителями или одним из них, усыновлением.»[50] На данный момент дети могут приобрести гражданство Республики Беларусь и в порядке регистрации[41, ст. 15].

Также в статье описывались два общих принципа приобретения ребенком гражданства по рождению: «jussunguinis» («право крови, происхождения») и «jussoli» («право земли, почвы»). Предлагалось включить в Закон Республики Беларусь о гражданстве такого условного «права почвы» как: «предоставление гражданства ребенку иностранцев, родившемуся на территории Беларуси, если государства родителей не предоставляют ему своего гражданства»[50]. В новом же Законе данная норма прописана в 13 статье.[41]

Закон «О гражданстве» был разработан на основе анализа также и научных исследований, возможно ее выводы также учли его создании, так как они основывались на общепризнанных нормах зафиксированных в Европейской Конвенции «О гражданстве» от 1997г.

По данной теме научных работ было найдено не много, в основном авторы касаются этой темы вскользь. Рассмотрим научную статью кандидата юридических наук Анцух Натальи Сергеевны «Актуальные проблемы в области международного усыновления».  Она пишет, что основная проблема заключается в том, что заключено не достаточно договоров с иностранными государствами о согласовании процедуры международного усыновления. Также Наталья Сергеевна сформулировала свои предложения по совершенствованию белорусского законодательства в сфере международного усыновления. «Для устранения пробела в белорусском праве можно

ввести в ст. 233 КоБС ч. 7 текст следующего содержания: «усыновление

совершеннолетнего лица, являющегося гражданином Республики Беларусь,

независимо от места его проживания, произведенное компетентным органом

иностранного государства, гражданином которого является усыновитель —

иностранный гражданин или на территории которого постоянно проживает

усыновитель — лицо без гражданства, признается действительным в Республике Беларусь».

Особенно это важно, если усыновляемый по какой-то причине не является дееспособным, или не в полной мере может осуществлять самостоятельность. Таким людям нужна забота не меньше, чем детям, поэтому я полностью согласна с автором.

Рассмотрим научный труд Григорьева Алексея Александровича «К вопросу совершенствования права Республики Беларусь в условиях развития множественного гражданства». Он писал: «в целях защиты детей от жестокого обращения,Российская Федерация заключила в 2012 г. международные договоры с США иФранцузской Республикой, предусматривающие сохранение у усыновляемых (удочеряемых) детей гражданства России даже при получении имигражданства названных государств и обеспечении в дальнейшем постоянного контроля за судьбой данныхдетей, что не просто позволяет поставитьпод сомнение взгляды отдельных белорусских исследователей о недопустимостимножественного гражданства, его исчезновении и утрате егозначения, подтверждая ранее изложенное нами предположение о развитиив международном праве множественного гражданства и формированииправа на него, а говорит о возможности более цивилизованной и эффективной защиты прав детей, в томчисле при появлении новых технологийв биологической сфере.Представляется, чтотакой опыт мог бы использоваться и в праве Беларуси.Приэтом, учитывая новую практику однополыхбраков, введенную отдельными странами, в том числе Францией, Испанией, Нидерландами, полагаем невозможным допущение усыновления (удочерения) такими парами, в томчисле в связи с тем, что данное обстоятельство способствует раскрытию тайны усыновления (удочерения) прибиологической невозможности деторождения, а также не соответствуетнормам христианской морали.»

Так как выше в статье говорилось о суррогатном материнстве, я считаю правильным сохранение гражданства, на территории которого ребенок родился и в каком гражданстве находится женщина, родившая этого ребенка. Государство реально может защитить детей от насилия и жестокого обращения.

2.2. Гражданство детей как подинститут  конституционно-правового института  гражданства Республики Беларусь.

Определений понятия «гражданство» существует великое множество, вот одно из его определений:

Гражданство – правовой институт, характеризующий взаимоотношения человека с государством, под юрисдикцией которого он находится независимо от того, проживает этот человек на территории данного государства или находится вне его пределов.

Конституционо-правовой институт – устойчивая группа правовых норм, регулирующие соответствующую разновидность общественных отношений.

Институт гражданства детей состоит из следующих источников конституционного права:

1. Конституция Республики Беларусь [20];

2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь:

- Всеобщая  декларация прав человека[10],

- Европейская  конвенция «О гражданстве»[30],

- Конвенция  ООН «О правах ребенка»[43],

- Конвенция  ООН «О сокращении безгражданства»[45],

- Конвенция  ООН «О статусе апатридов»[46];

- Соглашение  между Республикой Беларусь, Республикой  Казахстан, Кыргызской Республикой  и Российской Федерацией «Об  упрощенном порядке приобретения  гражданства» [26],

- Соглашение  между Республикой Беларусь и  Украиной «Об упрощенном порядке  изменения гражданства гражданами  Республики Беларусь, постоянно  проживающие в Украине, и гражданами  Украины, постоянно проживающие  в Республике Беларусь» [24],

- Соглашение  между Республикой Беларусь и  Республикой Казахстан «Об упрощенном  порядке приобретения гражданства  гражданами Республики Беларусь, прибывающими для постоянного  проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного  проживания в Республику Беларусь» [25],

- Договор  между Республикой Беларусь и  Республикой Казахстан «О правовом  статусе граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории  Республики Казахстан, и граждан  Республики Казахстан, постоянно  проживающих на территории Республики  Беларусь» [44];

3.Законы:

- Закон Республики  Беларусь «О гражданстве Республики  Беларусь» [41],

- Закон Республики  Беларусь «О правах ребенка» [42];

4. Указы Президента Республики Беларусь:

- Указ Президента  Республики Беларусь «Об утверждении  Положения о порядке рассмотрения  вопросов, связанных с гражданством  Республики Беларусь, и образовании  при Президенте Республики Беларусь  Комиссии по вопросам гражданства» [29];

5. нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления:

- Постановление  Министерства внутренних дел  Республики Беларусь «. Об утверждении  инструкции о порядке оформления  органами внутренних дел материалов  по вопросам гражданства Республики  Беларусь» [27],

- Постановление  Министерства иностранных дел  Республики Беларусь «Об утверждении  инструкции о порядке рассмотрения  органами дипломатической службы  вопросов, связанных с гражданством  Республики Беларусь» [28].

Конституция гарантирует: защиту и покровительство детей – граждан Республики Беларусь, как на территории страны, так и за ее пределами; никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство; приобретение и утрата гражданства осуществляется в соответствии с законом. [20, ст.10]

 Всеобщая  декларация прав человека провозглашает  право человека и ребенка на  гражданство. [10, ст.15]

Европейская конвенция «О гражданстве» дает определения таким понятия как:

"гражданство" означает правовую  связь между отдельным лицом  и государством без указания  этнического происхождения этого  лица;

"ребенок" означает любое лицо  моложе 18 лет, если только в соответствии  с законодательством, применимым  к детям, совершеннолетие не наступает  раньше. [30, ст.2]

Она определяет правила каждого государства-участника, регулирующие гражданство, основываются на следующих принципах:

a) каждый человек имеет право  на гражданство;

b) следует избегать безгражданства;

c) никто не может быть произвольно  лишен своего гражданства;

d) ни вступление в брак, ни  расторжение брака между гражданином  государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним  из супругов во время пребывания  в браке не влекут за собой  автоматически последствий для  гражданства другого супруга. [30, ст.4]

Информация о работе Гражданство детей по законодательству Республики Беларусь