Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:44, курсовая работа
Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).
Введение
1. Избирательные системы в Российской Федерации
1.1 Понятие избирательной системы
1.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Список использованных источников
В ряде стран главу государства избирает избираемый населением парламент. Косвенные и многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.
Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя. В Российской Федерации в отличие, например, от Соединенных Штатов не применяются машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантирования тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц [12, с.413].
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
Следует отметить, что единства среди авторов в отражении правовой основы (источников) избирательного права в настоящее время не существует, что в целом объясняется сложностью поставленной задачи.
В современной юридической
В зависимости от уровня их принятия они подразделяются на пять групп.
К первой группе относятся общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование избирательных правоотношений. Это универсальные международные акты, закрепляющие права и свободы человека на участие в проведении подлинных справедливых и свободных выборов, на участие в управлении своей страной, своим муниципальным образованием непосредственно или через свободно избранных представителей: Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. [1]; Международный пакт о гражданских политических правах (1966 г.) [3]; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) [2]; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств и др.
Что касается нормативных договоров (соглашений) внутригосударственного характера, то они также стали в настоящее время общепризнанными источниками избирательной системы в виде «субъектных квотных моделей избирательных взаимоотношений в рамках Российской Федерации» [14, с.17].
Ко второй группе относятся законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Это, прежде всего, Конституция РФ, в которой закреплены исходные начала по формированию государственных органов власти и органов местного самоуправления.
К источникам этой группы относятся также федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие организацию избирательной системы, т.е. издание которых прямо предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Третью группу актов, регулирующую избирательную систему, составляют конституции (уставы) законы и иные нормативные правовые акты о выборах по формированию органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, которые вытекают из конституционных норм и федеральных законов о выборах.
К четвертой группе источников относятся нормативные правовые акты по формированию представительных органов местного самоуправления.
К пятой группе источников
избирательной системы
При этом порядок перечисленных актов законодательства должен соответствовать их месту и иерархии нормативных актов, установленных ст.15 и 76 Конституции Российской Федерации [4]
Кроме того, организация проведения выборов регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права и непосредственно посвящена регулированию избирательных отношений. Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, содержатся в правовых актах, не имеющих прямой целевой направленности на упорядочение именно избирательных отношений и являющихся структурными элементами финансового, административного, уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей российского законодательства.
Отправной точкой участия граждан в избрании органов публичной власти являются законодательные акты основополагающего характера, к которым можно отнести Конституцию Российской Федерации, главы и статьи, посвященные формированию федеральных и региональных органов государственной власти. Одной из наиболее характерных особенностей этих конституционных норм, отмечает ряд авторов, является то, что они в своем большинстве являются нормами прямого действия.
Нормами данных источников закладываются основы избирательной системы, порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Прежде всего, Конституция закрепляет признание свободных выборов как высшего непосредственного выражения власти народа (ст. 3), признает и гарантирует избирательные права граждан. Закрепляет право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, определяет содержание избирательных прав граждан (ст. 32, 55).
Ст.71 Конституции РФ (пункт «в») [4] устанавливает, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации также находится формирование федеральных органов государственной власти (пункт «г» ст. 71).
В соответствии с Конституцией
РФ к числу федеральных
При этом, в отличие
от регулирования выборов в
Конституция предусматривает избрание гражданами РФ только одной из двух палат федерального парламента - Государственной Думы. В соответствии со ст.96 Конституции [4] Государственная Дума избирается сроком на пять лет, а порядок формирования другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации и порядок выбора депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
В ч.1 ст. 97 Конституции РФ [4] закреплены основные параметры кандидата в депутаты, а именно: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Особенностью Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., по сравнению с предыдущей Конституцией 1978 г., является отсутствие в ней специального раздела под названием «Избирательная система». Прежняя Конституция перечисляла принципы избирательного права (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании) применительно к выборам Советов народных депутатов всех уровней в связи с тем, что они составляли единую систему органов государственной власти.
В действующей Конституции эти принципы, как указывалось ранее, определены только в отношении выборов Президента РФ и имеют непосредственно конституционный характер только в отношении указанных выборов, тогда как в отношении выборов депутатов Государственной Думы, выборов в иные законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные и иные выборные органы местного самоуправления они имеют законодательный характер, подтвержденный Конституционным Судом РФ.
В этой связи многие исследователи подчеркивают, что отсутствие в Конституции России главы об избирательной системе, игнорирование принципов избирательного права не способствовали определению четких ориентиров избирательной реформы, приоритетным направлением которой явилось воссоздание на новых принципах всего избирательного законодательства в Российской Федерации [15, с.4].
Ст.15 Конституции РФ [4] устанавливает, что ее нормы имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по поводу избирательных прав граждан обоснована ссылка на нормы Конституции.
Если законами, определяющими порядок проведения выборов, нарушается Конституция РФ, Конституционный Суд рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные их положения неконституционными, т.е. несоответствующими Конституции, вследствие чего они утрачивают силу.
Проведение выборов в федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления регулируются федеральными законами на основе Конституции РФ.
Кроме названных законов, регулирующих общественные отношения и условия участия граждан в избрании государственных органов власти и местного самоуправления, осуществлении избирательных действий и процедур на стадиях избирательного процесса, защиты избирательных прав и свобод граждан и иных участников выборов, применяются и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.
К иным федеральным актам о выборах можно отнести указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6] Президент Российской Федерации вправе принимать указы, восполняющие недостаточность правовой базы при проведении региональных и муниципальных выборов и могут быть только единичными, касаться экстраординарных случаев, когда вмешательство Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ) [4] повлекло бы серьезные нарушения права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовыми основами избирательной системы на региональном уровне являются конституции (уставы), законы субъектов Федерации, которые устанавливают порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, представляют собой совокупность региональных нормативно-правовых актов законодательного и подзаконного характера и находятся в одном ряду с Конституцией Российской Федерации и составляют высший уровень (ядро, фундамент) нормативно-правовой системы Российской Федерации и ее субъектов.
2.2 Особенности
избирательных систем и
Согласно Конституции РФ избирательное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время вправе самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой, - порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации.
Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя.
К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
Выборы в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов.
Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации порой ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Это встречается в республиках, в которых предполагается свое гражданство, и только таким гражданам предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Информация о работе Избирательная система РФ: общая характеристика