Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - разработка путей совершенствования миграционной политики.
Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущность миграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежный опыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.
Введение
1. Теоретические основы миграционной политики
1.1 Сущность миграционной политики
1.2 Законодательство
1.3 Зарубежный опыт
2. Миграционная политика Мурманской области
2.1 Краткая характеристика Мурманской области
2.2 История образования миграционной службы в МО и ее структура
2.3 Законы регулирующие миграционную политику в МО
2.4.Проблемы и их решение
Заключение
Список использованных источников
Основная масса мигрантов во Франции и других развитых европейских странах была сознательно ввезена (главным образом, из Северной Африки и Ближнего Востока) в 1960-е, 70-е, 80-е годы. Возрождающаяся после Второй мировой войны индустриальная Европа остро нуждалась в "рабочих руках". Считалось, что приезжие как-то сами собой ассимилируются и уже в следующем поколении сольются с коренным населением. Между тем, уже в 1980-е годы промышленный бум завершился. Неквалифицированный труд оказался невостребованным, и ввезенные в свое время иммигранты вместо того, чтобы слиться с коренным населениемобразовали целые кварталы, заселенные социально неблагополучными и озлобленными чужаками с французскими, германскими, британскими, бельгийскими и голландскими паспортами. Популярная в политико-экспертных кругах Европы доктрина "мультикультурализма" - лишь одна из попыток примирить коренное население со своими же "инокультурными" согражданами, которые стали трудноразрешимой проблемой. Как показывает опыт Франции и ряда других стран, наиболее активно практикующих "мультикультурализм", попытка эта может быть признана неудачной.
Таким образом, мы можем констатировать следующее:
Фундамент нынешней "миграционной проблемы" в Европе закладывался несколько десятилетий назад.
Мигранты были втянуты в Европу реальным дефицитом рабочих рук в условиях промышленного бума.
Основной "поставщик проблем" в европейских странах - неассимилировавшиеся потомки трудовых мигрантов прошлых поколений, как правило, уже имеющие гражданство стран своего пребывания.
"Мультикультурализм" - концепция, адресованная собственным инокультурным гражданам, а не новым мигрантам.
В отношении новых мигрантов практически во всех европейских странах сейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решение о возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможность выдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконных переселенцев установлены Великобританией и Данией.
В конце сентября 2006 года премьер-министр Австралии Джон Говард заявил, что намерен ввести тесты на знание английского языка, истории и культуры Австралии для иммигрантов. Аналогичные меры уже введены в ФРГ. В США принято решение о возведении трехрядной стены протяженностью 1125 километров на границе с Мексикой. Правительство Нидерландов существенно усложнило процедуру получения гражданства страны. С планом усиления контроля над границами в прошлом году выступил глава правительства Франции он, в частности, предполагает создание специальной "иммиграционной полиции", к работе которой будут подключены воздушная и пограничная жандармерия.
Сегодня развитые страны готовы привлекать только высококвалифицированную рабочую силу, притом в крайне ограниченном количестве. Политику упрощения въезда иммигрантов проводят только некоторые "азиатские тигры", у которых промышленный бум сопровождается реальной нехваткой рабочих рук (например, Сингапур).
Очевидно, что исходное положение
Российской Федерации - на момент ее образования
- кардинально отличается от европейской
ситуации. Промышленный бум в СССР
подпитывался, главным образом, кадрами
из русской глубинки. В других союзных
республиках реализовывались
Таким образом, мы можем констатировать, что нынешняя миграционная проблема в РФ не имеет ничего общего с процессами, имеющими место в развитых странах Запада:
эта проблема в РФ не имеет европейской "биографии" (потому что возникла в 1990-е, а обострилась в 2000-е);
в РФ основным источником проблем до сих остаются нелегалы, а не "инокультурные сограждане", как в Европе;
ссылки на "мультикультуризм" в России лишены смысла, так по определению не могут относиться к нелегалам;
сверхлиберальная миграционная политика, проводимая действующим руководством РФ, не коррелирует ни на концептуальном, ни на технологическом уровне с миграционной политикой многих (фактически, большинства) развитых стран.
Российская Федерация, открывая
свои границы, поступает как иммиграционная
страна, а не социальное государство
европейского типа, приоритетно ориентирующееся
на поддержание материального
2. Миграционная политика Мурманской области
2.1 Краткая характеристика Мурманской области
Мурманская область образована 28 мая 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Общая площадь территории области - 1144.9 тыс.км2, население составляет чуть более 1 млн человек.В состав области входит пять административных районов, 9 городов,20 поселков городского типа. Два административных района (Ловозерский и Кольский) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера, численность которых не превышает 0.2 % всего населения области. Мурманская область, по сравнению с другими областями Баренцева региона, наиболее урбанизирована: 93% жителей проживает в городах. Около 40% жителей области проживает в Мурманске. В Мурманской области более ста тысяч озер, самое крупное из них - озеро Имандра, общей площадью 812 км2 и максимальной глубиной 67 метров. Озера связаны с морским бассейном несколькими тысячами ручьев и рек, самая длинная из которых - река Поной (426 км). Обеспеченность водными ресурсами в 2.5 раза выше средне республиканского показателя. Климат наиболее умеренный в Российской части заполярного Севера, с низкими летними и относительно высокими зимними температурами воздуха. Уникальное географическое положение в относительной близости к промышленно-развитым регионам России, приморское положение, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базы и важным геополитическим положением обусловило формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса. Минерально-сырьевые ресурсы представлены крупными, часто общероссийского значения, запасы горнохимического, медно-никелевого, железорудного, редкометалльного и алюминиевого сырья. Значительны запасы неметаллорудного и нерудного сырья - вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита, граната, амазонита и других нерудных минералов. По большинству из этих полезных ископаемых запасы их не Кольском полуострове имеют общероссийское, а часто и мировое значение (кианитовые руды, вермикулит, флогопит и др.). Характерной особенностью минерального сырья Кольского полуострова является их комплексный состав. Как правило, в руде каждого месторождения содержится несколько полезных минералов, а в рудных минералах - несколько полезных химических элементов.
Природные ресурсы Мурманской области - основа созданного промышленно-производственного потенциала, позволяющего относить ее к числу стратегически важных районов Российской Федерации. Место Мурманской области в хозяйственном комплексе России определяется богатейшими природными ресурсами, крупным комплексом промышленных предприятий и организаций по добыче и переработке полезных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов.
2.2 История образования миграционной службы в МО и ее структура
В Мурманской области миграционная
служба создана 31 марта 1994 года приказом
председателя Комитета по труду и
занятости населения
Работа областной службы в 1994-1997гг. строилась в соответствии с Федеральной миграционной программой на 1994-1995 гг., одобренной Указом Президента РФ от 09.08.94 № 1668 и Федеральной миграционной программой на 1998-2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.11.97 № 1414.
Постановлением Главы
Администрации (губернатора) Мурманской
области от 14.10.97 № 440 и приказом Федеральной
миграционной службы от 15.01.98 № 7 областная
миграционная служба выведена из подчинения
администрации области и
Во исполнение Указа Президента РФ от 17.05.2000 № 867, распоряжения Правительства РФ от 26.05.2000, приказом Федеральной миграционной службы России от 09.06.2000 № 54 "О проведении ликвидационных процедур в территориальных органах, загранпредставительствах в связи с упразднением ФМС России", миграционная служба Мурманской области была ликвидирована. Ее функции перешли территориальному органу (ТО) Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ.
Министерство по делам миграции, национальной и миграционной политики РФ (Минфедерация России) создано постановлением Правительства РФ от 26.07.2000 № 561. Несмотря на то, что ликвидация миграционной службы Мурманской области произошла 09.06.2000, а ТО Минфедерации России в Мурманской области был создан 01.08.2000, деятельность данной организации не прекращалась.
Положение о территориальном органе Минфедерации России в субъектах РФ утверждено приказом Минфедерации России от 22.08.2000 № 4. Основной задачей ТО являлась реализация государственной политики в Мурманской области, федеративных и национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения на территории субъекта РФ.
Указом Президента РФ от 23.02.2002 года № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики" Министерство внутренних дел РФ наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации, выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Во исполнение приказа МВД РФ от 14 июня 2002 года № 570 "Вопросы подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации" приказом УВД Мурманской области от 25 июня 2002 года № 496 территориальный орган Минфедерации России по Мурманской области переименован в Управление по делам миграции УВД Мурманской области, этим же приказом утверждено положение об Управлении.
В соответствии с Указом Президента
РФ от 19 июля 2004 года № 928 "Вопросы
Федеральной миграционной службы",
в рамках проведения административной
реформы органов власти и управления
Российской Федерации в составе
ФМС России образованы территориальные
органы. Данным органам переданы функции
паспортно-визовых
В нашей области с 30 ноября
2005 года образовано Управление Федеральной
миграционной службы по Мурманской области.
В перечень задач, решаемых сотрудниками
Управления, входят регистрационный
учет населения, выдача документов, удостоверяющих
личность гражданина России, прием
в гражданство России, разрешение
вопросов, связанных с пребыванием
иностранных граждан, оформление и
выдача заграничных паспортов
2.3 Законы регулирующие миграционную политику в МО
Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ
"О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации",
Указ Президента Российской Федерации
от 22.06.2006 № 637 "О мерах по оказанию
содействия добровольному переселению
в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом", постановление
Правительства Российской Федерации
22.12.2006 № 783 "О порядке определения
потребности в привлечении
2.4.Проблемы и их решение
Современные проблемы миграции
населения включают в себя как
традиционные, существовавшие в России
многие десятки и даже сотни лет,
так и возникшие в результате
действия новых факторов. К числу
факторов, инициировавших возникновение
новых проблем, относится распад
СССР, замена планового размещения
производительных сил рыночными
механизмами распределения
На сегодняшний день назрела проблема законности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Мурманской области, как в привлекательном, для этой категории граждан, регионе страны. Зачастую, иностранцы нелегально реализуют свое право на труд будучи не осведомленными о порядке оформления разрешений на осуществление трудовой деятельности, установленном российским законодательством. Так, в 2006 году на работу в Мурманской области получили разрешение 754 иностранца, в 2007-м - уже более 3 тысяч. Однако уведомление о том, что они приступили к работе, поступило в миграционную службу только от 1856 человек. Работодатели нанимают на работу граждан из других государств, не зная, что для этого необходимо иметь соответствующее разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Но, как известно: "Незнание закона не освобождает от ответственности". Решением этой проблемы является ужесточение законодательства в отношении нарушителей. Применение не только административной, но и уголовной ответственности.
Для серьезной и целенаправленной борьбы с данным явлением представляется целесообразным создание в системе исполнительной власти органа - аналога иммиграционной инспекции. Такую инспекцию можно было бы наделить правом заниматься оперативно-розыскной деятельностью, без которой невозможно выявить мигрантов, незаконно находящихся на территории РФ и занимающихся незаконной трудовой деятельностью. Кроме того, следовало бы создать специальные учреждения для содержания (по решению судов) иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению.