Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:59, курсовая работа
В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг. Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие.
1. Этапы развития Российского избирательного права. 3
2. Источники избирательного права Российской Федерации. 5
3. Понятие избирательного права Российской Федерации. 6
4.Конституционные принципы избирательного права. 7
5. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ 9
6.ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 12
6.1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 12
6.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ 15
6.3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 17
6.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 21
7.Совершенствование избирательной системы текущим 22
литература 25
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
организует
разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;
осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов в Российской Федерации;
распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;
оказывает методическую, организационно-техническую помощь
избирательным комиссиям.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные
органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.
Деятельность избирательных
коллегиальности. Заседание избирательной
комиссии является правомочным, если
в нем приняло участие
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий
о регистрации кандидатов (списков
кандидатов), об отмене регистрации
кандидатов, об итогах голосования
или о результатах выборов, о
признании выборов
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневных срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам и иным нормативным правовым актам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации либо принятое
избирательной комиссией с
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
Избирательное право Российской Федерации находится в стадии своего развития.
Российская Федерация, следуя международным принципам и стандартам в области избирательного права, в своей Конституции зафиксировала, что “носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...”. “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы” (ст.3).
В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа избирательного законодательства, целью которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты :
- обеспечение равенства прав избирателей - граждан Российской Федерации;
- достижение представительства в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этнотерриториальных и политических групп;
- использование всеми
- обеспечение демократического
общественного и судебного
Разрабатывая стратегию
Так например, много споров вызывает
законодательная норма о
Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов (“Женщины России”, “Коммунисты - Трудовая Россия”, ДВР, Партия самоуправления трудящихся, “Держава”, “Вперед, Россия” и др.). Они в своей совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его национал-патриотической составляющей. В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними победителями.
Опыт выборов в
1. Конституция Российской
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: Учебник, М., 1996.
3. Конституционное право:
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М., 2000.
5. Закон РФ “Об
основных гарантиях
права на участие
в референдуме граждан
6. Закон РФ “О выборах
депутатов Государственной
7. Закон РФ “Об
обеспечении конституционных
8. Закон РФ “О выборах Президента Российской Федерации”. //Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1924.