Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 16:40, реферат
Цель работы: установить, что такое информационное право как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.
Введение
1.Информационное право как наука…………………...………….……………4
1.1 Предмет информационного права…………………………………………...6
1.2 Методы информационного права…………………………………………..10
1.3 Понятийный аппарат информационного права…………….……………..14
Заключение
Список использованной литературы
Предполагается
справедливым мнение о том,
что все методы подразделяются
на две группы: методы изучения
(или познания) информационного права
и методы непосредственно
Методы изучения
информационного права
Методы правового
регулирования информационного
права также можно условно
разделить на общие и частные.
Поскольку деятельность по
Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).7
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном — метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования, применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования, применяемому при регулировании информационных отношений, присущи:
Императивные
методы регулирования информационных
отношений применяются в
- при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
- при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
- при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
- при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;
- при регулировании информационных отношений в области массовой информации;
- при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
- при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
другие виды деятельности
государственных органов и
1.3 Понятийный аппарат информационного права
Информационное
право как некая
В настоящее
время во многих учебниках
и учебных пособиях по
1. Информация
как документ (как материальный
объект). В этом смысле все дефиниции,
связанные так или иначе с
этой категорией, не являются
в прямом значении чисто
2. Информация как сведения о чем-либо (как нематериальный объект). Здесь весьма важное значение приобретает социо-психологическая составляющая информации. В связи с этим следует отметить, что информация представляет собой социальный инструмент, несравнимый с каким-либо другим материальным инструментом. Это объясняется тем, что люди ощущают на себе воздействие материального инструмента или механизма и могут предугадать это воздействие в отличие от информации, когда последствия ее воздействия предугадать маловероятно, а ощутить физическое ее воздействие вообще невозможно. В этой категории сущности информации стоит, на мой взгляд, рассматривать и определять значение понятий «информационных войн», «информационного терроризма», «информационной атаки», «информационной безопасности», «информационного оружия» и так далее. Используя данную категорию и социальную суть информации, как отмечают авторы Иголкин А. А., Росс Г. В. и Фельдман М. Д., СМИ влияют на информационно-психологическую безопасность.10 Ведь на самом деле, социо-психологические особенности информации, подаваемой через различные СМИ, позволяют формировать или менять определенную точку зрения на те или иные события. При этом информация здесь не оказывает никакого физического воздействия на ее потребителя.
Однако две вышеуказанные
категории, имманентные
Неопределенной
дефиницией в литературе
Подводя итог
сказанному, отмечу, что наличием
указанных в этой работе трех
конструкций (предмета, методов и
понятийного аппарата) информационного
права не исчерпывается
Информация, воздействуя
на сознание человека, влияет
на социальную структуру
В период становления
информационного общества