Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:34, курсовая работа
Институт гражданства выполняет двойную функцию, являясь, во-первых, средством и способом защиты прав гражданина, а во-вторых, институтом защиты прав и интересов государства. Институт гражданства – это один из наиболее чрезвычайно показательных и ёмких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются высшей ценностью в соответствии со статьёй 2 Конституции РФ.
Введение …………………………………………………………………………..
1Общие положения по гражданству Российской Федерации ……………………………………………………………………………………..
1.1 Понятие основные принципы гражданства ……………………………………………………………………………………..
1.2 Основания, порядок приобретения гражданства ……………………………………………………………………………………..
1.3 Основания, порядок прекращения гражданства …………………………………………………………………………………….
1.4 Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей в связи с изменением гражданства родителей ……………………….....
1.5 Особый институт двойного гражданства …………………………….......
2 Правовое регулирование решения дел о гражданстве
Российской Федерации ……………………………………………………….
2.1 Порядок решения дел о гражданстве …………………………………….
2.2 Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве ……………………………………………………………………...
Вопросы приёма в гражданство РФ решает сам Президент России. Если вы, скажем, не фальсифицировали предоставленные документы, не имели проблем с Уголовным кодеком (Н.: неснятая судимость) и не записались в политические экстремисты, угрожающим безопасности государства, то трудностей с гражданством у вас быть не должно. Но недаром бытует пословица: “Обещанного три года ждут”. В смысле после свадьбы три года без развода.
5. Правовой статус личности в Российской Федерации
Принципы правового статуса личности.
Под принципами следует понимать основополагающие начала, идеи, охраняемые государством и положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Принцип равноправия. Он проявляется в том, что все граждане пользуются равными правами и свободно несут равные обязанности; не отличаются по основаниям приобретения гражданства; равны перед законом и судом; в равном объёме обеспечиваются действующими гарантиями.
Принцип сочетания личных и общественных интересов гражданина – это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, то есть эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития они различны. Общественные интересы – это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общестенных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.
Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Этот процесс идёт по трём направлениям: а) в правовой статус личности включаются новые, раннее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности; б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993г. Толкуются расширительно, то есть приобретают более полное содержание; в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали огромное скачок в своём развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые заметно ослабли.
Понятие и классификация основных прав, свобод и обязанностей граждан.
Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются Конституцией и защищаются государством, устанавливают и регулируют наиболее важные и существенные отношения между личностью и государством, определяют юридические основы свободы личности, составляют ядро статуса личности.
Основные обязанности – это устанавливаемые и охраняемые государством, закрепляемые Конституцией требования к человеку и гражданину участвовать в обеспечении интересов государства, общества и других граждан. Основные права, свободы и обязанности можно разделить на 4 группы: личные (право на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность), политические (право на объединение, свобода слова, совести, собраний и т.д.), экономические (право на свободное занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, право частной собственности, право на труд и т.п.), социально-культурные (право на образование, социальное обеспечение и т.д.).
Отличия прав человека от прав гражданина: во-первых, они отличаются своим происхождением. Права человека являются естественными и принадлежащие ему по рождению. Во-вторых, они неотчуждаемы. В-третьих, они охраняются и защищаются не только государством, но и всем мировым сообществом. В-четвёртых, в случае их нарушения могут применяться международно-правовые санкции. Государствам, в которых нарушенные права человека, не предоставляющие режим наибольшего благоприятствования. Экспорт и импорт товаров для таких государств облагается повышенными пошлинами, а также вводиться запрет на импорт многих важных товаров и технологий. Государствам, в которых нарушенным правам человека, не предоставляют гуманитарную международную помощь. Против таких государств устанавливается эмбарго на экспорт и импорт товаров; может быть установлена блокада и применены силовые методы давления.[5]
Гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Под гарантиями следует понимать условия и средства, реально обеспечивающие человеку и гражданину возможность пользоваться основными правами и свободами и неукоснительно исполнять возложенные на него обязанности.
Под экономическими гарантиями следует понимать закреплённые Конституцией формы собственности и основанную на их базе систему хозяйствования, которые призваны обеспечить достойную жизнь человеку и гражданину, удовлетворяющих его разумные материальные и духовные потребности. Экономические гарантии государство реализует, прежде всего за счёт налогов, задержка поступления которых приводит к несвоевременной выплате зарплаты, пенсий, пособий, вносит дезорганизацию в выполнение многих государственных программ.
Под политическими гарантиями следует понимать всю систему органов государства и общественно-политических организаций, которые создаются и действуют таким образом, чтобы разумно привлекать граждан к управлению государством и обществом. Политическая система создаёт необходимые условия для широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества. Это и непосредственная демократия, и демократия, осуществляемая через органы государства и через органы местного самоуправления, о чём уже говорилось.
Социально-нравственные гарантии – это социальная справедливость и совесть, благодаря которой граждане правильно понимают права, свободы и обязанности, правильно ими пользуются и правильно их исполняют.
Социальная справедливость – эталон нравственности государства и общества. Социальное государство берёт на себя обязательство неукоснительно соблюдать социальную справедливость, быть противником неравноправия и привилегий, её нарушающих.
Совесть – это эталон нравственности человека. Совесть – это чувство моральной ответственности человека за своё поведение. К сожалению, совесть у нас не в большом почёте. А справедливый человек – это справедливый человек.
Под юридическими гарантиями следует понимать закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства. Права, свободы и обязанности не просто декларируются, а закрепляются нормами права, но этого недостаточно, так как нормы права нарушаются, и тогда начинает действовать государственно-правовой механизм защиты прав и свобод, обеспечения исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. Эту деятельность осуществляют все органы государства. Вместе с тем специальные органы, на которые возложена обязанность стоять на страже прав и свобод граждан и неукоснительно соблюдать гражданами возложенных на них обязанностей. Это правоохранительные органы (прокуратура, суды).
6. Правовой статус беженцев, вынужденных переселенцев и иностранцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца. Первый – ФЗ “О беженцах”, второй ФЗ “О вынужденных переселенцах”.
Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Правовой статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев принятой 28 июля 1951г., к которой в 1992г. Присоединилась и Россия. Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несёт обязанности соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и другое. Федеральная миграционная служба (ФМС) принимает решение о признании лица беженцем и выдаёт ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признаётся беженцем на срок до трёх лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество, ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но а при определённых условиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства РФ или другого государства, при выезде за пределы России на постоянное жительство, при умышленном предоставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты государства, территорию которого он вынужден покинуть). ФМС оказывает помощь в приёме, признании, размещении и обустройстве беженцев.
Вынужденным переселенцем признаётся гражданин России, который вынужден или имеет намерение покинуть место постоянного жительства на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовых нарушений общественного порядка и других обстоятельств, существенно ущемляющих права человека. При определённых условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также гражданства бывшего СССР. Права вынужденного переселенца во многом схожи с правами беженца. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца, гарантий его прав и обязанностей. Растущая иммиграция по экономическим причинам, а также рост числа задерживающихся на территории России транзитных иностранцев обусловили ужесточение контроля за въездом на территорию России. В связи с этим 16 декабря 1993г. был издан Указ Президента РФ “О мерах по введению иммиграционного контроля”, а 8 сентября 1994г. приняты Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения об иммиграционном контроле ”, Постановление “О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой миграции” и Положение “О порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими или находящимися в России в происках убежища, определение их правового статуса, временного размещения и пребывания на территории РФ”. [6]
Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые в иностранном государстве не обладают гражданством, но имеют вид на жительство. Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны российского государства в отношении своих личных прав (неприкосновенности личности и жилища, свобода совести и другое), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану). Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд. Иностранные граждане не несут военную службу в рядах Вооружённых Сил РФ, но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России. Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами. При нарушении иностранными гражданами правил пребывания на территории РФ (проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам, уклонение от выезда) к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф, а злостное нарушение правил пребывания влечёт уголовную ответственность. Иностранный гражданин может быть выдворен за пределы России: если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка; если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц; если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранного гражданина в России, таможенное, валютное или иное законодательство России. Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда, в таких случаях, подлежат с санкции прокуроров задержанию и выдворению в принудительном порядке. Однако срок задержания не может быть неограниченным.
7. Государственные органы по делам гражданства
В системе органов государства, решающих вопросы гражданства, основными полномочиями обладает Президент (п. “а” ст.89 Конституции РФ). По вопросам гражданства Президент издаёт указы. Все другие органы, связанные с решением этих вопросов, в том числе органы внутренних дел, выполняют вспомогательную функцию. Закон предусматривает Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, которые действуют в соответствии с Положением от 23 июня 1992г. И обеспечивают единую государственную политику в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Председатель Комиссии назначается Президентом. Он же по предложению председателя назначает членов Комиссии, которые участвуют в её работе на общественных началах. В Администрации Президента в качестве структурного подразделения существует управление по вопросам гражданства. Он ведёт подготовительную работу, обеспечивающую деятельность Комиссии. В решении вопросов гражданства принимают участие, как уже отмечалось, также органы внутренних дел, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они обладают одинаковой компетенцией по вопросам гражданства, с той лишь разницей, что Министерство внутренних дел и его органы принимают такие решения в отношении лиц, проживающих на территории РФ, а Министерство иностранных дел и его органы – в отношении лиц, живущих за её пределами. В их функции входят: приём заявлений и ходатайства по вопросам гражданства РФ; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ; определение принадлежности лиц к гражданству РФ; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ в предусмотренных Законом случаях. Гражданство РФ считается приобретённым или прекращённым со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.
8. Принятие и исполнение решений по вопросам гражданства. Обжалование решений по вопросам гражданства
Порядок принятия и исполнения решений по вопросам гражданства регулируются ФЗ “О гражданстве РФ” и Положением “О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ”, утверждённым Указом Президента РФ от 14 ноября 2002г. № 1325.
Решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке принимаются Президентом РФ, и принятие решений о приёме в гражданство РФ в общем порядке осуществляется в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства РФ и принятие решений о приёме в гражданство РФ в упрощённом порядке осуществляется в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом. Решения по вопросам гражданства РФ оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия. Лицо, в отношении которого принято решение по вопросам гражданства РФ, вправе вновь обратиться с заявлением по вопросам гражданства РФ не ранее чем по истечении года после принятого предыдущего решения. При наличии обстоятельств, которые не были или не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть принято к рассмотрению без соблюдения этого срока. Согласно Положению о порядке рассмотрения гражданства РФ, решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению. При изменении места жительства заявителем в период рассмотрения его заявления, подтверждается документально, информация о принятии по его заявлению решения направляется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению, в полномочный орган по новому месту жительства заявителя для исполнения решения. О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня издания Президентом РФ соответствующего указа. О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощённом порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок сот дня принятия решения.