В то же время
это право подлежит определенным
ограничениям. Государство запрещает
определенные виды экономической деятельности
(производство оружия, изготовление орденов
и др.) или обусловливает такую деятельность
специальными разрешениями (лицензиями).
Государство регулирует экспорт и импорт,
что накладывает на многие предприятия
определенные ограничения. Наконец, государственные
органы вправе требовать от предпринимателя
финансовой отчетности, не затрагивая
при этом коммерческую тайну. Эти и ряд
других ограничений необходимы в интересах
всей национальной экономики, но должны
опираться на законодательную базу.
Конкретные вопросы,
связанные с реализацией права
на экономическую деятельность, регулируются
большим числом законодательных
актов, и прежде всего Гражданским
кодексом Российской Федерации, первая
часть которого вступила в силу 1
января 1995 г. Гражданское законодательство
регулирует отношения между лицами,
осуществляющими предпринимательскую
деятельность, или с их участием.
Правила этого законодательства
применяются к отношениям с участием
иностранных граждан, лиц без
гражданства и иностранных юридических
лиц, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный
основной закон рыночной экономики,
вводит экономическую деятельность
в общие рамки отношений любых
физических и юридических лиц
с другими лицами, закрепляет свободу
договора, недопустимость произвольного
вмешательства кого-либо в частные
дела. Закон опирается на необходимость
беспрепятственного осуществления
гражданских прав и обеспечения
восстановления нарушенных прав, их судебной
защиты.
Конституция РФ специально
выделяет еще одну форму экономической
деятельности, подлежащую запрету, - ту,
которая направлена на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. Законом
не допускается недобросовестная, недостоверная,
неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.
Регламентируются особенности рекламы
в радио- и телепрограммах, в периодических
печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании,
рекламы, помещаемой наружно и на транспортных
средствах, а также рекламы отдельных
видов товаров и услуг (алкоголь, табак,
оружие и др. ).
В случае установления
факта нарушения законодательства
нарушитель обязан осуществить контррекламу
в срок, установленный федеральным антимонопольным
органом, а также несет ответственность
в других формах.
Социальные права
отражают уровень материального
развития конкретного государства
и общества и их способность обеспечивать
достойный уровень жизни и
социальную защищенность индивида. Среди
них наиболее важное значение имеют
право на труд, социальное обеспечение,
право на жилище, право на отдых, охрану
здоровья и медицинскую помощь.
Согласно Конституции
РФ, каждому гарантируется социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом. Каждый из этих случаев
(социальных рисков)
характеризуется утратой заработка или
его недостаточностью для жизнеобеспечения
человека и нетрудоспособных членов его
семьи. Закон устанавливает наступление
пенсионного возраста для мужчин с 60 лет,
а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии
со стажем работы (однако в связи с особыми
условиями труда и по ряду других оснований
пенсии назначаются с более раннего возраста).
Подробно регламентируются основания
для получения пенсий по инвалидности,
под которой понимается потеря трудоспособности
на длительный срок или постоянно, а также
в связи с потерей кормильца (вследствие
его смерти или безвестного отсутствия).
Как бы в развитие положений Конституции
РФ об охране материнства и детства предусматриваются
основания социального обеспечения для
воспитания детей (пособия в связи с рождением
ребенка, уходом за малолетним ребенком
и др.). Все эти формы социального обеспечения
строятся на закреплении субъективных
прав граждан на получение пенсий и пособий
при наличии соответствующих оснований.
Человек заранее должен знать, на что он
может рассчитывать при наступлении тех
или иных социальных рисков, т.е. каковы
основания, условия, уровень обеспечения,
порядок получения и т.д. Выход на пенсию
- это право, а не обязанность человека.
Поэтому в тех случаях, когда человека
"выталкивают" на пенсию без его согласия
(например, при наличии "выслуги лет"),
должны быть веские причины для этого,
которые могут быть проверены в судебном
порядке.
В настоящее время в
России действуют также: Закон РФ
о пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах
внутренних дел, и их семей от 12 февраля
1993 г., Закон о пенсионном обеспечении
родителей погибших военнослужащих,
проходивших военную службу по призыву,
от 21 мая 1993 г. и др.
Государственные
пенсии для отдельных категорий
граждан установлены также Законами
о занятости населения Российской
Федерации, о социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС, о государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях.
В статье 39 Конституции
РФ есть очень важный и новый по характеру
пункт: о поощрении добровольного социального
страхования, создания дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительности.
Тем самым государство оказывает поддержку
негосударственным формам материального
обеспечения людей, т.е. созданию частных
пенсионных фондов, личному страхованию.
Указ Президента о негосударственных
пенсионных фондах создает правовую основу
для развития этого направления социального
обеспечения. Развитию благотворительности
и созданию благотворительных фондов
служит Федеральный закон "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях.
Культурные права
влияют на духовно-культурные отношения,
обусловливают независимость и
самобытность формирования духовного
мира личности. В данную группу входят
право на пользование родным языком,
на свободный выбор языка общения,
свободу совести и вероисповедания,
право на образование, свободу литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, право
на доступ к культурным ценностям.
Согласно части
2 статьи 44 Конституции Российской Федерации
право каждого на участие в культурной
жизни в значительной мере обеспечивается
доступностью учреждений культуры. Как
указывается в Основах законодательства
Российской Федерации о культуре, каждый
человек имеет право на приобщение к культурным
ценностям, на доступ к государственным
библиотечным, музейным, архивным фондам,
иным собраниям во всех областях культурной
деятельности. Гарантией такой доступности
является, в частности, установление правила
о том, что ограничения доступности культурных
ценностей по соображениям секретности
или особого режима пользования устанавливаются
законодательством Российской Федерации,
а не по усмотрению чиновников или лиц,
обслуживающих эти фонды.
Реализация права
на участие в культурной жизни
и пользование учреждениями культуры
зависит и от того, насколько население
обеспечено учреждениями культуры - библиотеками,
театрами, концертными залами, музеями,
картинными галереями, кинотеатрами и
т.д. В этом отношении важное значение
имеет законодательный запрет на то, чтобы
проектирование и строительство населенных
пунктов и жилых массивов велось без обеспечения
их объектами культуры с учетом градостроительных
норм, правил и потребностей местного
населения.
Доступ к культурным
ценностям неразрывно связан с бесплатным
пользованием библиотечными фондами,
доступными ценами на билеты в театры,
концертные залы, музеи.
В законодательстве
предусмотрена обязанность организаций,
действующих в сфере культуры,
устанавливать льготы для детей
дошкольного возраста, учащихся, инвалидов,
военнослужащих срочной службы.
Особенно важно
приобщать детей к культурной
жизни, к занятию любительским искусством
и др. Развитые государства имеют
широкую сеть музыкальных и художественных
школ, училищ и вузов, открытых для
поступления всех одаренных детей
и молодых людей. Для этого
государственными и муниципальными
органами проводиться политика финансовой
поддержки учреждений культуры, т.е.
введение налоговых льгот, кредитов
и др. Учреждения культуры не должны
быть только частными, значительная их
часть, непосредственно олицетворяющая
национальную культуру, призвана оставаться
объектом заботы со стороны государства
и общественных объединений.
Культурное наследие
народов России исключительно богато.
Это материальные и духовные ценности,
созданные в прошлом, памятники
и историко-культурные территории и
объекты, которые важны для сохранения
и развития самобытности всех народов
Российской Федерации, их вклада в мировую
цивилизацию. В экономических, социальных
и культурных правах раскрывается важная
грань социального правового государства.
Оно не может и не должно раздавать всем
гражданам правовые, материальные и духовные
блага, но обязано обеспечить им возможность
защищать свое право на достойную жизнь.
Однако для этого надо разумно ограничить
свободу других. Если государство не сделает
этого, то общество будет постоянно раздираться
острыми социальными противоречиями и
в конце концов погибнет.
Список использованных
источников
Нормативно-правовые
акты
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994
N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012).
- Федеральный закон от 11.08.1995г.№ 135 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 23.12.2010).
- Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (ред. от 12.04.1999).
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992г. №3612-1 (ред. от 08.05.2010).
Книги
- Братановский С.Н. Конституционное право России: учебник. – М.: РИОР, 2011. – 384с.
- Зиновьев А.В. Конституционное право России: учебник. – М.: Юридический Цент Пресс, 2010. – 640с.
- Корнеева Н.В. Конституционное право России: учебник. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 176с.
- Радько Т.Н. Основы Конституционного права России: учеб. пос. – М.: Проспет, 2012. – 32с.