Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Избирательными называются комиссии, организующие про¬ведение выборов Президента Российской Федерации, депута¬тов Государственной Думы, в иные федеральные государ¬ственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Рос¬сийской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Россий¬ской Федерации и в выборные органы местного самоуправле¬ния.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Избирательные комиссии…………………………………...……………….......5
2. Судебная защита избирательных прав граждан …………………………..…...8
Заключение…………………………………………………………………………16
Библиографический список……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО на ПЕЧАТЬ.docx

— 49.29 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Юридический институт

Кафедра государственного и муниципального права

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Избирательное  право

Вариант № 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Избирательные комиссии…………………………………...……………….......5

2. Судебная защита избирательных прав граждан …………………………..…...8

Заключение…………………………………………………………………………16

Библиографический список……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Избирательными  называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Конституция РФ гарантирует  каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и избирательных  прав, являющихся неотъемлемой частью  прав и свобод человека и гражданина (глава 2 Конституции РФ).

Участие граждан в управлении государственными и общественными  делами занимает центральное место  в системе конституционных прав. Гарантия данного политического права опосредуется через возможность их защиты органами правосудия. Повышение роли судебных органов связано, прежде всего, с расширением прав и свобод граждан и с повышением обязанностей государственных органов по их охране.

Одним из наиболее важных проблем по вопросам осуществления судебной защиты относится проблема реализации реальной защиты избирательных прав граждан. Данная практика получила развитие с начала 90-х гг., в момент формирования избирательного законодательства как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов. Можно отметить, что с каждым годом наблюдается увеличение числа дел о нарушении избирательных прав граждан.

 

 

 

 

 

1. Избирательные комиссии.

Избирательная комиссия –  коллегиальный орган, формируемый  в порядке и сроки, которые  установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (п. 21 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст. 20 ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» систему  избирательных комиссий (комиссий референдума) Российской Федерации составляют:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

- участковые комиссии.

Подготовку  и проведение выборов в Российской Федерации осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательны» комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Члены Центральной  избирательной комиссии должны иметь  высшее юридическое образование  либо ученую степень в области  права. Они избирают из своего состава  тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случае письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим; а также смерти члена комиссии.

Формирование  избирательных комиссий субъектов  Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложении общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование  избирательных комиссий по выборам  в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

Избирательное объединение — общественное объединение, устав которого предусматривает  участие в выборах посредством  выдвижение кандидатов) которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность  избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной  комиссии вправе присутствовать кандидаты  и их доверенные лица, представители  избирательных объединений и  средств массовой информации.

Деятельность  избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание  избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие  большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

При подготовке и проведении выборов избирательные  комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных  комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Решения и  действия (или бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

 

 

 

 

 

 

2. Судебная защита избирательных прав граждан

 

Сущность значения судебной защиты избирательного права граждан  можно выразить в следующих аспектах. Во-первых, суды защищают основополагающие принципы реализации избирательных прав гражданами: всеобщности, равенства, гласности и т.д. Во-вторых, органы судебной власти, вынося обязательные для исполнения решения, обеспечивают свободный характер выборов и тем самым гарантируют реальное участие граждан в управлении делами государства.

В-третьих, органы судебной власти должны препятствовать распространению противозаконных действий и, прежде всего, в сфере предвыборной агитации и финансировании избирательной компании.

В-четвертых, деятельность судебной власти должна повышать значимость законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан, способность к осознанию ответственности за нарушение избирательного законодательства.

При рассмотрении вопроса  о природе судебной защиты избирательных  прав необходимо обратиться к пониманию  данного термина. В юридической науке существует множество точек зрения на определение данного понятия.

Так, если рассматривать судебную защиту прав и свобод граждан как институт правового государства, в основе деятельности которой лежат конституционные принципы1, то в равной мере механизм судебной защиты прав и свобод регулируется также конституционными нормами об организации судебной власти. Тогда как судебная защита избирательных прав граждан, обеспечивающаяся в том числе нормами избирательного права, представляет собой его «коллизионный разрез» 2.

Однако характеристику понятия  судебной защиты невозможно представить  без необходимых компонентов – правомочий судебной власти в правозащитной сфере: предотвращение нарушений прав и свобод, устранение препятствий их реализации, восстановление нарушенного права, а также процессуальные средства достижения поставленной цели.

Защите избирательных  прав присущ ряд особенностей. Одной из них является то, что судебная защита избирательных прав граждан осуществляется самостоятельными, независимыми органами государственной власти, не связанными со сторонами процессуальными отношениями.

Однако избирательные комиссии такого автономного положения по отношению к участникам избирательного процесса уже не занимают. На уровне субъектов РФ, городов, районов, избирательных округов, участков не менее половины членов комиссий назначаются на основе предложений политических партий, иных избирательных объединений, избирательных блоков, допущенных к распределению мандатов в представительном органе государственной власти либо местного самоуправления на предыдущих выборах.

Данные условия негативно  отражаются на деятельности органа, призванного организовать избирательную кампанию.

Законодательство Российской Федерации в сфере избирательного права выделило два порядка разрешения избирательных споров: административный и судебный. И здесь возникает полемика между практиками и теоретиками по поводу предпочтительности того или иного порядка, учитывая при этом эффективность его применения на практике. В настоящее время основная масса избирательных споров рассматривается судом общей юрисдикции.

Судебная форма защиты избирательных прав может осуществляться и органами регионального конституционного (уставного) правосудия, в тех же рамках, т.е. в соответствии нормативным актам Российской Федерации, конституции (уставу) этого субъекта.

Необходимо отметить, что объектом судебной защиты являются избирательные права граждан, а также законный интерес избирательного корпуса в целом. Поскольку именно как законный интерес можно охарактеризовать стремление избирателя, в том чтобы в органе народного  представительства работали компетентные граждане, имеющие безупречную репутацию и т.д.

Нельзя не сказать о  том, что осуществляя защиту избирательных прав граждан, судебные органы не могут действовать по собственной инициативе. Так, в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»3, ГПК РФ (ст. 259), определен исчерпывающий перечень субъектов, которым предоставляется право обжалования решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан. Это избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, наблюдатели, избирательные комиссии и др. Кроме того, действия (бездействия) избирательной комиссии могут обжаловать в суд их члены, хотя мотивы такого решения законодателя представляются спорными в силу наличия у членов комиссий достаточного внесудебного арсенала средств защиты своих прав в избирательном процессе (особое мнение, возможность неограниченного количества выступлений на заседаниях и т. д. (п. 23 ст. 29 Федерального закона)).

Информация о работе Избирательное право