Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………….. С. 1
2. Понятие гражданства ………………………………….. С. 4
3. Понятие и классификация принципов гражданства
4. Приобретение и прекращение гражданства ………….. С. 18
5. Двойное гражданство ………………………………….. С. 25
6. Правовое положение иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев ……………………………………………. С. 36
7. Право на политическое убежище………………………. С. 41
8. Заключение………………………………………………..С. 42
9. Список использованной литературы…….........................С. 43

Файлы: 1 файл

Курсовая_-_гражданство2.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

б) Вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24). Это единственное основание, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но речь идет о случае приобретения гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к ответственности.

При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не распространяется на членов семьи, т. е. супруга и детей, приобретших гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство России — пять лет.

г) Путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация). Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство (ст. 21).

д) Иные основания. Закон о гражданстве предусматривает некоторые дополнительные основания прекращения гражданства недееспособных и детей (ст. 25—31).

 

Двойное гражданство

Российское законодательство также предусматривает институт двойного гражданства. Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок, родители которого имеют разное гражданство. Частыми стали случаи, когда русскоязычные граждане ряда государств СНГ желают одновременно состоять в гражданстве России.

Пребывание в двойном гражданстве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум государствам, в каждом из них нести воинскую службу и т. д. Ни одно государство, признающее двойное гражданство, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство на основе соответствующего международного договора (между данным государством и Российской Федерацией). Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.

Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Однако в этом же тексте (ч. 2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.

Статья 3 Закона «О гражданстве РФ» раскрывает понятие иного и двойного гражданства. Двойное гражданство - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства.

Неясным остается только по сей день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации (неграждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации. Важность правильного определения лиц, не обладающих гражданством Российской Федерации, обусловливается тем, что современное законодательство содержит множество положений, в которых одним термином охватывается совокупность правоотношений, связанных со статусом иностранного гражданина и лица без гражданства.

В современном национальном и межнациональном законодательстве для обозначения лиц, не являющихся гражданами государства, часто применяется определение «иностранец», однако, в различных источниках определения «иностранцев» различны по своему содержанию.

Так, в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, термин «иностранец» означает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором он находится.

Соглашением о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств- участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество (Москва 25 ноября 1998г.), термин «иностранец» определяется как «гражданин третьего государства, лицо без гражданства». Бюллетень международных договоров. Январь 2000. №1; Указом Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 «О Федеральной миграционной программе» Указ Президента РФ от 9 августа 1994г. №1668 « О Федеральной миграционной программе». СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст. 2065 установлено, что «иностранцы-граждане иностранных государств и лица без гражданства».

В юридической литературе понятие «иностранец» имеет неоднозначное толкование. Некоторые авторы, например, Л.И. Галенская, трактуют термин «иностранец» как иностранный гражданин и лицо без гражданства. Под иностранным гражданином Л.Н. Галенская подразумевает лицо, которое не является гражданином данного государства или же не имеет гражданства какого-либо государства. М.М. Богуславский и С.С. Гридин иностранцами считают как иностранных граждан, так и лиц без гражданства7. А.А. Рубанов под иностранцами подразумевает всех лиц, находящихся на территории какого-либо государства, не являющихся его гражданами и состоящими в гражданстве другого государства8.

По мнению Т.Н. Кирилловой, иностранцем является « лицо, имеющее постоянную политическую, экономическую и правовую связь с государством своего гражданства и находящееся во временной экономической и правовой связи с другими государствами»9.

Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации

Основными документами, регулирующими вопросы гражданства в Российской Федерации, являются: Конституция Российской Федерации; Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации»; Постановление ВС РФ «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». Статья 6 Конституции РФ Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.93г.) гласит: «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство (ст.62 Конституции РФ). При этом гражданин РФ, имеющий иное гражданство (гражданство или подданство иностранного государства), рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Вопросы приема иностранных граждан в гражданство РФ регулируются ст.13 ФЗ РФ. С заявлением о приеме в гражданство РФ вправе обратиться иностранный гражданин и лица без гражданства достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, а также:

а) проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно. Причем, срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории РФ для лиц, прибывших в РФ до 1 июля 2002г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязующиеся соблюдать Конституцию РФ и законодательные акты РФ;

в) имеющие средства к существованию;

г) обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеющих русским языком.

Срок проживания на территории РФ может быть сокращен до 1 года для лиц, имеющих высшие достижения в области науки, техники, культуры; в случае предоставления политического убежища и признания его беженцем.

Исключение имеют также и военные лица из групп государств, входивших в состав СССР и проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и других войсках.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ (ст.15 ФЗ). При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет.

Отклоняются заявления о приеме в гражданстве РФ и о восстановлении в гражданстве РФ лицам, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ Конституционного строя РФ;

б) в течение пяти лет, предшествовавших до обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы РФ в соответствии с ФЗ;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории РФ или за ее пределами;

ж) осуждены или отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследовавшиеся в соответствии с ФЗ.

Гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства РФ и по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ ( ст. 18)

Проблемы института двойного гражданства

А.В, Белов указывает на то, что на сегодняшний день по мнению ряда ученых-международников, лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан10. Так, по мнению А.И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения - это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства»11. А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: « До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д.» 12 Лояльность вытекает из общей концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств.

Поэтому государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить как принятием внутригосударственных актов, так и заключением соответствующих международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства, пишет швейцарский ученый Р. Шерер, «рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами»13. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности, воинская обязанность по защите родины во время войны. « Этот принцип, - пишет Ю.Р. Боярс,- как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления»14.

А.В. Белов указывает на ту характерную особенность, что до сих пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают ряд неопределенностей, а именно- оставляя неурегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами в условиях военного времени. Так, даже в Европейской конвенции о гражданстве (ст.21 « Выполнение воинской обязанности») Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997г.// ETS №166, которая детально комментирует вопросы воинской службы лиц с двойным гражданством, устанавливается, что в случаях мобилизации в одном из государств- участников Конвенции, положения о воинской обязанности бипатридов не применяются в отношении другого государства-участника. Таким образом, если оба государства, чьими гражданствами обладает бипатрид, будут втянуты в вооруженный конфликт, то может сложиться ситуация, при которой военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности,- по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, - проигнорировав мобилизационный акт.

Исходя из этого, можно предположить, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может в полной мере быть лояльным к обоим государствам своего гражданства и потому в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях двойного гражданства для бипатрида может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем-стать преступником в государстве своего второго рождения.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации