Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:47, контрольная работа
Цель моей контрольной работы получить не только допуск к экзамену, но и самому как можно подробней изучить данную тему, глубже развить представление о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. В своей работе я ставлю задачу изучить и более подробно раскрыть юридическую природу таких источников конституционного права как: Конституция Российской Федерации, законы, договора, соглашения, декларации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства, судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Источники конституционного права……………………………………......5
2.1. Конституция Российской Федерации – как основной источник конституционного права………………………………………………………..7
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права………………………………………………………..9
2.3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права ………………………………………….12
2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права………15
3. Система конституционного права…………………………………………..17
4. Заключение……………………………………………………………………22
5. Список используемой литературы………………………………………......24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Дисциплина: «Конституционное право РФ»
Кафедра: «Конституционное и муниципальное право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: «Источники и система конституционного права Российской Федерации»
Выполнил: ст. гр. 08731
Смоляков А.В.
Проверил: к.ю.н., профессор, зав.кафедры
И.А. Кравец
Новосибирск 2009 г.
ПЛАН
1. Введение…………………………………………………………
2. Источники конституционного
2.1. Конституция Российской
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права………………………………………………………..9
2.3. Указы и распоряжения
2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права………15
3. Система конституционного права…………………………………………..17
4. Заключение……………………………………………………
5. Список используемой
литературы……………………………………….....
В настоящее время Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно - политической системе, формируются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому, и именно поэтому тема моей контрольной работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования, так как источники и система конституционного права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки.
Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит “войти в политику” и почувствовать дыхание истории.
Конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определённую систему государственной власти1.
Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом
1Баглай М.В. Конституционное право РФ/ 5 изд. «Норма», -М., 2005 г.,3 стр.
его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит. Нормы конституционного права находят своё выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Среди них - конституция, закон, указ и другие правовые акты. Эти формы правовых актов характерны практически для всех институтов конституционного права.
Цель моей контрольной работы получить не только допуск к экзамену, но и самому как можно подробней изучить данную тему, глубже развить представление о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. В своей работе я ставлю задачу изучить и более подробно раскрыть юридическую природу таких источников конституционного права как: Конституция Российской Федерации, законы, договора, соглашения, декларации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства, судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления. А также ответить на вопрос все ли вышеупомянутые нормативно-правовые акты могут называться источниками конституционного права Российской Федерации и какие основные правовые институты составляют систему Российского конституционного права.
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности2.
Формы конституционного права составляют своеобразную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жёсткий порядок, чтобы предупредить “войну” источников. Например, постановлением правительства или даже законом нельзя расширять некоторые полномочия исполнительной власти. Другой пример: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации - обычным федеральным законом (ч. 2 ст.70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности3.
Признание того или иного акта источником права влечёт за собой
2,3Баглай М.В. Конституционное право РФ/ 5 изд. «Норма», -М., 2005 г.,3-17.
определённые правовые
последствия. Это значит, что такой
акт может порождать для
Система источников конституционного права РФ представлена Конституцией РФ и основанным на ней федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, решениями Конституционного Суда РФ, нормативными договорами, нормами международного права и актами органов местного самоуправления. Соответственно, она объединяет следующие три уровня источников конституционного права: 1) федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов); 2) законодательство субъектов РФ - конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти; акты региональных референдумов; 3) акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов. Кроме того, нетрадиционными источниками конституционного права выступают конституционные обычаи4.
4 Червонюк В.И. Конституционное право Российской Федерации, -М., 2004г.,16 стр.
Конституция - основной закон всякого государства. Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, из которых потом вырастает детальное правовое регулирование в различных формах. Но определённые нормы конституции могут иметь прямое действие, т.е. для своего применения не нуждается в дополнительном регулировании. Конституция всегда предусматривает особый порядок изменения её статей, в чём проявляется её исключительность по сравнению с обычными законами.
В России действующая Конституция регламентирует широкий круг вопросов, и особенно тех, которые связаны с закреплением основных прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права. Эта роль Конституции России обусловлена следующим:
- в Конституции устанавливаются
конституционно - правовые нормы
общего характера, являющиеся
основополагающими для
- Конституция характеризуется
широтой содержания своих норм.
Они воздействуют на все сферы
жизни общества: политическую, экономическую,
социальную, духовную. Этим Конституция
отличается от иных видов
- Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить её Конституции (ст. 15 Конституции);
- в Конституции определяются
многие виды источников
- значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности;
- Конституция по сравнению
с другими источниками отрасли
является актом наивысшего не
только правового уровня, но и
общественного значения. Его нормы
касаются каждого гражданина, всех
субъектов общественной
Придание Конституции статуса закона прямого действия означает, что она может непосредственным образом, т.е. без привлечения других законов, правовых актов, применяться судебными органами в процессе рассмотрения ими дел, если положения Конституции распространяются на данные дела. Благодаря принципу прямого действия Конституции России в ряде случаев для истцов, возбуждающих судебное дело, ответчиков по делу, обвинителей и судей достаточно использовать только один свод положений закона в виде Конституции5.
Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., действуют конституции республик, входящих в состав РФ. Это обычно для любого федеративного государства. Конституции республик также обладают высшей юридической
5 Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция РФ с комментариями. Инфра,М., 2000.г., 20 стр.
силой на их территории. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции), а это означает, что конституции республик, некоторые из которых приняты до принятия федеральной Конституции, должны тем не менее соответствовать последней и не противоречить ей. Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов РФ (ч.1 ст. 5 Конституции РФ)6.
2.2. Законы, договоры,
соглашения и декларации - как
источники конституционного
К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.
Конституцией указывается
(ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам,
из чего можно сделать вывод, что в иерархии
источников права федеральные конституционные
законы занимают более высокое место,
следуя сразу же за Конституцией.
Конституционные законы, как это вытекает
из текста Конституции, должны приниматься
по важнейшим вопросам, затрагивающим
права и свободы граждан, правомочия государства.
Такие законы могут приниматься только
по вопросам, предусмотренным Конституцией;
этих вопросов 15, но приняты
6Баглай М.В. Конституционное право РФ/ 5 изд. «Норма», - М., 2005 г.,22 стр.
пока не все федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы не могут изменять Конституцию и не являются частью Конституции.
Информация о работе Источники и система конституционного права Российской Федерации»