Интеллектуальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

Как отмечают видные юридические деятели современности, в настоящее время общие правила, применимые при регулировании отношений в области интеллектуальной собственности, только создаются[2].Действующее же законодательство является излишне усложненным. Так только законодательство в сфере информации охватывает свыше 500 нормативно-правовых актов[3].

Содержание работы

Введение 2

ГЛАВА 1. Правовое положение интеллектуальной собственности в гражданском праве России 3

§1. История становления института интеллектуальной собственности 3

§2. Правовое регулирование интеллектуальной собственности по действующему гражданскому законодательству 6

ГЛАВА 2. Содержание категории «интеллектуальная собственность» ее классификация 10

ГЛАВА 3. Защита прав на интеллектуальную собственность 13

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 65.26 Кб (Скачать файл)

   В XIX в. авторское право французского образца  послужило моделью для остальных  стран континентальной Европы, а  также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом  научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является".

   В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о  международной охране авторских  прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском  праве в целях защиты неимущественных  прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные  права авторов в качестве предмета правовой охраны.

   В 1886 г. была принята Бернская конвенция  об охране литературных и художественных произведений. Позже - другие международные  договоры (конвенции) регулирующие сферу  интеллектуальной собственности.

   В России по мере развития рыночного хозяйства  происходил процесс формирования института  интеллектуальной собственности параллельно  с западноевропейскими странами. Первый товарный знак на изделиях ремесленников - клеймо - связано с Новоторговым Уставом 1667 г.: указ об обязательном клеймении  всех русских товаров особыми  фабричными знаками относится к 1774 г. Первый закон о привилегиях  на изобретения, художества и ремесла  был принят в 1812 г. Положение о  привилегиях на изобретения и  усовершенствования было принято в 1896 году, действовало до 1917 года. В  начале XX века Россия имела сформировавшийся в общих чертах институт интеллектуальной собственности, сыгравший значительную роль в динамичном экономическом  и культурном развитии страны[6].

   После 1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности был полностью  разрушен. В 1918 г. был принят декрет, которым национализировались объекты  авторского права (литературные, научные  и др. произведения), в середине 1919 г. декретом национализировались объекты  промышленной собственности, в том  числе изобретения. Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным  достоянием и поступали в распоряжение государства. Продукт интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным  товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой труд сверху нормируемую  заработную плату. Была установлена  и развивалась система отчуждения интеллектуального продукта от его  создателя, закрепленная в правовых нормах, просуществовавшая почти семь десятилетий. Огосударствление всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на его продукты позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на обслуживание той общественной системы, с другой - на минимальном уровне возмещать затраты труда, т.е. по дешевке присваивать результаты интеллектуальной деятельности. Ни в одной стране мира интеллектуальный труд в своей массе не оплачивался на таком низком уровне и не был так экономически зависим от государства как в СССР.

   В общей  массе происходило обезличивание  интеллектуального труда и продукта. Если в области литературы и искусства  удавалось сохранять авторство  произведений (с весьма урезанными материальными правами), то в отношении  изобретательской деятельности результаты ее, за редким исключением, обезличивались. Мотивационный механизм интеллектуального  труда был значительно деформирован и ослаблен пропитанной социальной демагогией системой стимулирования. Бесправное по существу экономическое  и социальное положение основной массы творческих работников умело  завуалировалось массированной  идеологической обработкой - в плане  преимуществ социалистического  строя, при котором результаты труда  идут на пользу всего общества.

   Главным мотиватором эффективного интеллектуального  труда в тех условиях являлся  сам труд, как творческий процесс  и его результат. Данным свойством  творческих работников - быть увлеченными  своим трудом - свойством, являющимся характерной чертой вообще творческой личности, (независимо от страны, где  живет эта личность, национальности и т.д.) беззастенчиво пользовалось государство в течение многих лет, почти безвозмездно присваивая продукт интеллектуального труда. Поскольку значительная часть работников интеллектуального труда была занята в науке, образовании, культуре - отраслях, финансируемых из госбюджета по остаточному  принципу, постольку и уровень  заработной платы этих работников был  значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

   Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических  отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули  проблему становления новой системы  отношений интеллектуальной собственности  как отношений, определяющих права  производителей интеллектуального  продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования[7].

   В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада  СССР. В 1991-92 годах был принят ряд  законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: "Патентный закон  Российской Федерации"; Закон РФ "О правовой охране программ для  электронно-вычислительных машин и  баз данных"; Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем". В 1993 г. был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных  правах".  

   §2. Правовое регулирование  интеллектуальной собственности  по действующему гражданскому законодательству

   Охрана  интеллектуальной собственности в  России гарантируется нормами ст.44 Конституции[8]. Законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п."о" ст.71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994 г., имеются отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.

   Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных  договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской  конвенции по охране промышленной собственности 1882 г.[9], Договора о патентной кооперации 1970 г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891 г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

   В 1995 г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в  ред. 1971 г.)[10], устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971 г.)[11]. Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993 г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав[12], а в 1994 г. - Евразийскую патентную конвенцию[13]. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.)[14].

   Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего необходимо выделить Гражданский  кодекс РФ[15](ст.138 Интеллектуальная собственность), устанавливающий общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако ГК РФ отсылает к специальным законам, определяющим условия возникновения, использования, защиты этих прав, а также сроки их действия.

   Среди специальных законов, во-первых, необходимо выделить Патентный закон[16], который  содержит нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве[17] - о защите авторских и смежных прав.

   Во-вторых, к числу основных нормативных  актов в сфере защиты результатов  интеллектуальной деятельности относятся  также Закон о правовой охране программ[18]; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем[19] и Закон РФ "О селекционных достижениях"[20]. Средства индивидуализации товаров и их производителей защищаются Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров [21].

   В связи  с тем, что на патентное ведомство  Российской Федерации возложена  задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения государственной  регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых патентным ведомством.

   В отношении  таких документов существует общее  правило, выраженное в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 13 августа 1997г[22] №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в "Российской газете". Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

   В настоящее  время существенное место в системе  нормативных актов об охране патентных  прав занимают следующие акты патентного ведомства РФ: Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение[23], Правила составления, подачи и рассмотрения заявки, на выдачу патента на промышленный образец, утв. Роспатентом 3 октября 1994 г.[24], Правила составления и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель[25], Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания от 29 ноября 1995 г[26].

   Наряду  с вышеназванными законами и подзаконными нормативными актами, в качестве источников правового регулирования интеллектуальной собственности, необходимо выделить и  материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права  и тем самым не обязательна  в правоприменении (как это принято  в англосаксонской системе права),  тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с интеллектуальной собственностью и информацией. Так, например, следует выделить Письмо Высшего арбитражного суда РФ от 8 декабря 1992 г. №С-13/ОСЗ-350 О спорах, связанных с применением Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (с изм. и доп. от 9 августа 1993 г.)[27]; Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.)[28]; Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"[29].

   Итак, анализируя современную систему  источников правового регулирования  отношений в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, необходимо отметить, что  они образуют четыре относительно самостоятельных  группы источников, опосредующих отношения  в областях авторского и смежных  прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования  нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности, и в основании  которых положены нормативно-правовые акты, имеющие характер общезначимых и принципиальных для всех институтов интеллектуальной собственности.

   В тоже время важно подчеркнуть, что  в настоящее время не существует единого системообразующего нормативно-правового  акта, призванного отразить вслед  за Конституцией РФ ведущие начала нормотворчества в данной сфере  общественных отношений.

   Поэтому одним из направлений совершенствования  современного законодательства об интеллектуальной собственности является принятие кодифицированного  нормативного акта.

Информация о работе Интеллектуальная собственность