Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг. Избирательное право этого периода характеризуется тщательным подбором круга избирателей. Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г. предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав - женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие.

Содержание работы

1. Этапы развития Российского избирательного права. 3
2. Источники избирательного права Российской Федерации. 5
3. Понятие избирательного права Российской Федерации. 6
4.Конституционные принципы избирательного права. 7
5. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ 9
6.ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 12
6.1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ 12
6.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ 15
6.3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 17
6.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 21
7.Совершенствование избирательной системы текущим 22
литература 25

Файлы: 1 файл

Избирательное право.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно  с избирательными комиссиями субъектов  Российской  Федерации:

осуществляет контроль  за  соблюдением  избирательных   прав граждан;

организует общегосударственную  систему регистрации избирателей;

разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий,  и осуществляет контроль за их соблюдением;

осуществляет меры  по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов  выборов  в Российской Федерации;

распределяет выделенные из федерального бюджета средства  на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;

оказывает методическую,   организационно-техническую  помощь

избирательным комиссиям.

Порядок формирования избирательных  комиссий по выборам в федеральные  органы государственной власти, а  также по выборам в органы  государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами,  законами и  иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными  органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных  органов местного самоуправления,  собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины  членов  избирательной  комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти  субъекта  Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий по  выборам  в  выборные

органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей  по месту работы,  службы, учебы  и жительства в соответствии с  законами и иными нормативными правовыми актами законодательных  (представительных) органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

В состав  избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

После регистрации кандидата избирательное  объединение,  выдвинувшее  кандидата (список кандидатов),  или сам кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и  в  нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.  Члены избирательной комиссии с правом совещательного  голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии,  должны  оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной  комиссии с совещательным голосом  в случаях, если кандидаты или  избирательные объединения, их назначившие,  были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после  опубликования полных итогов выборов.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе

коллегиальности. Заседание избирательной  комиссии является правомочным,  если в  нем приняло участие большинство  от установленного числа членов

избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных   комиссий  о  регистрации  кандидатов (списков  кандидатов), об отмене регистрации  кандидатов, об итогах голосования  или о результатах выборов, о  признании выборов несостоявшимися  или недействительными принимаются на заседаниях  избирательных  комиссий  большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.  Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются  председателем и секретарем избирательной  комиссии.

Члены избирательной комиссии,  не согласные с решением, принятым комиссией,  вправе в письменной форме высказать особое мнение,  которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения  вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневных срок.

Решение избирательной  комиссии,  противоречащее федеральным законам,  законам и иным нормативным правовым актам законодательных  (представительных)  органов государственной власти субъектов

Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением  установленных  полномочий,  подлежит отмене вышестоящей избирательной  комиссией (соответственно уровню  проводимых  выборов) или судом.

6.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ  ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной  власти,  органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию  (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.  Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.  Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов,  принимаются в пятидневный срок,  а в день выборов - немедленно.  В случае, если факты, содержащиеся в жалобах,  требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное  решение  по  существу жалобы.

7.Совершенствование избирательной  системы текущим   законодательством.

 

 

Избирательное право Российской Федерации  находится в стадии своего развития.

Российская Федерация, следуя международным  принципам и стандартам в области  избирательного права, в своей Конституции  зафиксировала, что “носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ...”. “Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы” (ст.3).

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформа  избирательного законодательства, целью  которой является преобразование законодательной базы избирательного права и избирательной системы, включая референдум, до конституционно-правового уровня. Значение этих преобразований состоит в том, что общество, стабилизировав основные институты и нормы избирательного права, приобретет устойчивость в политической жизни и обеспечит законную смену власти по итогам общенациональных конституционных выборов. Следовательно, реформа избирательного права в России включает в себя следующие аспекты :

- обеспечение равенства прав  избирателей - граждан Российской Федерации;

- достижение представительства  в парламенте широкого спектра интересов различных социальных, этнотерриториальных и политических групп;

- использование всеми субъектами  избирательного процесса демократических  методов политической борьбы, исключающих доминирование отдельных политических групп и должностных лиц;

- обеспечение демократического  общественного и судебного контроля  в процессе организации и проведения  выборов и референдума, в том числе и путем приглашения иностранных наблюдателей, создания условий для их работы.

 

Разрабатывая стратегию совершенствования  избирательного законодательства, важно  иметь в виду, что на этом пути нет легких и одномерных решений.

Так например, много споров  вызывает законодательная норма о возможности  двойного выдвижения кандидатов. В данной связи может быть полезен опыт немецкого закона о выборах, ряд положений которого послужил моделью при разработке российского избирательного законодательства. Согласно этому закону партия, сумевшая провести своего представителя в Бундестаг и по земельному списку, и по избирательному округу, теряет столько голосов из числа поданных за ее список, сколько отдано в поддержку ее кандидата в избирательном округе. Таким образом, удваивая шансы наиболее ценных своих представителей, партия платит за эту страховку вполне адекватную цену. Подобный принцип предлагалось ввести и в наше законодательство. Однако в новом законе о выборах, принятом в 1997 году было реализовано иное решение: 5 процентный барьер для утверждения кандидатов законодатель заменил на 2-х процентный, сохранив и принцип двойного выдвижения.

Если в этой связи обратиться к результатам выборов 1995 года, то становится видно, что в структуре  предпочтений электората помимо четверки победителей, перешагнувших пятипроцентный барьер, четко выделяется группа лидеров второго эшелона, набравших более 2% голосов (“Женщины России”, “Коммунисты - Трудовая Россия”, ДВР, Партия самоуправления трудящихся, “Держава”, “Вперед, Россия” и др.). Они в своей совокупности являются довольно точным слепком с нынешнего политического спектра с его левым и правым радикальными флангами, с лево- и правоориентированным центром, с его национал-патриотической составляющей.  В эту группу лидеров в основном вошли те, кто отражает признанные в обществе политические позиции и при соответствующем раскладе политической конъюнктуры способен на равных конкурировать с нынешними победителями.

Опыт выборов в Государственную  Думу в 1995 году стал предметом пристального внимания теоретиков и практиков, заинтересованных в дальнейших шагах по осуществлению в стране политической реформы, становлению полноценной многопартийности, развитию парламентаризма.

 

 

 

 

 

 

литература

 

 

 

1. Конституция Российской Федерации:  Комментарий. М., 1996.

 

2.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е.  Государственное право Российской Федерации: Учебник, М., 1996.

 

3.  Конституционное право: Учебник,  отв.ред. Козлов А.Е.,     М., 1996.

 

4.  Баглай М.В. Конституционное  право  Российской Федерации:  Учебник, М., 2000.

 

5.  Закон РФ “Об  основных гарантиях избирательных прав и 

    права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации”. //Собрание законодательства РФ, 1997, № 38, ст.4339.

 

6.  Закон РФ “О выборах  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации”. //Собрание законодательства РФ, 1995, № 26, ст.2398.

 

7.  Закон РФ “Об  обеспечении конституционных прав  граждан Российской Федерации  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления”. //Собрание законодательства РФ, 1996, № 49, ст.5497.

 

8.  Закон РФ “О выборах  Президента Российской Федерации”. //Собрание законодательства РФ, 1995, № 21, ст. 1924.

 

 


Информация о работе Избирательное право