Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..4
Основная часть……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы понятия конституционного права РФ………………….……..5
1.1. Понятие и виды основных источников конституционного права Российской Федерации…………………………………………………………………………….…..…5
1.2. Международные правовые акты – источники конституционного права России…………………………………………………………………………………….….9
2. Источники конституционного права России……………………………………….....12
2.1. Федеральные нормативные правовые акты как источник конституционного права России………………………………………………………………………………………12
2.2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления как источники конституционного права России…………....21
Заключение…………………………………………………………………………..…….24
Глоссарий…………………………………………………………………………………..26
Список использованных источников………………………………………………….…29

Файлы: 1 файл

Источники конституционного права.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

     д) приказы, инструкции администраций, государственных  предприятий, учреждений субъектов  Федерации.

     Согласно  ч.1 ст. 65 Конституции Российской Федерации  в Российской Федерации существует двадцать одна республика в качестве субъектов Российской Федерации. И в восемнадцати республиках в качестве основных региональных правовых актов действуют на данный момент собственные конституции. Вопрос о том, насколько данные виды правовых актов являются источниками конституционного права Российской Федерации, является спорным. С одной стороны у нас есть единая Конституция, имеющая прямое действие на всей территории Российской Федерации, с другой в каждой из принятых данными субъектами Конституций провозглашено, что их собственный Основной Закон имеет прямое действие на всей территории субъекта. Возникает вопрос: какой смысл принимать собственную Конституцию, в целом соответствующую общефедеральной, в качестве источника правоотношений конституционного характера. По сути, эти виды основных региональных правовых актов только дублируют Конституцию Российской Федерации. Тем не менее в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации сказано, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Таким образом, Конституции субъектов Российской Федерации, как и законодательство субъектов Российской Федерации необходимо рассматривать как неотъемлемые источники конституционного права как отрасли права.

     Конституция Российской Федерации отмечает, что  местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Следовательно, органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты. Акты, регулирующие отношения в сфере конституционного права, например, расширяющие права и свободы или усиливающие их гарантии, признаются его источником.

     Этот  вывод не противоречит конституционному указанию в ст. 12 Конституции Российской Федерации на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации. Так как при любом толковании данной статьи ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией Российской Федерации органов самоуправления, осуществляющих публичную власть без издания правовых актов.

     Таким образом, исходя из вышеизложенного  мы пришли к следующим выводам:

  1. Муниципальная власть носит публичный характер, является первичным (низовым горизонтальным) видом в публично-властной системе России, тем самым являясь низовым источником в системе источников конституционного права.
  2. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  3. Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
  4. Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти.
  5. К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

     Заключение

 

      Источники конституционного права – это  факторы, на основе которых формируется  данное право, и осуществляется правовое регулирование отношений конституционного характера Юридическими источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Они имеют особый порядок принятия, отмены и изменения, им свойственны многообразие и высокая юридическая значимость.

      Конституция Российской Федерации – основной источник конституционного права Российской федерации как отрасли права. На федеральном уровне виды источников конституционного права можно классифицировать по трем группам: законодательные акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, судебные решения. Президент Российской Федерации в пределах своих полномочий, законодательная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, судебная власть, исполнительная власть в лице федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств принимают и издают законные и подзаконные нормативные правовые акты общефедерального действия, т.е. обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, которые являются источниками конституционного права как отрасли. Конституционный Суд Российской Федерации формально не относится к числу правотворческих органов, но de fakto таковым является: любые акты, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают свою силу.

      Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление  действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных  правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права. К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.

      К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Формами установления правовых норм, действующих только на территории данного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. Кроме того, к источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (Положения).

     Глоссарий

 
1 Права и свободы человека и гражданина Права, образующие основу правового статуса личности. Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права и свободы человека и гражданина). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларацией прав человека ООН.
2 Нормативно-правовой акт Официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах в компетенции государственного уполномоченного органа (должностного лица) или путём референдума с  соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определённый круг лиц и неоднократное применение.
3 Законодательство Система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.
4 Законодательная инициатива Официальное внесение законопроекта в законодательное  учреждение в соответствии с установленной  процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании.
5 Юридическая сила Применимость закона или иного юридического документа в данное время на данной территории.

Нормативные правовые акты действуют со дня вступления в силу до утраты силы. При этом они  имеют силу только на территории государства, либо автономного или муниципального образования. По степени применимости акты делятся на законы и подзаконные акты, юридическая сила которых ниже. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу.

6 Закон Инструмент  введения общества в заданные состояния, через принимание многими его  за общепринятую нравственную норму, обязательную для исполнения.
7 Федеральный закон Федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
8 Конституция РФ КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
9 Источники конституционного права Признаваемые  национальной правовой системой юридические  формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм. И.к.п. представляют собой иерархичную и соподчиненную  систему правовых актов, в которых  содержатся нормы конституционного права.
10 Референдум Важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

     Список использованных источников

 
1 Российская  Федерация. Конституция (1993). // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
2 Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
3 Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". // Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
4 Федеральный конституционный  закон от 30.01. 2002. №1-ФКЗ "О военном  положении". Справочно-правовая система "Консультант Плюс" : [ Электронный  ресурс] / Компания "консультант Плюс".- Посл. Обновление 30.04.10г.
5 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010) Справочно-правовая система "Консультант Плюс"
6 Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Венгеров А.Б.- М.: Новый юрист. 2010.-569с
7 Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное  право[Текст]: Учебник. – изд. 2-е, перераб. / Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. - М.: Юристъ, 2009,.-461с
8 Карповича В.Д. Постатейный комментарий к Конституции  Российской Федерации [Текст] / Карповича  В.Д.- М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2011,-320с
9 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право  России [Текст]: Учебное пособие. / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. / Катков Д.Б., Корчиго Е.В. -М.: Юриспруденция, 2007.-301с
10 Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. [Текст] / Козлова Е.И., Кутафин О.Е.- М.: Юрист. 2008г.-327

     Приложения

Приложение А

Информация о работе Источники конституционного права