Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:34, контрольная работа
Под источниками семейного права понимаются те правовые акты, которыми регулируются семейные отношения.
Первым среди таких правовых актов следует указать Конституцию Российской Федерации, которая провозгласила общий принцип государственной поддержки семьи (п. 2 ст. 7). Конституция также установила, что семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72). Это значит, что как Российская Федерация, так и республики, входящие в нее, края, области, автономные округа, Москва и Санкт-Петербург могут принимать как законы, регулирующие те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Кодексом не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.
3. Источники семейного права, их виды.
Под источниками семейного
права понимаются те правовые
акты, которыми регулируются
Первым среди таких правовых актов следует
указать Конституцию Российской Федерации,
которая провозгласила общий принцип
государственной поддержки семьи (п. 2
ст. 7). Конституция также установила, что
семейное законодательство Российской
Федерации находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Федерации
(п. 1 ст. 72). Это значит, что как Российская
Федерация, так и республики, входящие
в нее, края, области, автономные округа,
Москва и Санкт-Петербург могут принимать
как законы, регулирующие те же отношения,
что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно
Кодексом не урегулированные. При этом
нормы семейного права, содержащиеся в
законах субъектов Российской Федерации,
должны соответствовать СК РФ. Необходимость
принятия указанной нормы обусловлена
тем, что при регулировании семейных отношений
необходимо учесть местные обычаи и особенности,
существующие в различных регионах нашей
страны.
Главным правовым актом, регулирующим
семейные отношения в нашей стране, является
Семейный кодекс Российской Федерации,
принятый Государственной Думой РФ 8 декабря
1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996
г. Впоследствии в него были внесены изменения
в соответствии с Федеральным законом
от 15 ноября 1997 г. "О внесении изменений
и дополнений в Семейный кодекс Российской
Федерации" и Федеральным законом от
27 июня 1998 г. "О внесении изменений и
дополнений в Семейный кодекс Российской
Федерации".
Кодекс включает такие разделы как "Общие
положения", "Заключение и прекращение
брака", "Права и обязанности супругов",
"Права и обязанности родителей и детей",
"Алиментные обязанности членов семьи",
"Формы воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей", "Применение
семейного законодательства к семейным
отношениям с участием иностранных граждан
и лиц без гражданства".
В разделе "Общие положения" определяются
основные начала семейного законодательства,
предмет семейного прав, состав семейного
законодательства, осуществление и защиту
семейных прав, применение исковой давности
к семейным отношениям. В этом разделе
также закреплена конституционная норма
о приоритете норм международного договора,
участником которого является Российская
Федерация, если им установлены иные правила,
чем предусмотренные семейным законодательством.
Установлен механизм защиты семейных
прав, который осуществляется судом по
правилам гражданского судопроизводства.
Семейный кодекс ввел ряд принципиально
новых норм по сравнению с ранее действовавшим
законодательством. К ним относятся главы
о брачном договоре, алиментных соглашениях,
правах детей, приемной семьи.
Семейные правоотношения могут также
регулироваться другими правовыми актами
при условии, что они не противоречат Семейному
кодексу. К их числу относится Федеральный
закон от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского
состояния", Федеральный закон от 24
июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации", Федеральный
закон "О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей"
(с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа
2000 г.) от 21 декабря 1996 г., закон от 16 апреля
2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке
данных о детях, оставшихся без попечения
родителей" и др. Источниками семейного
права являются также подзаконные нормативные
акты, которые принимаются во исполнение
и в соответствии с законами Российской
Федерации и ее субъектов. На федеральном
уровне семейные отношения регулируются
не только законодательными актами, но
и указами Президента Российской Федерации
(например, Указ Президента РФ от 8 июня
1996 г. N 851 "Об усилении социальной поддержки
одиноких матерей и многодетных семей".
На основании и во исполнение положений
СК РФ Правительством Российской Федерации
принят целый ряд нормативных правовых
актов в соответствии с п. 3 ст. 3 СК РФ, в
частности: Постановление Правительства
РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении
Перечня заболеваний, при наличии которых
лицо не может усыновить ребенка, принять
его под опеку (попечительство), взять
в приемную семью"; Постановление Правительства
РФ от 17 июля 1996 г. N 829, которым утверждено
Положение о приемной семье; Постановление
Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О
перечне видов заработной платы и иного
дохода, из которых производится удержание
алиментов на несовершеннолетних детей"
и др.
Как следует из ст. 15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
правовой системы Российской Федерации.
К ним относятся Конвенция ООН "О правах
ребенка" от 20 ноября 1989 г. (Россия является
правопреемником СССР, который присоединился
к Конвенции 15 сентября 1990 г.), Конвенция
о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным
делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована
Федеральным законом от 4 августа 1994 г.).
и др.
Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних
международных соглашений в области семейного
права - с Албанией, Азербайджаном, Болгарией,
Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и
др.
К положениям семейного
права, которые могут регулироваться законами,
находящимся в ведении субъектов Российской
Федерации, относятся:
- установление порядка и условий, при
наличии которых вступление в брак может
быть разрешено в виде исключения до достижения
шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК);
- выбор супругами двойной фамилии при
заключении брака (п. 1 ст. 32 СК);
- присвоение фамилии и отчества ребенку
(п.п. 2 и 3 ст. 58 СК);
- организация и деятельность органов
местного самоуправления по осуществлению
опеки и попечительства над детьми, оставшимися
без по печения родителей (п. 2 ст. 121 СК);
- определение дополнительных по сравнению
с Семейным кодексом форм устройства детей,
оставшихся без попечения родителей (п.
1 ст. 123 СК);
- установление размера оплаты труда
приемных родителей и льгот, предоставляемых
приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).
На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный
Суд РФ, являясь высшим судебным органом
по гражданским, уголовным, административным
делам, подсудным судам общей юрисдикции,
наряду с судебным надзором дает разъяснения
по вопросам судебной практики. Такие
разъяснения способствуют правильному
и единообразному применению в том числе
СК РФ и других актов семейного законодательства.
Между членами семьи могут возникнуть
имущественные и личные неимущественные
отношения, которые семейным законодательством
не предусмотрены. В этом случае может
применяться гражданское законодательство
постольку, поскольку это не противоречит
существу семейных отношений.
Семейное законодательство не может
детально регламентировать все жизненные
ситуации, возникающие в семейных отношениях.
Кроме того, могут возникнуть такие отношения,
которые вообще не имели места в момент
принятия СК РФ. Поэтому в соответствии
со ст. 5 СК РФ в случае, если отношения
между членам семьи не урегулированы семейным
законодательством или соглашением сторон
и при отсутствии норм гражданского права,
прямо регулирующих указанные отношения,
к таким отношениям, если это не противоречит
их существу, применяются нормы семейного
и (или) гражданского права, регулирующего
сходные отношения (аналогия закона). При
отсутствии таких норм права и обязанности
членов семьи определяются исходя из общих
начал и принципов семейного или гражданского
права (аналогия права), а также принципов
гуманности, разумности и справедливости.
Как следует из ст.2 СК
РФ, семейное законодательство
По специфике характера
прав и обязанностей, т.е. по их содержанию,
в качестве самостоятельных разновидностей
семейных правовых отношений выделяются:
- брачные правоотношения (отношения
между супругами);
- родительские правоотношения (правоотношения
между родителями и детьми);
- правоотношения по поводу воспитания
и материального содержания;
- правоотношения только по воспитанию;
- правоотношения только по поводу материального
содержания.
Кроме такой классификации, профессор
В.А. Рясенцев выделил три группы семейных
правоотношений по характеру защиты субъективных
прав, входящих в их содержание:
Относительные семейные правоотношения
с абсолютным характером защиты - в таких
правоотношениях четко определены носители
субъективных прав и обязанностей. Реализация
прав обеспечивается государственной
зашитой от нарушений со стороны неопределенного
круга лиц. Например, закрепленное в ст.
54 СК РФ право ребенка на воспитание порождает
обязанность родителей воспитывать своих
несовершеннолетних детей (ст. 63 СК РФ).
Родители свободны в выборе методов и
способов воспитания и, если кто-либо будет
им препятствовать, они могут обратиться
за защитой в суд.
Абсолютные правоотношения с некоторыми
признаками относительных - супруги являются
собственниками имущества, находящегося
в общей совместной собственности, а правоотношение
собственности, как известно, носит абсолютный
характер, поскольку собственник может
требовать от любого лица, чтобы оно не
совершало действий, препятствующих собственнику
осуществлять свои правомочия. Однако
взаимные права и обязанности супругов
как субъектов совместной собственности
носят относительный характер.
Относительные семейные правоотношения,
не обладающие абсолютным характером
защиты - это такие правоотношения, в которых
четко определены управомоченные и обязательные
лица и право управомоченного лица может
быть нарушено только определенным лицом,
участвующим в данном правоотношении.
К ним относятся алиментные отношения
и личные неимущественные отношения между
супругами.
Все семейные правоотношения можно разделить
на два вида: личные (неимущественные)
и имущественные отношения. Такое деление
основано на том, что имущественные права
и обязанности имеют определенное экономическое
содержание. Личные права и обязанности
такого содержания лишены, они возникают
в связи с нематериальными благами, неотделимы
от личности и непередаваемы другим лицам.
Личными (неимущественными) являются
отношения, касающиеся вступления в брак
и прекращения брака, отношения между
супругами при решении вопросов жизни
семьи, выбора фамилии при заключении
и расторжении брака, отношения между
родителями и детьми по воспитанию и образованию
детей и др.
Имущественные отношения - это алиментные
обязательства членов семьи (родителей
и детей, супругов (бывших супругов), других
членов семьи), а также отношения между
супругами по поводу их общего и раздельного
имущества.
В семье основными являются личные отношения.
Они во многом определяют содержание норм,
регулирующих имущественные отношения
в семье. Так, при определении доли супруга
в общем имуществе супругов при его разделе
в суде учитывается поведение супругов
во время брака, а также особые нужды и
интересы несовершеннолетних детей; существование
преобладающего большинства алиментных
обязательств связано с наличием или отсутствием
необходимых средств у обязанного лица;
выплаченные алименты не подлежат возврату;
помимо конкретной цели - обеспечение
алиментируемого лица - алиментное обязательство
укрепляет семью. В то же время имущественные
отношения в семье всегда играли важную
роль, и естественно, что переход к новой
экономической системе не мог не сказаться
на них. Соответственно СК РФ предусматривает
ряд изменений по сравнению с прежде действовавшим
законодательством. Его нормы направлены
на то, чтобы при регулировании имущественных
отношений в семье защитить интересы экономически
слабых членов семьи (как правило, ими
оказываются женщина и ребенок), сохранить
высокие нравственные начала во взаимоотношениях
членов семьи.
Таким образом, существующие способы государственно-правового регулирования семейных отношений отличаются большим разнообразием. Это позволяет такому регулированию быть гибким, способным избавить семью от неоправданного, не имеющего под собой правовой почвы диктата. И, что не менее важно, благодаря множеству способов правового воздействия на лиц, намеревающихся создать семью, н
членов семьи, легче обеспечить защиту их прав и интересов.
Приложение №
28. Приемная семья. Образование приемной семьи. Права и обязанности приемных родителей и права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью.
Приемная семья – это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.
Граждане, желающие взять ребенка (или несколько детей) на воспитание, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание, – приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей.
Образование приемной семьи, права и обязанности приемных родителей и детей, взятых на воспитание, регулируются СК РФ (ст. 151– 155) и Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять их на воспитание. Таковыми могут быть как супруги, так и отдельные граждане. Дети передаются в приемную семью на срок, предусмотренный договором, но не более чем до достижения ими 18 лет.
На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Предварительный выбор ребенка для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими его принять, по согласованию с органами опеки и попечительства.
О том, что руководство страны всерьез обеспокоено проблемой детской беспризорности и ищет пути ее разрешения, говорит хотя бы тот факт, что постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. утверждено Положение о приемной семье - принципиально новой форме устройства на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения, которая по замыслу законодателя должна заменить не оправдавшие себя детские дома семейного типа.
С принятием Положения о приемной семье утратили силу постановления Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. «О создании детских домов семейного типа в РСФСР» и от 5 июля 1994 г. «О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств». Признано не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. «О создании детских домов семейного типа».
Законодатель решил встать на путь заключения прямых договоров с родителями-воспитателями.
В Положении о приемной семье сказано, что в семье, принявшей ребенка на воспитание, общее количество детей, родных, усыновленных и принятых на воспитание, не должно превышать восьми человек, и приведен перечень детей, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью. Это:
· дети-сироты;
· дети, родители которых неизвестны;
· дети, родители которых судебным решением признаны безвестно отсутствующими;
· дети лиц признанных недееспособными;
· дети родителей лишенных родительских прав или ограничены в них;
· дети лиц осужденных к лишению свободы вступившим в законную силу приговором суда;
· дети лиц, которые не могут по состоянию здоровья содержать и воспитывать своих детей,
· а также дети лишенные родительского попечения;
· дети, помещенные в воспитательные, лечебно-профилактические учреждения и учреждения социальной защиты населения.
С учетом того, что приемная семья создается только на основе договора, законодатель предполагает, что отношения по воспитанию детей в приемной семье строятся исключительно на добровольной основе.
Инициатором заключения договора выступают граждане, желающие принять ребенка на воспитание.
Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке (детях), который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).
При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений и лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной защиты населения или других аналогичных учреждений вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы администрация этих учреждений обязана ознакомить лиц (лицо), желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.
Если заявитель в своем заявлении выразили желание взять на воспитание больного ребенка, ребенка с ослабленным здоровьем, с отклонениями в физическом и умственном развитии или ребенка-инвалида, то заключении органа опеки и попечительства должно быть особо указано на наличие у будущих приемных родителей условий ли воспитания именно такого ребенка. В том случае, если заключение органа опеки и попечительства будет иметь форму отказа, то такой отказ может быть обжалован в суде.
Следует учитывать, что дети, находящиеся в родстве между собой, должны воспитываться в одной приемной семье, если нет медицинских противопоказаний или других причин, препятствующих этим детям воспитываться в одной приемной семье.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется только с основания заключения органа опеки и попечительства и с согласия воспитательного лечебно-профилактического учреждения социальной запиты населения, если ребенок находится в одном из этих учреждений. Если ребенок, передаваемый в семью старше 10 лет, то не только учет его мнения, а четкое выражение им согласия является обязательным.
Предварительно, поскольку договор предусматривает передачу на воспитание конкретного ребенка, граждане, которые изъявили желание принять в семью ребенка, выбирают такого ребенка и согласовывают свой выбор с органом опеки и попечительства, который обязан не только представить будущим приемным родителям всю интересующую их информацию о ребенке, который может быть передан им на воспитание, но и разрешить посещение этого ребенка по месту его жительства или нахождения.
Если ребенок передается на воспитание в приемную семью из воспитательного либо лечебно-профилактического учреждения, то на эти учреждения возлагается обязанность без помех и проволочек ознакомить будущих приемных родителей с личным делом подлежащего передаче ребенка и имеющейся медицинской документацией о состояния его здоровья.
Положение о приемной семье содержит перечень документов, которые администрация вышеназванных учреждений либо лицо, у которого находится подлежащий передаче в приемную семью ребенок, обязаны представить в орган опеки и попечительства. Это:
· свидетельство о рождении ребенка;
· выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;
· справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);
· документ об образовании (для детей школьного возраста);
· документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
· документы, подтверждающие наличие правовых оснований для передачи ребенка на воспитание в приемную семью свидетельство о смерти родителя или родителей;
· копия решения суда о признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;