Экономические основы конституционного строя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа

Описание работы

Нарушение по решению властей многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем создания зональных или региональных более или менее изолированных рынков с запрещением ввоза или вывоза определенных товаров, перемещения рабочей силы представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в части 2 статьи 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина). Опыт нашей страны в этом отношении богат.

Содержание работы

1. Экономические основы конституционного строя 3
2. Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан 4
Список использованных источников 8

Файлы: 1 файл

Конституционное право России.docx

— 51.54 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИФИ»

Димитровградский инженерно-технологический институт

433511, г. Димитровград, Куйбышева, д. 294

 

Кафедра«Право»

Специальность 030900 «Юриспруденция»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Конституционное право России»

 

 

 

Выполнила студентка группы Юзу-21

Александрова  Надежда Николаевна

 

Научный руководитель: старший  преподаватель

Цимбалист Ольга  Гавриловна

 

Работа сдана ____ ___________ 20 _ г.

Регистрационный № ________

Подпись должностного лица ___________

 

 

Оценка _______________

 

_____________________________

(подпись  научного руководителя)

 

Зав. кафедрой, к.ю.н., доцент

_____________Н.С.Александрова

 

 

Димитровград

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономические основы конституционного строя 3

2. Система  основных экономических, социальных  и культурных прав российских  граждан 4

Список использованных источников 8

 

 

 

 
  1. Экономические основы конституционного строя

Конституция Российской Федерации  частью 1 статьи 8 устанавливает и  гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).

Нарушение по решению властей  многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем  создания зональных или региональных более или менее изолированных  рынков с запрещением ввоза или  вывоза определенных товаров, перемещения  рабочей силы представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в части 2 статьи 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина). Опыт нашей страны в этом отношении богат.

Эти явления имеют давние исторические корни. По крайней мере с конца 60-х годов несколько последовательных съездов КПСС обсуждали и подчеркивали вредность создания фактически таможенных границ между республиками СССР, краями и областями России. В конце 70-х годов несколько лет партийно-государственные власти Смоленской, Псковской и некоторых других областей запрещали предприятиям потребкооперации других территорий СССР сбывать в этих областях свою продукцию, которая была в них дефицитной, и увозить денежную выручку к себе, а не сдавать ее в банковские отделения названных областей. Сбыт любой издательской продукции, прошедшей все виды цензурного или иного контроля, в любой республике, крае или области мог быть произвольно запрещен секретарем местного комитета КПСС. Генсек партии Л.И. Брежнев жаловался на подобные явления, но изменить все это никто не мог: власть "удельных князей" усиливалась.

С нарушениями единства экономического пространства связаны ограничения как рыночной конкуренции, так и свободы экономической деятельности даже после отмены многих советских административно-правовых и уголовно-правовых мер, направленных против свободы экономической, в особенности частнопредпринимательской (прежде всего торговой) деятельности. Поэтому важной экономической задачей государственной власти после провала августовского путча 1991 г., распада СССР и ликвидации монопольного господства аппарата КПСС стало восстановление единства экономического пространства России.

Единство экономического пространства обеспечивается единством  законодательного регулирования экономики. Законодательство в сфере экономики  должно предусматривать общеобязательные правила функционирования рынка, признание  их на всей территории России, защиту и  охрану всех форм и субъектов экономической  деятельности, единое финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование. Правовое обеспечение единства экономического пространства в России в значительной мере осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Конституционные обязанности  государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует  всем его свойствам, вытекающим не только из статьи 8 Конституции РФ, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в статье 71 Конституции РФ, как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны - как для граждан, согласно части 1 статьи 34 Конституции РФ, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).

Но эта свобода не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту  свободу, не может допустить злоупотребления  ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому  Конституция РФ не только прямо предписывает свободу экономической деятельности в рамках единого экономического пространства страны, не только устанавливает  основы разграничения предметов  ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической  области, а отчасти и компетенцию  некоторых органов государственной  власти в сфере экономики, но и  определяет ряд ограничений свободы  всех субъектов экономической деятельности .

Эти ограничения вытекают прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать. Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.

Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в  той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В ряде случаев Конституция РФ лишь в общей форме говорит о возможности запрещения законом (Федерации или ее субъекта) некоторых видов экономической деятельности. Существуют, например, запреты на выращивание растительного сырья для производства наркотиков, на такое производство и на торговлю содержащими наркотики медикаментами без особого на то разрешения и контроля со стороны государства. Экономическая деятельность граждан и юридических лиц, предприятий и т.д. вообще должна происходить в рамках их специальной правоспособности. Единство экономического пространства России требует единства законодательства о народном хозяйстве. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории страны актов (документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции (прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию и развитию новых самостоятельных предприятий, в частности в уже монополизированных секторах рынка. Начало осуществлению этих идей было положено в 1990-1992 гг.

Потребность в создании стабильных общеобязательных правил функционирования свободной рыночной экономики, не противоречащих индивидуальным, коллективным и всеобщим правам, свободам и законным интересам, в значительной мере удовлетворена  принятием и введением в действие первых трех частей Гражданского кодекса РФ. В них подробно и в соответствии с Конституцией урегулированы правовое положение физических и юридических лиц, право собственности и другие вещные права, общие вопросы обязательственного права и многочисленные отдельные виды обязательств.

Экономическая роль демократического правового социального государства  в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций:

1) законодательное определение  круга субъектов права на отдельные  виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений  между ними, иначе говоря - юридических  правил, по которым осуществляется  экономическая деятельность;

2) поощрение, защита и  охрана социально и экономически  целесообразных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые  главным образом с помощью  регулятивных мер преимущественно  экономического характера (повышение  или понижение ставок налогов,  банковского процента при кредите,  предоставляемом государственными  или полугосударственными банками;  повышение или понижение цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении трудовых, экологических, здравоохранительных и некоторых других социальных проблем народного хозяйства;

3) недопущение соединения  в руках органов публичной  власти, т.е. государственной власти  или местного самоуправления, двух  направлений деятельности - присущего  им осуществления властных полномочий  с характерной для предприятий  хозяйственной деятельностью, направленной  на получение прибыли в той  или иной форме, за исключением  случаев, когда это прямо и  обоснованно допускается законом.

Обеспечение единства экономического пространства России приобретает особое значение в связи со стремлением  развивать интеграционные процессы в рамках СНГ, ведущие к постепенному объединению экономического пространства России, Белоруссии и других суверенных государств, в котором осуществлялось бы свободное перемещение как  товаров, услуг и финансовых средств, так и рабочей силы, согласование законодательства и совместное правовое регулирование экономической деятельности.

 

2. Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан.

Основные права  и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. Экономические права — это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами, право на участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, право на предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и т.д.                                                        Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя. Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством ). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права  на экономическую деятельность порождает  для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого  права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию  в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом  и вымогательством, защищать имущество  частного предпринимателя наравне  с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой  правительство правового государства  содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и  защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предприятию  по вине должностных лиц государственных  органов, подлежит возмещению.

Информация о работе Экономические основы конституционного строя