Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 05:38, реферат
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и
Белоруссии). В данной работе я преследовал цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все злободневные вопросы, особенности и тонкости данного правового института.
Введение
1. Основные принципы гражданства
2. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов
3. Основания и порядок приобретения
и прекращения гражданства Российской Федерации
4. Прекращение гражданства
Заключение
Список использованной литературы
Российской Федерации, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга.
2. Гражданство Российской Федерации
и гражданство ее субъектов
В рамках правовой государственности и государственной целостности
Российской Федерации институт
единого гражданства имеет
Башкортостан, проследив общую тенденцию развития гражданства РФ и ее субъектов.
Прежде всего, следует отметить, что на правовую регламентацию гражданства РФ и ее субъектов непосредственно повлияли Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете республик (бывших автономий), а также денонсация Договора об образовании СССР и подписание Федеративного договора, образование Содружества независимых Государств, изменение правового статуса национально-государственных образований, административно- территориальных единиц и национально-территориальных объединений в
Российской Федерации.
К числу обстоятельств, обусловивших новые взаимоотношения РФ и ее субъектов, следует отнести и определение гражданства РФ на основе международных стандартов, в частности в свете Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской
Федерации, принятой 22 ноября 1991 г. Положения последней стали основой прав и свобод человека и гражданина Конституции РФ, а в законодательстве некоторых субъектов Федерации они не нашли четкого закрепления. Так, в ст.
69 Конституции Республики
На современном этапе
Калмыкии. Спорность такой концепции очевидна, так как в субъектах Федерации существуют различные социально-правовые факторы. Во-вторых, принцип единого гражданства РФ и ее субъектов определяет содержание законодательства о гражданстве Российской Федерации, Бурятии, Коми и Удмуртии. В-третьих, в период государственного и конституционного строительства в субъектах РФ сложилось "двойное гражданство", например в Башкортостане, а также гражданство ассоциированного члена РФ, как в Республике Татарстан.
В силу изменившихся экономико-политических условий в регионах РФ и согласно заключенным договорам между РФ и ее субъектами (Татарстан,
Башкортостан)- видимо, допустимо формирование своего гражданства в республиках, и не имеет значения, как оно будет строиться - в виде единого гражданства, двухуровневого или трехуровневого, двойного или тройного гражданства при условии, если в субъектах Федерации для всех граждан (как граждан РФ, так и граждан субъектов Федерации) будут обеспечены одинаковые социально-экономические и политико-правовые условия.
Со дня становления РФ и до распада СССР в РФ было единое гражданство.
Существовавшее утверждение о том, что в СССР было тройное гражданство
(гражданство СССР, гражданство РСФСР (союзных республик) и гражданство автономных республик) на практике не имело существенного значения, так как, в частности, от имени РСФСР (в том числе и ее автономных республик) во всех сферах жизни (внутри страны и за рубежом), как правило, выступал СССР со своим единым гражданством.
В целом же можно признать, что
возможности определения своего
гражданства в РФ и ее субъектах
впервые закладывались в
Содружества Независимых Государств (Республика Башкортостан) и даже субъектами международного права (Республика Татарстан).
Между тем те субъекты РФ, которые уравнивали себя в правовом положении с РФ в целом, четко не уяснили отличительных особенностей Российской
Федерации, которые выражались в
многонациональном характере
Российская Федерация
Государств. В отличие от РФ ее субъекты есть национально-государственные образования в рамках единой Федерации. Иными словами, национальный суверенитет у них выступает формой государственного суверенитета, а содержание государственного суверенитета республик как субъектов Федерации определяется их многонациональным народом. Здесь же следует подчеркнуть. что в отличие от предыдущей новая Конституция РФ 1993 г. предусматривает единые механизмы и гарантии осуществления прав граждан РФ и ее субъектов.
Так, в области политики они проявляются
в идеологическом многообразии; в
экономической сфере — в
Концептуальной основой
(народностям) выражает
Принцип единого российского
На мой взгляд, гражданство - это политико-правовая принадлежность лиц государству, являющемуся самостоятельным субъектом международного права.
Республики в составе РФ обладают
ограниченной международной
Конституции РФ и ст. 3 Закона РФ "О гражданстве",
С этих позиций не совсем оправданно
конституционное положение
Характерно, что в ней нет записи о том, что граждане РФ являются гражданами
Республики Башкортостан. С учетом того, что в Республике Башкортостан нет
Закона о гражданстве РБ, выходит, что по ст. 22 Конституции РБ граждане РФ и РБ не имеют правовой основы для своей защиты.
Спорность определения гражданства субъектов РФ вытекает из
Федеративного договора и п. 4 ст. 5 Конституции РФ, согласно которым все субъекты РФ равноправны в своих взаимоотношениях с федеральными органами.
Значит, следует уточнить определение гражданства во всех трех типах субъектов РФ. Но это вряд ли возможно: во-первых, субъекты имеют разные правовые статусы, и их равноправие достигается по линии взаимоотношений с федеральными органами государственной власти; во-вторых, все граждане субъектов Федерации являются гражданами РФ.
Целесообразность единого
Лица, проживающие на территории субъектов Федерации России, оставаясь гражданами РФ, признаются (на основе регистрации) жителями села, поселка, деревни, района, города, области, края, округа и республики. Для получения каких-то экономических, социальных, правовых и иных льгот следовало бы предусмотреть срок проживания на определенной территории, скажем, как это предусмотрено во Франции и США - 5 лет, в Англии и Норвегии — 7 лет, в
Испании — 10 лет и т.д. Цена оседлости, если прибегнуть к такому сравнению, соответствовала бы ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12
Международного пакта о
Конституции РФ к Закону РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" от 25 июня 1993 г. Представляется вполне достаточным подтверждение о принадлежности к гражданству РФ для решения своих социально- бытовых вопросов. Этому способствует и ускоренный, сокращенный порядок приема граждан РФ по линии миграционной службы, который установлен в
Законах РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г.
Важность единого гражданства Российской федерации тем более значима, что в республиках РФ экономические условия могут быть иными, чем в
Российской Федерации в целом. Так, например, в Конституции Республики
Башкортостан
не предусматривается частная
Утверждение отдельных государствоведов о том, что признание суверенности народа, по имени которого названа республика, создано
"искусственно",
не отражает и политических
аспектов гражданства в
Российской Федерации.
Что касается Республики Башкортостан, то фактически существует противоречие между ст. 69 и ст. 3 ее Конституции, что говорит о необходимости устранения соответствующего пробела в конституционном законодательстве. В частности, многонациональный народ Республики
Башкортостан, который является "носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан" (ст. 3
Конституции РБ), как бы лишен права образования государственности, так как
"Республика
Башкортостан образована в
В целях исключения разделения "коренных" наций и "несуверенных" народов при определении гражданства в ст. 69 Конституции Республики
Башкортостан следовало бы предусмотреть положение об осуществлении неотъемлемого права башкирской нации, всего народа республики на самоопределение, подобно положению Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Тем более Республика Башкортостан по сути не является однонациональной республикой. В ней прожинают более 4 млн. человек, в том числе башкиры, русские, татары, чуваши, марийцы, украинцы, мордва, удмурты. Следует также учесть и то, что за 1992-1994 годы в РБ прибыло свыше 40 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев из Узбекистана,
Таджикистана, Казахстана, Прибалтики и Чечни, причем граждане разных национальностей.
Как отмечалось выше, необходимость правового обеспечения единого гражданства на территории Российской Федерации предполагает принятие в
Республике Башкортостан Закона о гражданстве, который в настоящее время пока отсутствует. В то же время Верховным Сонетом Республики со дня принятия Декларации о государственном суверенитете Башкортостана (октябрь
1990 г.) принято 165 законов и 13 республиканских кодексов
Оставление в ведении
"О разграничении предметов
ведения и взаимном
Федерация регулирует и защищает права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Указанное противоречие следует устранить, если
Республика Башкортостан, как вытекает из названного выше Договора, тоже добивается регулирования вопросов своего гражданства.
В согласовании нуждается также законодательство РФ и РБ в плане статуса беженцев и вынужденных переселенцев, трудовой миграции, в том числе и иностранной рабочей силы. Например, в Законе РФ "О гражданстве" в отношении вынужденных переселенцев предусмотрены льготы в обеспечении их жилищно-бытовыми условиями. Однако предусмотренные льготы не названы в
Жилищном кодексе Республики Башкортостан.
Достаточно много проблем