Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
Понятие юридического лица содержится в п. 1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету».
Введение
Глава 1. Понятие юридического лица
Глава 2. Признаки юридического лица
Глава 3. Образование и прекращение юридических лиц
Глава 4. Классификация юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных нормативных актов
Наименование (фирменное наименование) юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора (истца или ответчика). Ясно, что собственное имя (наименование) юридического лица также является признаком, производным от его основных признаков – организационного единства и имущественной обособленности.
Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом – субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве (п. 2 ст. 51 ГК), т.е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью) [сух, ].
Наделение организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.
Регулирование организации и функционирования юридических лиц по ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).
Кроме особенностей, характерных для всех субъектов гражданского права, правосубъектность юридических лиц, по ГК РФ, отличается и специфическими чертами. В т.ч.:
Юридические лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в настоящее время (юридические лица – с 1 июля 2002 г., индивидуальные предприниматели и фермеры – с 1 января 2004 г.) – в налоговых органах.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом; в настоящее время, согласно Закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, в частности:
1) при непредставлении необходимых по закону документов;
2) при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
3) при несоблюдении требуемой нотариальной формы представляемых документов;
4) при подписании заявления о государственной регистрации или внесении изменений в сведения о юридическом лице неуполномоченным лицом;
5) при несоответствии наименования юридического лица требованиям федерального закона и др.
Юридическое лицо считается созданным со дня его государственной регистрации и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Государственная регистрация и внесение соответствующих записей в государственный реестр требуется также при реорганизации и ликвидации юридических лиц, при внесении изменений в их учредительные документы.
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ).
Правосубъектность (праводееспособность) юридического лица в той части, которая относится к дееспособности, осуществляется через органы юридического лица, которые приобретают гражданские права и принимают на юридическое лицо гражданские обязанности, действуя в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ). Сообразно этому они имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Необходимо, в отличие от органов юридического лица, отличать его:
Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных для них положений, а их руководители – на основании доверенности [ал, ].
Глава 3. Образование и прекращение юридических лиц
Традиционно существуют три
способа образования
При создании юридического лица разрабатываются учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то и другое). В них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д. (ст. 52 ГК РФ). Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.
Учредительный договор должен включать обязательство о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).
Изменения, внесенные в
учредительные документы, приобретают
силу для третьих лиц с момента
государственной регистрации, а
в случаях, установленных законом,
− с момента уведомления
В соответствии с ГК РФ юридические лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Прекращение юридических лиц осуществляется путем реорганизации либо ликвидации. Различие между ними заключается в том, что при реорганизации происходит правопреемство, а при ликвидации – нет.
В свою очередь, реорганизация делится на слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц), выделение (из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц; при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать), преобразование (изменение организационно-правовой формы юридического лица).
Ликвидация юридического лица – прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация проводится по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или достижением цели создания или с признанием судом регистрации недействительной.
Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Для ликвидации предусмотрена
определенная процедура. Начинается она
с того, что учредители (участники)
юридического лица или орган, принявший
соответствующее решение, незамедлительно
направляют письменное сообщение о
предстоящей ликвидации органу, осуществляющему
государственную регистрацию
Требования кредиторов удовлетворяются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования кредиторов считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Глава 4. Классификация юридических лиц
Существующая в российском
правопорядке система юридических
лиц обусловлена переходным (от централизованно
управляемого к рыночно-организованному)
характером современной отечественной
экономики. В ее составе сохраняются
поэтому преобладавшие в
Классификация юридических
лиц имеет важное гражданско-правовое
значение. Во-первых, она дает исчерпывающее
представление обо всех их разновидностях.
Будучи закрепленной законом, она исключает
появление правосубъектных
Во-вторых, такая классификация
делает возможным четкое определение
правового статуса той или
иной организации и исключает
смешение различных по юридической
природе организационно-