Источники гражданского права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя. В настоящее время со всей очевидностью растет влияние международного права не только на право международного сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество.

Содержание работы

Введение…………………...……………………………....................................3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА……………………………...7
I.1. Понятие и виды источников гражданского права…….......……...………7
I.2. Нормативность и системность источников гражданского права…..….13
Глава II. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………..16
II.1. Законодательные акты как источники гражданского права.......….…..16
II.2. Подзаконные нормативные акты как источники гражданского права…………………………………………………………………………....20
II.3. Иные источники, содержащие нормы гражданского права…………...23

Заключение………………………………………………………………....….29
Список использованных источников и литературы……………..………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданке.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

О.Н. Садиков выделяет два основных источника гражданского права: законодательство, или нормативные акты, и обычай38.

Систему гражданского законодательства предопределяют положения  Конституции РФ, согласно которой  гражданское законодательство находится  в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71)39. Соответственно на всей территории нашей страны действует единое гражданское законодательство. Исключением является жилищное право, которое согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ40 отнесено к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов.

Конституция РФ определяет также конкретные формы  основных актов отечественного законодательства: это федеральные законы, которые  принимает Государственная Дума (ст. 105)41, указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90)42, постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115)43. Нормативные акты этих высших органов государственной власти и, прежде всего, федеральные законы образуют основной массив действующего гражданского законодательства.

Другим источником гражданского права  О.Н. Садиков называет обычай. Обычаи – это правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов44. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая (например, ст. 129-131 КТМ45).

Кроме законодательства и обычая, к источникам гражданского права О.Н. Садиков причисляет международные договоры и судебную практику46.

Таким образом, в ходе исследования понятий и  видов источников гражданского права  автор курсовой работы выяснил, что  источник гражданского права – это нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.

Видами источников гражданского права являются: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; федеральные законы, касающиеся регулирования гражданских правоотношений; подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота, а также международное законодательство и международные договоры.

 

 

I.2. Нормативность и системность

источников  гражданского права

 

 

К общей характеристике всех перечисленных в первом параграфе данной курсовой работы источников гражданского права относятся их нормативность и системность.

Гражданское право, как и право в целом, состоит  из норм, правил поведения общего характера. Не являются источниками права, в  том числе гражданского, индивидуальные правовые акты, которые распространяют свое действие персонально на конкретного субъекта права в конкретной ситуации, рассчитаны на одноразовое применение и прекращают действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, решение органа исполнительной власти субъекта Федерации об изъятии у собственника земельного участка для государственных нужд).

Норма права  устанавливается или санкционируется  государством, имеет предоставительно-обязывающий  характер. Нормы права обязательны  для тех, кому они адресованы; применяются независимо от желания субъектов и, следовательно, носят универсальный характер. Реализация нормы права обеспечивается государством.

Увеличение объема регулируемых отношений, тенденция  к повышению абстрактности правовых норм, процесс их специализации, усложнение законодательной техники с необходимостью ведут к системности норм права.

Системность источников гражданского права, по мнению           В.П. Мозолина, включает в себя несколько моментов47:

- принадлежность источника права к определенной ветви (отрасли) права;

- определение правовых форм;

- иерархия источников права.

Наряду с цивилистическими источниками права (например, Гражданским кодексом РФ48) действуют комплексные акты, т.е. содержащие нормы различных отраслей права (например, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»49). Причем наблюдается преобладание таких источников права. Это отражает объективную тенденцию интеграции общественных отношений и их комплексного правового регулирования.

На практике встают серьезные проблемы в сфере решения конфликтов между актами, принадлежащими к различным ветвям (отраслям) права.

На сегодняшний  день не только не разработаны критерии определения оптимальной формы  источника права, в том числе  гражданского, но и существуют пробелы в определении иерархии источников гражданского права по их юридической силе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей гражданское право дает понятия и систему гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3 ГК50). С большей или меньшей степенью определенности можно установить порядок применения и подчиненность источников гражданского права, которую автор данного исследования привел в первом параграфе. В остальных случаях устанавливающие это нормы либо носят частный характер, разобщены по правовым актам, либо отсутствуют вовсе. В связи с этим данный вопрос будет рассмотрен по видам источников гражданского права.

Перед тем как  перейти к такому рассмотрению, общую  характеристику системы источников гражданского права можно завершить выделением основных тенденций их развития. В.П. Мозолин51 полагает, что это:

- их количественное и качественное расширение;

- их унификация по различным формам права, а также на международном уровне;

- взаимопроникновение и сочетание частно- и публично-правового регулирования;

- расширение сферы действия диспозитивных норм;

- ориентация императивных норм на защиту более слабой стороны правоотношения.

ГЛАВА II. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

 

II.1. Законодательные акты как источники гражданского права

 

 

Все нормативные  акты в зависимости от их юридической  силы делятся на законы (законодательные  акты) и подзаконные нормативные  акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной  власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации52 разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами, поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Среди федеральных  конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Будучи Основным Законом нашей страны, Конституция РФ содержит в себе нормы различных отраслей права. Среди них есть и нормы гражданского права. В частности, основу гражданско-правового регулирования отношений собственности на территории Российской Федерации составляют ст. 35 и ст. 36 Конституции РФ53. В основе гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений, возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, лежат ст. ст. 20-25 Конституции РФ54.

Особое место  в системе гражданского законодательства занимает кодифицированный нормативный акт – Гражданский кодекс Российской Федерации. Он призван урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, и является базой для развития всего текущего гражданского законодательства на территории Российской Федерации. В настоящее время действуют части первая (1994 г.), вторая (1996 г.), третья (2001 г.) и четвертая (2006 г.) ГК РФ. По своей юридической силе наиболее важное место в настоящее время занимают часть первая и часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации.

Часть первая ГК55 принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения их в действие. Так, глава 4 «Юридические лица»56 введена в действие со дня официального опубликования части первой кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г., а глава 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»57 ввелось в действие лишь с момента введения в действие Земельного кодекса РФ58.

Часть вторая ГК59 принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г. Часть третья ГК60, принятая Государственной Думой 1 ноября 2001 г. и подписанная Президентом 26 ноября 2001 г., регулирует наследственное право. Четвертая же часть ГК РФ61, принятая ГД 24 ноября 2006 г. и подписанная Президентом 18 декабря 2006 г., рассчитана на институты интеллектуальной собственности, авторское и патентное право.

Структура части  первой и части второй ГК опирается  на объективно существующую систему  гражданского права. Вместе с тем  между системой гражданского права  и структурой ГК имеются некоторые  расхождения, обусловленные как  объективными, так и субъективными причинами.

ГК, как отраслевой кодифицированный законодательный  акт, призван обеспечить единообразное  правовое урегулирование имущественно-стоимостных  и личных неимущественных отношений  на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Характерной чертой Гражданского кодекса РФ является то, что он заложил основу нормативной базы для гражданского оборота в условиях рыночной экономики. В нем дано определение предпринимательской деятельности и содержится немало правовых норм, направленных на регулирование отношений в области предпринимательства.

Наряду с кодифицированным нормативным актом – ГК РФ – систему гражданского законодательства образуют специальные законы, регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Под законом понимают нормативный акт, принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом РФ62.

Статья 76 Конституции РФ63 различает по юридической силе, объектам регулирования, порядку принятия, опубликования и вступления в силу федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Однако формулировка п. 2 ст. 3 ГК64 сужает круг федеральных законов до принятых в соответствии с ГК. Кроме того, Кодекс определил круг отношений, регулирование которых осуществляется федеральными законами (ст. ст. 1, 2 ГК)65. Принятие некоторых федеральных законов прямо предусмотрено в ГК (ст. ст. 47, 107, 131 и др.)66.

Законы, как и  все нормативные правовые акты, классифицируются по содержанию. Выделяют акты, содержащие нормы только одной ветви (отрасли) права (гражданское законодательство), и акты, которые носят комплексный  характер, включают нормы различных ветвей (отраслей) права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное законодательство). Одновременно говорят о законах общего характера – охватывающих несколько крупных групп общественных отношений, – и специальных законах – по одному узкому вопросу. Федеральные законы не только регулируют отношения, входящие в предмет гражданского права, но и могут – при определенных условиях67 – ограничивать гражданские права.

Например, Федеральный закон Российской Федерации «О страховании»68 регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой. Патентный закон Российской Федерации69 регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»70 регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК, однако имеют чрезвычайно важное значение в переходный к рыночной экономике период, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.

Итак, в ходе исследования выяснилось, что источниками гражданского права являются законодательные  акты, к которым относятся Конституция  Российской Федерации, кодифицированный нормативный акт – Гражданский кодекс РФ, а также федеральные законы, в которых содержатся нормы гражданского права.

 

II.2. Подзаконные нормативные акты

как источники гражданского права

 

 

Важную группу законодательных источников гражданского права образуют указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации. В ГК они именуются как «иные правовые акты» (п.6 ст. 3 ГК)71. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты»72.

Указы Президента Российской Федерации, как подзаконные нормативные акты, не должны противоречить ГК или иному федеральному закону (п. 3 ст. 3 ГК)73. Они может быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. ст. 80 - 90 Конституции РФ)74, за исключением случаев, когда этот вопрос согласно ГК или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна преследует цель конкретизации гражданских федеральных законов. Нормы второй категории предназначены для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости.

Информация о работе Источники гражданского права Российской Федерации