Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:55, контрольная работа
Как отмечают видные юридические деятели современности, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются[2].Действующее же законодательство является излишне усложненным. Так только законодательство в сфере информации охватывает свыше 500 нормативно-правовых актов[3].
Введение 2
ГЛАВА 1. Правовое положение интеллектуальной собственности в гражданском праве России 3
§1. История становления института интеллектуальной собственности 3
§2. Правовое регулирование интеллектуальной собственности по действующему гражданскому законодательству 6
ГЛАВА 2. Содержание категории «интеллектуальная собственность» ее классификация 10
ГЛАВА 3. Защита прав на интеллектуальную собственность 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17
В XIX в.
авторское право французского образца
послужило моделью для
В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.
В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.
В России
по мере развития рыночного хозяйства
происходил процесс формирования института
интеллектуальной собственности параллельно
с западноевропейскими
После
1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной
собственности был полностью
разрушен. В 1918 г. был принят декрет,
которым национализировались
В общей
массе происходило
Главным
мотиватором эффективного интеллектуального
труда в тех условиях являлся
сам труд, как творческий процесс
и его результат. Данным свойством
творческих работников - быть увлеченными
своим трудом - свойством, являющимся
характерной чертой вообще творческой
личности, (независимо от страны, где
живет эта личность, национальности
и т.д.) беззастенчиво пользовалось
государство в течение многих
лет, почти безвозмездно присваивая
продукт интеллектуального
Происшедшая
в 90-е годы трансформация экономических
отношений в России, формирование
рыночных основ экономики выдвинули
проблему становления новой системы
отношений интеллектуальной собственности
как отношений, определяющих права
производителей интеллектуального
продукта, защиту этих прав и стимулирование
интеллектуального труда в
В России
создание нового института интеллектуальной
собственности началось еще до распада
СССР. В 1991-92 годах был принят ряд
законов об охране промышленной собственности
(изобретений, товарных знаков, промышленных
образцов), основанных на правовых принципах,
действующих в развитых странах.
В 1992 г. были приняты: "Патентный закон
Российской Федерации"; Закон РФ
"О правовой охране программ для
электронно-вычислительных машин и
баз данных"; Закон РФ "О правовой
охране топологий интегральных микросхем".
В 1993 г. был принят Закон РФ "Об
авторском праве и смежных
правах".
§2. Правовое регулирование интеллектуальной собственности по действующему гражданскому законодательству
Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст.44 Конституции[8]. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п."о" ст.71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994 г., имеются отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.
Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г.[9], Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.
В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.)[10], устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971 г.)[11]. Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав[12], а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию[13]. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.)[14].
Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего необходимо выделить Гражданский кодекс РФ[15](ст.138 Интеллектуальная собственность), устанавливающий общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако ГК РФ отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.
Среди специальных законов, во-первых, необходимо выделить Патентный закон[16], который содержит нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве[17] - о защите авторских и смежных прав.
Во-вторых, к числу основных нормативных актов в сфере защиты результатов интеллектуальной деятельности относятся также Закон о правовой охране программ[18]; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем[19] и Закон РФ "О селекционных достижениях"[20]. Средства индивидуализации товаров и их производителей защищаются Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров [21].
В связи
с тем, что на патентное ведомство
Российской Федерации возложена
задача по разработке методических материалов
по вопросам практики ведения государственной
регистрации прав, следует остановиться
на ведомственных нормативных
В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г[22] №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.
В настоящее время существенное место в системе нормативных актов об охране патентных прав занимают следующие акты патентного ведомства РФ: Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение[23], Правила составления, подачи и рассмотрения заявки, на выдачу патента на промышленный образец, утв. Роспатентом 3 октября 1994 г.[24], Правила составления и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель[25], Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г[26].
Наряду
с вышеназванными законами и подзаконными
нормативными актами, в качестве источников
правового регулирования
Итак,
анализируя современную систему
источников правового регулирования
отношений в сфере правовой охраны
и использования объектов интеллектуальной
собственности, необходимо отметить, что
они образуют четыре относительно самостоятельных
группы источников, опосредующих отношения
в областях авторского и смежных
прав, патентного права, правовой охраны
и использования средств
В тоже время важно подчеркнуть, что в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового акта, призванного отразить вслед за Конституцией РФ ведущие начала нормотворчества в данной сфере общественных отношений.
Поэтому одним из направлений совершенствования современного законодательства об интеллектуальной собственности является принятие кодифицированного нормативного акта.