Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.
Введение……………………………………………………………………………………..4
Основная часть……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы понятия конституционного права РФ………………….……..5
1.1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………………….…..…5
1.2. Международные правовые акты – источники конституционного права России…………………………………………………………………………………….….9
2. Источники конституционного права России……………………………………….....12
2.1. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России………………………………………………………………………………………12
2.2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России…………....21
Заключение…………………………………………………………………………..…….24
Глоссарий…………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………………………….…29
Закрепление конституционно-правовой нормы в законе зависит от размера территории, на которую распространяется данная норма, от установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конституционно-правовые нормы.
В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.
Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы, тем самым становятся еще одним источником конституционного права.
1.Под
общепризнанными нормами в
2.Принципы носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений, определяя направленность и характер международно-правового регулирования в целом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" открывается положением о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.
В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.
Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.
Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзного государства (России) и др.
Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутрифедеральные» договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.
Все источники конституционного права различаются по юридической силе, которая определяется в зависимости от того, каким органом издана.
В данном разделе мы рассмотрим виды нормативных правовых актов общефедерального значения, поделенные на две группы:
I.Группа – законодательные акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации.
2.
Федеральные конституционные
3. Федеральные законы и законы Российской Федерации, законы РСФСР.
II. Группа – подзаконные акты Российской Федерации:
1.
Указы и распоряжения
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
3.
Распоряжения, инструкции, приказы
и другие нормативные правовые
акты законодательной,
III. Группа – судебные решения.
Конституция как источник конституционного права имеет первостепенное значение. Конституция Российской Федерации, была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в силу 25 декабря 1993 г.
Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Через конституционные нормы определяются основы правового статуса личности, права и свободы граждан, охраняемые и гарантируемые от нарушений государством. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст.15);
в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
значение
Конституции как основного
Конституция
по сравнению с другими
Осуществление конституционных норм в качестве источника конституционного права протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является неактивное поведение, т. е. он не совершает действий, запрещенных Конституцией Российской Федерации). "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Исполнение конституционных норм (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность субъектов, требуемую нормами Конституции Российской Федерации и направленную на достижение выдвинутых ею задач и целей: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы" (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации); "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы" (ст. 57 Конституции Российской Федерации). В ней установлены три способа исполнения:
Использование связано с процессом реализации конституционных прав и свобод, т.е. субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права данным источником. "Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации" (ч.2 ст.27 Конституции Российской Федерации); "Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения" (ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Применение
конституционных норм в качестве
основного источника
По
предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные
Второй вид источников конституционного права, имеющих особое значение в системе федеральных нормативных правовых актов, составляют федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации они обладают следующими специфическими (присущими только им) чертами:
По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние, требуя более высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам").
На
сегодняшний день у нас действуют
22 федеральных конституционных