Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики.
Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.
Введение
1. Теоретические основы миграционной политики
1.1 Сущность миграционной политики
1.2 Законодательство
1.3 Зарубежный опыт
2. Миграционная политика Мурманской области
2.1 Краткая характеристика Мурманской области
2.2 История образования миграционной службы в МО и ее структура
2.3 Законы регулирующие миграционную политику в МО
2.4.Проблемы и их решение
Заключение
Список использованных источников
Федеральный закон N 109-ФЗ от
18 июля 2006г. "О миграционном учете
иностранных граждан и лиц
без гражданства в Российской
Федерации" вступил в силу 15 января
2007г. Им предусмотрены новые модели
миграционного учета для
Федеральный закон N 110-ФЗ от 18 июля 2006г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" направлен на упрощение миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы.
Концепция демографической
политики Российской Федерации [13] на период
до 2025 года утверждена Указом Президента
РФ № 1351 от 9 октября 2007г. В ней признается
необходимость привлечения
Признается необходимым
совершенствование
После распада Советского Союза за границами России осталось множество людей, которые считают родным языком русский, а себя воспитанными в русской культуре. Не всегда эти люди русские по национальности.
Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ от 24 мая 1999г. "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием "соотечественники за рубежом" подразумеваются: граждане России, постоянно проживающие за пределами страны; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [14], утверждена Указом Президента Российской Федерации N 637 от 22 июня 2006г. "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Целями программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Россию соотечественников на основе повышения привлекательности ее регионов; компенсация естественной убыли населения в стране и в отдельных регионах.
Государственная программа будет реализовываться поэтапно в 2006 - 2012гг. Первый этап (2006г.) предполагал принятие необходимых нормативных правовых актов; создание системы управления программой; оценку регионами потребности в трудовых ресурсах, готовность имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев; разработку, согласование, утверждение проектов региональных программ переселения; мероприятия по информационной поддержке программы; постоянный мониторинг миграционного потенциала, анализ состава участников программы, мотивов участия. На втором этапе (2007 - 2008гг.) должно начаться добровольное переселение участников программы и членов их семей в Россию в рамках региональных программ. Будет проводиться анализ результатов реализации программ. На третьем этапе (2009 - 2012 годы) предполагается реализация региональных программ переселения и оценка их результативности, а при необходимости - дополнительные мероприятия.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических и физических лиц.
Для переселенцев Программой
предусматриваются
Переселенцы имеют право
на получение компенсационного пакета
участника Государственной
Участник Государственной программы имеет право выбирать территорию вселения среди субъектов Российской Федерации. По прибытии в регион, определенный участником Программы в качестве своего постоянного места жительства, он и члены его семьи получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребывания на территории России. В случае если участник или член его семьи покинут регион ранее чем через два года, они должны будут возместить затраты, связанные с выплатой им "подъемных".
Участие в Программе дает соотечественникам и членам их семей в приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.
Самыми актуальными для современной миграционной политики можно назвать вопросы трудовой миграции из-за рубежа и проблемы нелегальных мигрантов. Трудовая миграция в настоящее время стала необходимостью для многих европейских государств, нелегальные мигранты тоже не являются только российской проблемой. С нелегальной миграцией на протяжении многих лет пытаются справиться, например, в США, но результаты не устраивают местное население, недовольство нарастает.
Особую нишу в современной миграции занимает добровольная трудовая миграция - перемещение с целью найма на работу.
Базовым законом, определяющим
порядок въезда, пребывания и работы
иностранных граждан на территории
России, является Федеральный закон
N 115-ФЗ от 25 июля 2002г. "О правовом положении
иностранных граждан в
Так, в 2006г. были внесены изменения в пункт о миграционной карте. Новая миграционная карта - отныне документ, не только содержащий данные об иностранном гражданине, въезжающем в Россию, но и документ, служащий для контроля за его временным пребыванием в стране. Теперь миграционная карта содержит сведения о сроке пребывания иностранца в России и подтверждает право на временное пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства, въехавшего в страну в порядке, не требующем получения визы.
С 2006г. увеличено число причин, по которым временно пребывающий иностранный гражданин может не выезжать из страны по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания. Такими причинами могут стать случаи, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо выданы новая виза или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание.
Согласно действующему законодательству,
временно пребывающий в России иностранец
может осуществлять трудовую деятельность
только на территории того субъекта, который
выдал ему разрешение на работу,
а временно проживающий - на территории
субъекта, где ему разрешено временное
проживание. Порядок получения
Основная нагрузка по оформлению иностранной рабочей силы ложится на работодателя, а не на самих рабочих. Работодателю для трудоустройства иностранцев нужно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, для чего необходимо иметь заключение органа государственной службы занятости населения региона о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Орган государственной службы занятости населения выдает заключение, основываясь на имеющихся сведениях о положении на рынке труда в регионе, городе, районе, где предполагается привлечение и использование иностранных работников. С 1 января 2007г. данное заключение выдается сроком на один год. Работодатель не может передать полученное разрешение на привлечение и использование иностранных работников другому работодателю. Привлекаемые на основе этого разрешения иностранные работники не могут перейти на работу к другому работодателю. Кроме того, использовать иностранных работников можно только по профессиям и в регионах, которые указаны в разрешении.
Работодатели имеют право
привлекать и использовать иностранных
работников только при наличии соответствующего
разрешения. Оформление остальных документов
зависит от статуса иностранного
работника. Работодателям, которые
принимают на работу временно пребывающего
иностранного работника, необходимо не
только разрешение на привлечение и
использование иностранной
Разрешение на работу выдается только в том случае, если работодатель внесет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранца из России. После выезда иностранного работника из Российской Федерации эти средства возвращаются работодателю по истечении срока договора. Кроме того, при получении разрешения на работу работодатель обязан представить медицинские справки, которые подтверждают, что работник не болен наркоманией, ВИЧ, инфекционными заболеваниями.
Трудоустройство иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, проще. Им не нужно оформлять приглашение на въезд в страну. Для того чтобы принять их на работу, не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Работодатель должен уведомить об их привлечении к работе территориальный орган миграционной службы и региональное ведомство, которое занимается вопросами занятости населения, в течение десяти дней с даты заключения трудового договора. Они могут получить разрешение на работу, минуя работодателя, но наличие разрешения является обязательным. Кроме того, если разрешение на работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционной службы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями, ВИЧ.
Ужесточилась ответственность
для работодателей, которые не оформили
иностранных работников надлежащим
образом. С ноября 2006г. (за исключением
отдельных положений, которые вступили
в силу 15 января 2007г.) действует новая
редакция Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях,
которая существенно усилила
ответственность за несоблюдение правил
трудоустройства иностранных
Особое значение в миграционной политике государства имеет правовое регулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения.
Федеральный закон N 62-ФЗ от 31 мая 2002г. "О гражданстве Российской Федерации" в редакциях от 11 ноября 2003г., от 18 июля 2006г. и 1 декабря 2007г. содержит ряд новшеств.
Максимально упрощены условия
принятия гражданства России для
ветеранов Великой
Возможность получения гражданства в упрощенном порядке появилась:
у тех, кто не получил гражданство государства бывшей республики СССР и остается лицом без гражданства. При условии, что они зарегистрированы по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г., либо получили разрешение на временное проживание или вид на жительство. Кроме того, они должны заявить о своем желании приобрести гражданство до 1 января 2009г.;
у граждан государств, входивших в состав СССР, получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002г.;
у нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г.;
Упрощенный порядок
В последнее время широко
обсуждалась тематика миграционных
преимуществ и получения
1.3 Зарубежный опыт
Рассмотрим несколько примеров миграционной политики в Европе.