Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:47, контрольная работа
Цель моей контрольной работы получить не только допуск к экзамену, но и самому как можно подробней изучить данную тему, глубже развить представление о государстве как о социальном институте, о том как этот институт живет, действует, изменяется, каковы основные тенденции его развития, как он выполняет свое социальное назначение. В своей работе я ставлю задачу изучить и более подробно раскрыть юридическую природу таких источников конституционного права как: Конституция Российской Федерации, законы, договора, соглашения, декларации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства, судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления.
1. Введение………………………………………………………………………3
2. Источники конституционного права……………………………………......5
2.1. Конституция Российской Федерации – как основной источник конституционного права………………………………………………………..7
2.2. Законы, договоры, соглашения и декларации - как источники конституционного права………………………………………………………..9
2.3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Регламенты палат Федерального Собрания, Постановления Правительства - как источники конституционного права ………………………………………….12
2.4. Судебные решения, правовые акты СССР и РСФСР, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права………15
3. Система конституционного права…………………………………………..17
4. Заключение……………………………………………………………………22
5. Список используемой литературы………………………………………......24
12 Червонюк В.И. Конституционное право Российской Федерации, -М., 2004г.,25 стр.
этих институтов13.
Таким образом, критерием
для образования системы
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
• основы конституционного строя;
• права и свободы человека и гражданина;
• федеративное устройство;
• избирательная система (избирательное право);
• президентская власть;
• законодательная власть;
• исполнительная власть;
• судебная власть;
• государственная власть в субъектах РФ;
• местное самоуправление;
• порядок внесения поправок и пересмотр Конституции15.
Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы
13Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России Юристъ, М., 1998г., 37 стр.
отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые присущи нормам именно данного института и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права.
Анализ системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление её составных частей, её главных элементов, но и обоснование их соотношения и места каждого из них в этой системе.
В основе такого подхода
к системе отрасли лежит
Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержится исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно - правовых институтов.
На следующем месте
стоит институт, устанавливающий
основы правового статуса человека
и гражданина, его права, свободы
и обязанности.
Место этого института обусловлено тем,
что человек, его права и свободы признаются
высшей ценностью в государстве и обществе, главной
целью функционирования всех государственных
и общественных структур.
Конституционно правовой институт, нормы которого закрепляют
16Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. «Конституционное право РФ»,- М.,2008г., 39 стр.
федеративное устройство государства, создаёт предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в РФ национально - государственные и государственно - территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления17.
При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о её соотношении с системой конституции, являющейся основным источником отрасли. Это часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.
Система отрасли конституционного
права предопределяется объективными
факторами. Однако она выявляется и
формируется путём
16Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. «Конституционное право РФ»,- М.,2008г., 41 стр.
При этом конституционное право в силу особых своих свойств (высокая юридическая сила, уровень нормативности правоположений, характер источников, механизмы обеспечения и др.) занимает в этой системе особое место, являясь своего рода надстройкой по отношению к действующей системе российского права. По-видимому, необходимо вести речь и об особом месте конституционного права во всей системе права. Очевидно, что данная отрасль права не может быть признана однопорядковой иным профилирующим отраслям - это фундаментальная базовая отрасль права, отображающая генеральные правовые режимы, юридические средства и методы регулирования, которые получают конкретное воплощение в иных подразделениях права, в том числе и относимых к профилирующим отраслям права.
4. Заключение
В заключение хочется
подчеркнуть, что источниками
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что источники конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового государства. Совершенство рассмотренных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Конституция Российской Федерации является основным источником отрасли конституционного права, главным законом, находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов, она устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между институтами - напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.
Я считаю, что россияне должны знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачётов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своего места и роли в обществе. Знание Конституции страны необходимо её гражданам, чтобы: осознавать свои права и свободы, предоставляемые основным Законом; применять конституционно закреплённые права в собственных интересах и в интересах сограждан; использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.
5. Используемая литература
1. Баглай М.В. «Конституционное право РФ», 5 изд. «Норма», -М., 2005 г.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Юристъ - М., 1998г.
3. Колесников Е.В. «Источники науки российского Конституционного права» - Саратов, 1998г.
4. Лозовский Л.Ш., Райзберг
Б.А.«Конституция РФ с
5. Смоленский М.Б., Колюшкина Л.Ю. «Конституционное право РФ»,- М.,2008г.
6. Червонюк В.И. «Конституционное право Российской Федерации», -М., 2004г.
Нормативно-правовая литература
7. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г.
8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
9. Декларация «О языках народов России» от 25 октября 1991 г.
10. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
11. Постановление Верховного Совета РФ «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г
12. Распоряжение Президента РФ “Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасности” от 26 июля 1995 г.
13. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г.
14. Федеральный Закон “О международном договоре РФ” от 15 июля 1995 г.
Информация о работе Источники и система конституционного права Российской Федерации»