Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 13:44, курсовая работа
Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50% голосов плюс один от проголосовавших избирателей, или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).
Введение
1. Избирательные системы в Российской Федерации
1.1 Понятие избирательной системы
1.2 Основные избирательные системы современности и особенности избирательной системы Российской Федерации
1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)
2. Современная избирательная система Российской Федерации: история развития, источники и особенности
2.1 Источники избирательного права и избирательного процесса Российской Федерации
2.2 Особенности избирательных систем и референдума в субъектах Российской Федерации
Список использованных источников
Во многих субъектах Федерации введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.
Законодательство субъектов
Федерации иногда закрепляет ценз оседлости
при выборах депутатов
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, может устанавливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным законом или законом субъекта Федерации продолжительности и срока проживания для приобретения пассивного избирательного права не допускается.
Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Не менее половины депутатов или даже все избираются по пропорциональной системе. В рамках единой избирательной кампании выборы иногда включают, наряду со списками, также голосование в многомандатных округах, что может привести к нарушению равенства прав избирателей (часть избирателей имеет один голос, ибо избирает одного депутата, а другая - по нескольку голосов, ибо избирает нескольких депутатов).
В сентябре 2004 года Президент России В. В. Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.
До установления в декабре 2004 г. нового порядка выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводились в двух основных формах: самим населением (преимущественно) и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан).
Система избрания глав администраций населением во многом напоминала систему избрания Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и проч. Ныне этот порядок изменен.
Порядок подготовки и проведения выборов в законодательные собрания с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской, краевой, областной и других избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.
Образуются участковые избирательные комиссии, которые выверяют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средств массовой информации. По общим правилам, соответствующим федеральному уровню, проходят голосование и определение результатов голосования [12, с.448].
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Научная литература
Информация о работе Избирательная система РФ: общая характеристика