Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг. Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие.

Содержание работы

1. Этапы развития Российского избирательного права. 3
2. Источники избирательного права Российской Федерации. 5
3. Понятие избирательного права Российской Федерации. 6
4.Конституционные принципы избирательного права. 7
5. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ 9
6.ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 12
6.1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 12
6.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ 15
6.3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 17
6.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 21
7.Совершенствование избирательной системы текущим 22
литература 25

Файлы: 1 файл

Избирательное право.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)


 

 

                                                          содержание

 

 

            

 

        1. Этапы развития  Российского избирательного права.

 

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг.

Избирательное право этого периода  характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие. Не могли участвовать в выборах и кочевые народы. Значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе указывалось, что Государственная Дума должна быть ”русской по духу”. Были введены имущественные цензы. Закон подробно перечислял, какое имущество и какие доходы нужно иметь, чтобы получить право голоса. Отсутствие этих условий исключало участие в выборах. Устранению неугодных правящему режиму категорий населения способствовало установление куриальной системы выборов. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1906 г. подразделяло население на три курии: уездные землевладельцы, городские избиратели, крестьяне. Впоследствии была введена рабочая курия. Это сохранилось и в последующих избирательных законах. Каждая курия избирала определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов Государственной Думы. Число выборщиков не соответствовало числу социальных групп населения.

Установление такого порядка соответствовало  сохранению оптимального баланса сил в российском парламенте того времени.

Конституция РСФСР (1918 г.), принятая после Октябрьской революции 1917 г., провозгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Право избирать и быть избранным получили военнослужащие Советской Армии и Флота. Однако и здесь был большой круг ограничений: не могли избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала и т.п.); частные торговцы; монахи и служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений; члены царствовавшего в России дома; душевнобольные лица; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом. Следует отметить, что по Конституции 1918 г. избирательными правами обладали не только советские граждане, но и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству.

Конституция СССР, принятая в 1936 г., отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав (последнее ограничение было отменено в 1958 г.). Произошли изменения в процедуре проведения выборов: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми.

В целом для избирательного права  советского периода характерны следующие особенности: Конституцией были детально регламентированы не только принципы избирательной системы, но и порядок проведения выборов как на федеральном, так и на республиканском и местном уровнях. Эффективность выборов была достаточно высока, однако в то же время избирательная кампания проходила, как правило, формально, а итоги выборов зачастую были заранее предрешены.

Новый этап в развитии российского  избирательного законодательства наступил в связи с прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента от 21 сентября 1993 г.) Правовое регулирование порядка проведения выборов в новый законодательный орган страны - Федеральное Собрание - имеет много новых особенностей (например, избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижение кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).

        2. Источники избирательного права Российской Федерации.

 

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституция Российской Федерации,  конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральный Закон “О выборах  Президента Российской Федерации” от 17 мая 1995 г.

2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 26 сентября 1997 года; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Указы и распоряжения Президента  Российской Федерации, акты глав  администраций и других руководителей  исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы  и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

            3. Понятие избирательного права Российской Федерации.

 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми  нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Термин “избирательное право” используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем  случае реализуется активное избирательное  право - право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

             4.Конституционные принципы  избирательного  права.

 

Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского  демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.

Всеобщим признается такое избирательное  право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие  в выборах.

Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях». Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требования закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь «равный вес», то есть одинаково влиять на результат выборов.

Прямое избирательное право  означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Тайное голосование- обязательный атрибут демократической системы  выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.

Демократизация российской избирательной  системы привнесла существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое  мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Правовые нормы, закрепляющие вышеназванные  принципы, образуют институты российского  избирательного права:

всеобщее, равное, прямое избирательное право при состязательности кандидатов и тайное голосование. Принципы избирательного права — это область фактических отношений, их социальное содержание. Институты избирательного права являются их правовой формой выражения.

Ныне действующая  Конституция России не содержит специальной  главы, как это было в прежних  советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции  РФ (ст. ст. 3, 32, 71, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130) и в п. 3, 5, 7 и 8 раздела второго содержатся конституционные основы избирательной системы. Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителем этого конституционного права.

Для реализации избирательной правосубъектности  граждан РФ установлены несколько  ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у  нас установлен единый возраст—18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год, Президентом Российской Федерации. — 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

           

5. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ  В ВЫБОРАХ

 

        Демократические  свободные  выборы  в  органы  государственной власти и в  выборные органы местного самоуправления  Российской Федерации являются  высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.  Государство гарантирует свободные  волеизъявление граждан  на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Российской Федерации участвует  в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина  Российской  Федерации в выборах  является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской  Федерации с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных  прав. Дипломатические и консульские  учреждения  Российской  Федерации  обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать,  а  по  достижении возраста,  установленного Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, законами  и иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации,  - быть  избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола,  расы, национальности, языка, происхождения,  имущественного и должностного положения,  места жительства, отношения к религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям.

Не имеют права  избирать и быть избранными граждане, признанные  судом недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в  местах лишения свободы по приговору  суда.

Законами и  иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного  избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории  Российской  Федерации (соответственно уровню проводимых выборов).

Информация о работе Избирательное право