Информационная безопасность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:58, контрольная работа

Описание работы

Различные нововведения постоянно появляются в нашей жизни. Я часто рассматривал историю всего человечества с древнейших времен до наших дней. У человека в начале его пути не было ничего. Была только способность думать. И он стал думать, действовать, развиваться.

Содержание работы

Введение 3
1. Информационная безопасность Российской Федерации 4
2. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 9
3. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации 13
4. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 15
5. Защита авторских прав на программное обеспечение 19
Заключение 22
Список литературных источников 23

Файлы: 1 файл

Информационное право.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

Руководитель контрольной  работы:

 

__________________________     _______________            ________________

должность, уч. степень, звание          подпись, дата  инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО»

На тему: «Информационная безопасность Российской Федерации»

 

 

 

Контрольную работу выполнил

студент группы

 

№                   _______       ______________     ___________________________

             подпись, дата   инициалы, фамилия

 

 

 

 

 

 

2011г.

План:

Введение 3

1. Информационная безопасность Российской Федерации 4

 

2. Методы обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации 9

 

3. Основные положения государственной  политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации 13

 

4. Организационная основа  системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации 15

 

5. Защита авторских прав на программное обеспечение 19

 

Заключение 22

 

Список литературных источников 23

Введение.

 

Различные нововведения постоянно  появляются в нашей жизни. Я часто  рассматривал историю всего человечества с древнейших времен до наших дней. У человека в начале его пути не было ничего. Была только способность думать. И он стал думать, действовать, развиваться. Совершая открытие за открытием, человек добивался все более значительных результатов. Ничто не стояло на месте - все совершенствовалось и шло вперед. Менялся внешний облик человека, его образ жизни. Однако же, если сравнивать жизнь древних греков за 600 лет до нашей эры, за 400 лет до нашей эры и за 200 лет до нашей эры, то можно увидеть, что особой разницы между ними нет. Прогресс был, но шел он медленно и незаметно. Возьмем хотя бы средние века: за 50 лет, взятые наугад, тоже ничего не менялось  настолько сильно, чтобы это можно было сразу заметить. Но 50 лет - это не 400. Прогресс все набирал скорость. Давайте рассмотрим двадцатый век. Только в его начале появляются самолеты,  начинается массовый выпуск автомобилей, появляются и другие удивительные вещи, хотя ЭВМ еще нет  в помине. А в 60-х годах первый человек уже полетел в космос. Развитие идет с огромной скоростью.

Есть одна интересная статистика. Для того чтобы завладеть миллионной аудиторией в каждой развитой стране радио потребовалось 50 лет, телевизору -14 лет, а компьютеру - 4 года. С огромной скоростью ЭВМ заполнили нашу жизнь. Теперь нам уже не обойтись без компьютеров. Они сильно облегчили нашу жизнь, сделали ее более разнообразной и интересной. Появилось много новых возможностей. Теперь, не выходя из своей квартиры, человек может связаться с любой точкой земного шара, получить любую необходимую информацию.… Но, как говориться, бочку меда испортила ложка дегтя. Появились люди, которые производят поддельное программное обеспечение, совершают компьютерные преступления. Их называют пиратами.  И таких людей становится все больше и больше. Возникает вопрос: неужели наше государство не может издать законы, создать специальные службы и решить эту проблему? Да есть у нас и законы и службы…. Только вот не может это помочь. Почему? Может причина в том, что компьютеры слишком быстро появились в нашей жизни, в том, что создаваемые законы создавались «на скорую руку»?  Кроме того, в народе отношение к пиратам крайне неоднородно. Одни говорят, что с ними надо бороться, а другие, что они помогают людям жить, ведь пиратская продукция стоит гораздо дешевле, чем лицензионная. Чтобы разобраться в этом лучше, я проделал большую работу, разбираясь в наших законах и охранных структурах. Итогом этой работы стал мой реферат.            

 

 

 

1. Информационная безопасность Российской Федерации. 

 Национальные интересы Российской  Федерации в информационной сфере  и их обеспечение 

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью  Российской Федерации понимается состояние  защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

На основе национальных интересов  Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.

Одна из составляющих национальных интересов Российской Федерации  в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Для достижения этого требуется:

развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации; развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов; развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем; обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.

Еще одна составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

 

 Виды угроз информационной  безопасности Российской Федерации 

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на следующие  виды:

угрозы развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозами развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:

противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и  равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств  и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:

уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации.

 

 Источники угроз информационной  безопасности Российской Федерации 

Источники угроз информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние. К внешним  источникам относятся: стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков; обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами; увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий; разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных  отраслей промышленности; недостаточная  разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

 Состояние информационной безопасности  Российской Федерации и основные задачи по ее обеспечению

За последние годы в Российской Федерации реализован комплекс мер  по совершенствованию обеспечения  ее информационной безопасности.

Начато формирование базы правового  обеспечения информационной безопасности. Приняты федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации.

Успешному решению вопросов обеспечения  информационной безопасности Российской Федерации способствуют государственная система защиты информации,  системы сертификации средств защиты информации.

Вместе с тем анализ состояния  информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень  не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.

Современные условия политического  и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в  расширении свободного обмена информацией  и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере  приводят к серьезным негативным последствиям.

Недостаточна государственная  поддержка деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок.

Серьезный урон нанесен кадровому  потенциалу научных и производственных коллективов, действующих в области  создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов.

Отставание отечественных информационных технологий вынуждает федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повышается вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения.

Сложившееся положение дел в  области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации  требует безотлагательного решения таких задач, как:

развитие и совершенствование  системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей  единую государственную политику в  этой области, включая совершенствование  форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность; разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий; расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи; обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем; создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

Информация о работе Информационная безопасность Российской Федерации