Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 16:19, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение особенностей интеллектуальной собственности как объекта гражданских прав.
Названные цели предопределили постановку следующих задач:
Изучить понятие и сущность интеллектуальной собственности как объект гражданских прав;
Рассмотреть классификацию интеллектуальной собственности;
Проанализировать результаты творческой деятельности, охраняемые авторским правом, как отдельный вид;
Охарактеризовать результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые патентным правом;
Выявить особенности средств индивидуализации.

Файлы: 4 файла

статья.doc

— 48.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

контра интел собств-сть.doc

— 79.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Интелектуальная.docx

— 105.55 Кб (Скачать файл)

В отношении иностранных граждан и юридических лиц приоритет промышленного образца в соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности устанавливается по дате подачи первой правильно оформленной заявки, поданной в стране, также состоящей в данной Конвенции, если заявка подана в нашей стране до истечения шести месяцев после названной даты (конвенционный приоритет). Правила о приоритете промышленного образца подробно регламентирует ст. 19 Патентного закона.

Как и в отношении изобретений и полезных моделей, Патентный закон не признает обстоятельством, препятствующим признанию патентоспособности промышленного образца, раскрытие относящейся к нему информации, если заявка на промышленный образец подается в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации (ст. 6).

Необходимым признаком промышленного образца закон считает его оригинальность. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.

Важным признаком промышленного образца является промышленная применимость, т. е. возможность его многократного воспроизведения путем изготовления соответствующего изделия. Иначе говоря, решение не признается промышленным образцом, если оно может быть осуществлено лишь в индивидуальном (ручном, кустарном) производстве43.

Художественно-конструкторские решения, отвечающие изложенным требованиям, признаются промышленными образцами. Исключение сделано лишь для:

- решений, обусловленных  исключительно технической функцией  изделий (гайки, болты, винты и т. п.);

- объектов архитектуры (кроме  малых архитектурных форм);

- промышленных, гидротехнических  и других стационарных сооружений; печатной продукции как таковой;

- объектов неустойчивой  формы из жидких, газообразных, сыпучих  или им подобных веществ;

- изделий, противоречащих  общественным интересам, принципам  гуманности и морали44.

Субъектами патентного права являются авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие лица (не авторы), приобретающие по закону или договору некоторые патентные права.

Авторами, т. е. создателями изобретений и других объектов промышленной собственности, признаются граждане РФ и иностранцы. Возможность граждан России иметь права автора объекта промышленной собственности является элементом содержания их правоспособности. Закон не ограничивает возникновение субъективного права авторства и других патентных прав достижением определенного возраста. От возраста зависит лишь возможность самостоятельного осуществления патентных прав. Так, несовершеннолетние вправе самостоятельно, т. е. без согласия своих законных представителей, осуществлять свои патентные права лишь по достижении 14 лет (п. 2 ст. 26 ГК). Иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Патентным законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров России или на основе принципа взаимности.

К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами объектов промышленной собственности, относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора. Это, прежде всего правопреемники авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. К данной группе принадлежит и государство.

В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право на объект промышленной собственности. Эти граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права на объект промышленной собственности, основанного на действующем патенте.

В отношениях правопреемства могут участвовать и отечественные юридические лица, приобретающие и отчуждающие право на использование объектов промышленной собственности. В этом качестве они являются субъектами патентного права.

В роли правопреемников иностранных авторов могут выступать и физические, и юридические лица. В круг оснований правопреемства входят как наследование, так и уступка прав на подачу заявки на объект промышленной собственности, либо на получение патента, либо на использование объекта, охраняемого патентом.

По законодательству многих стран право на объекты промышленной собственности, созданные служащими, в силу трудового соглашения переходят к работодателям, которые приобретают право на подачу заявки, получение патента и использование охраняемого патентом служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца. Подобный институт известен и российскому патентному праву45.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Патентного закона право на получение патента на объект промышленной собственности, созданный работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или полученным от работодателя конкретным заданием, принадлежит работодателю, если договором между ними не предусмотрено иное. Автор служебного объекта промышленной собственности приобретает право на вознаграждение, выплачиваемое в размере и на условиях, определяемых на основе соглашения между ним и работодателем.

Автор вправе получить на служебный объект патент на свое имя в случае, если работодатель в течение двух месяцев с даты уведомления его автором о созданном объекте промышленной собственности не подаст заявку в Патентное ведомство, не переуступит право на подачу заявки другому лицу или не сообщит автору о сохранении объекта в тайне. В этом случае работодатель имеет право на использование объекта в собственном производстве с выплатой патентообладателю компенсации на договорных началах46.

Российская Федерация и другие публично-правовые образования обладают исключительным правом на объекты промышленной собственности, если такое право переходит к ним в установленном законом порядке, например в силу наследования. Наряду с этим Российской Федерации как суверену принадлежит ряд важных правомочий в области творческой деятельности, которых не имеют другие субъекты патентного права. В частности, оно устанавливает саму охрану объектов промышленной собственности, порядок их использования, патентования и реализации в зарубежных странах, права авторов, патентообладетелей и способы их защиты. Свои правомочия Российская Федерация осуществляет различными средствами, в том числе путем издания актов патентного законодательства.

 

    1. Средства индивидуализации

Товарные знаки и знаки обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Товарный знак отличает товары, а знак обслуживания - услуги, но режим правовой охраны, представляемый тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что далее будет излагаться для товарных знаков, и в равной мере будет относиться к знакам обслуживания.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму47.

Основная функция этих средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя, свою продукцию, свои услуги собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж.

Товарный знак ассоциируется у потребителей с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако часто бывает, что товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а иногда даже в разных странах, поскольку владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять разрешение (лицензии) на использование их другим лицам. Именно по этой причине выделяют такую функцию товарного знака как указание на источник происхождения товара или услуги. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров или услуг, обычно подчеркивается законодательством.

Основанием для предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация в Патентном ведомстве страны. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Товарными знаками могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинация. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Словесные обозначения - слова, сочетания букв, имеющих словесный характер, сочетания слов, предложения, фамилия, названия предметов, другие единицы языка, а также их сочетания. Ими могут быть и вымышленные слова. Изобразительные обозначения - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемные обозначения - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Чаще всего это разнообразные упаковки товаров (бутылки, флаконы, коробки и пр.). Другие обозначения - звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения48.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Нарушением исключительных прав владельца товарного знака признается использование его без разрешения в гражданский гражданском обороте на территории, где он зарегистрирован, или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное до степени смешения обозначение, являются контрафактными49.

Срок действия регистрации товарного знака - десять лет от момента подачи заявки на его регистрацию. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. В качестве маркировки зарегистрированного товарного знака используется знак ® либо словесного обозначения «товарный знак». Товарный знак незаменим как средство рекламы.

В настоящее время товарный знак может быть зарегистрированным только на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (ст. 1478 ГК РФ).

Правовая охрана предоставляется наименованиям мест происхождения товаров, и представляет собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.

Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Наименование места происхождения товара имеет определенные специфические признаки. В нем должно содержаться прямое или косвенное указание на то, что товар происходит из конкретной страны, области или местности, т.е. указание названия географической местности50.

Использование наименования места происхождения товара связано с размещением этого наименования:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

- на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в глобальной сети, в том числе в доменном имени и при других способах адресации51.

Исключительное право использования наименования места происхождения товара как объекта интеллектуальной собственности подлежит государственной регистрации и удостоверяется свидетельством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право интеллектуальной собственности является одной из наиболее быстро развивающихся и укрепляющихся на международном уровне подотраслей гражданского права. Теоретически считается, что присоединение к международным договорам отношения по охране интеллектуальной собственности — дело добровольное, страны, не вступившие в договорные отношения, не могут стать членами Всемирной торговой организации и подвергаются такому давлению со стороны ведущих торговых держав, что присоединение к договору в действительности становится делом обязательным.

Международный аспект права интеллектуальной собственности имеет и другое проявление. В мировом сообществе одни страны являются основными экспортерами интеллектуальной собственности, другие — основными импортерами. Значительная доля интеллектуальной собственности производится гигантскими многонациональными корпорациями. Они заинтересованы в мировой охране своих прав. Например, хороший фильм может иметь одинаково большой прокат в Европе, Восточной Азии и в Северной Америке. Изобретатель нового сотового телефона в маленькой стране, скажем в Финляндии, будет гораздо более заинтересован в регистрации своих прав в США или в Японии, поскольку уровень возможных доходов от продаж в этих странах выше.

Информация о работе Интеллектуальная собственность как объект гражданских прав