Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 09:19, контрольная работа
Нарушение по решению властей многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем создания зональных или региональных более или менее изолированных рынков с запрещением ввоза или вывоза определенных товаров, перемещения рабочей силы представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в части 2 статьи 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина). Опыт нашей страны в этом отношении богат.
1. Экономические основы конституционного строя 3
2. Система основных экономических, социальных и культурных прав российских граждан 4
Список использованных источников 8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ
Димитровградский инженерно-технологический институт
433511, г. Димитровград, Куйбышева, д. 294
Кафедра«Право»
Специальность 030900 «Юриспруденция»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Конституционное право России»
Выполнила студентка группы Юзу-21
Александрова Надежда Николаевна
Научный руководитель: старший преподаватель
Цимбалист Ольга Гавриловна
Работа сдана ____ ___________ 20 _ г.
Регистрационный № ________
Подпись должностного лица ___________
Оценка _______________
_____________________________
(подпись научного руководителя)
Зав. кафедрой, к.ю.н., доцент
_____________Н.С.Александрова
Димитровград
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономические основы конституционного строя 3
2. Система
основных экономических,
Список использованных источников 8
Конституция Российской Федерации частью 1 статьи 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).
Нарушение по решению властей многих субъектов Федерации единства экономического пространства путем создания зональных или региональных более или менее изолированных рынков с запрещением ввоза или вывоза определенных товаров, перемещения рабочей силы представляет собой, по существу, явную форму частичного экономического сепаратизма или по крайней мере нарушения целостности государства, а также равенства и полноты прав и свобод человека и гражданина на территории Российской Федерации. Отрицательное отношение к этим нарушениям выражено в части 2 статьи 19 Конституции, устанавливающей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства (ибо территория России едина). Опыт нашей страны в этом отношении богат.
Эти явления имеют давние исторические корни. По крайней мере с конца 60-х годов несколько последовательных съездов КПСС обсуждали и подчеркивали вредность создания фактически таможенных границ между республиками СССР, краями и областями России. В конце 70-х годов несколько лет партийно-государственные власти Смоленской, Псковской и некоторых других областей запрещали предприятиям потребкооперации других территорий СССР сбывать в этих областях свою продукцию, которая была в них дефицитной, и увозить денежную выручку к себе, а не сдавать ее в банковские отделения названных областей. Сбыт любой издательской продукции, прошедшей все виды цензурного или иного контроля, в любой республике, крае или области мог быть произвольно запрещен секретарем местного комитета КПСС. Генсек партии Л.И. Брежнев жаловался на подобные явления, но изменить все это никто не мог: власть "удельных князей" усиливалась.
С нарушениями единства экономического пространства связаны ограничения как рыночной конкуренции, так и свободы экономической деятельности даже после отмены многих советских административно-правовых и уголовно-правовых мер, направленных против свободы экономической, в особенности частнопредпринимательской (прежде всего торговой) деятельности. Поэтому важной экономической задачей государственной власти после провала августовского путча 1991 г., распада СССР и ликвидации монопольного господства аппарата КПСС стало восстановление единства экономического пространства России.
Единство экономического
пространства обеспечивается единством
законодательного регулирования экономики.
Законодательство в сфере экономики
должно предусматривать
Конституционные обязанности государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из статьи 8 Конституции РФ, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в статье 71 Конституции РФ, как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны - как для граждан, согласно части 1 статьи 34 Конституции РФ, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).
Но эта свобода не является
абсолютной. Конституция демократического,
правового и социального
Эти ограничения вытекают прежде всего из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать. Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе в сфере труда и его оплаты, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.
Права и свободы человека
и гражданина на экономическую деятельность
могут быть наряду с его остальными
правами и свободами ограничены
федеральным законом только в
той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны и
В ряде случаев Конституция РФ лишь в общей форме говорит о возможности запрещения законом (Федерации или ее субъекта) некоторых видов экономической деятельности. Существуют, например, запреты на выращивание растительного сырья для производства наркотиков, на такое производство и на торговлю содержащими наркотики медикаментами без особого на то разрешения и контроля со стороны государства. Экономическая деятельность граждан и юридических лиц, предприятий и т.д. вообще должна происходить в рамках их специальной правоспособности. Единство экономического пространства России требует единства законодательства о народном хозяйстве. Это законодательство должно предусматривать признание на всей территории страны актов (документов) органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней. Оно должно поддерживать конкуренцию, ограничивая монополизм, контролируя и регулируя его неизбежные тенденции (прежде всего в области естественных монополий), содействуя созданию и развитию новых самостоятельных предприятий, в частности в уже монополизированных секторах рынка. Начало осуществлению этих идей было положено в 1990-1992 гг.
Потребность в создании стабильных
общеобязательных правил функционирования
свободной рыночной экономики, не противоречащих
индивидуальным, коллективным и всеобщим
правам, свободам и законным интересам,
в значительной мере удовлетворена
принятием и введением в
Экономическая роль демократического
правового социального
1) законодательное определение
круга субъектов права на
2) поощрение, защита и
охрана социально и
3) недопущение соединения
в руках органов публичной
власти, т.е. государственной власти
или местного самоуправления, двух
направлений деятельности - присущего
им осуществления властных
Обеспечение единства экономического
пространства России приобретает особое
значение в связи со стремлением
развивать интеграционные процессы
в рамках СНГ, ведущие к постепенному
объединению экономического пространства
России, Белоруссии и других суверенных
государств, в котором осуществлялось
бы свободное перемещение как
товаров, услуг и финансовых средств,
так и рабочей силы, согласование
законодательства и совместное правовое
регулирование экономической
Информация о работе Экономические основы конституционного строя