Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 09:33, курсовая работа
Понятие юридического лица содержится в п. 1 ст. 48 Гражданского Кодекса РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету».
Введение
Глава 1. Понятие юридического лица
Глава 2. Признаки юридического лица
Глава 3. Образование и прекращение юридических лиц
Глава 4. Классификация юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы
Список использованных нормативных актов
Юридические лица могут классифицироваться в зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица в отношении юридического лица или его имущества (ст. 48 ГК РФ). С учетом этого критерия они делятся на юридические лица, учредители которых после передачи ими имущества юридическому лицу утрачивают вещные права на это имущество, однако приобретают обязательственные права в отношении этого имущества (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). К другой группе относятся юридические лица, учредители которых сохраняют право собственности или иное вещное право на переданное им имущество. Учредители считаются также собственниками имущества, приобретенного юридическим лицом в процессе деятельности (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения).
Третью группу составляют юридические лица, учредители которых не имеют вещных прав в отношении имущества, переданного юридическому лицу, и не имеют обязательственных прав в отношении самих юридических лиц (общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц).
В зависимости от формы собственности юридические лица могут подразделяться на государственные, муниципальные и частные [га, с. 42].
Критерием другой классификации выступает основная цель деятельности юридического лица. Исходя из этого все юридические лица также делятся на две группы: первые преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и являются коммерческими организациями, вторые, напротив, не преследуют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли и являются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК). Данная классификация непосредственно сопряжена с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК).
Важно подчеркнуть, что в
рамках данной классификации
Таким образом, некоммерческие
организации также могут
– стремление к получению прибыли не должно превращаться в самоцель (п. 1 ст. 50 ГК);
– получаемая прибыль не должна распределяться между участниками некоммерческой организации, т.е. присваиваться ими (за исключением членов потребительского кооператива – п. 5 ст. 116 ГК);
– осуществление предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых создана некоммерческая организация, служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК);
– право вести предпринимательскую деятельность не должно прямо исключаться законом.
В силу именно такого исключения
закона объединение коммерческих организаций,
само являющееся некоммерческой организацией,
не может вести
Принципиальное значение
классификации юридических лиц
на коммерческие и некоммерческие организации
состоит в том, что в условиях
единства российского частного (гражданского)
права (т.е. отсутствия самостоятельного
торгового права) она позволяет
дифференцировать все участвующие
в гражданском обороте
Помимо двух рассмотренных классификаций юридических лиц закон закрепляет также их организационно-правовые формы (формы). Устанавливая формы юридических лиц, законодатель хотя и «привязывается» к обеим указанным классификациям (пп. 2, 3 ст. 48, пп. 2, 3 ст. 50 ГК), но при этом не руководствуется каким-либо определенным критерием, поэтому пользуется не классификационным, а перечневым методом. Это означает, что при необходимости перечень форм юридических лиц может быть сокращен за счет удаления отдельных из них или, напротив, дополнен новыми. Перечень форм коммерческих организаций исчерпывающе определен (п. 2 ст. 50 ГК), поэтому появление новых форм коммерческих организаций если и возможно, то не иначе как при условии соответствующей корректировки Кодекса. С учетом этого замечания, а также пп. 2 и 3 ст. 66 коммерческие организации могут создаваться в следующих формах:
– полного и коммандитного товарищества (ст. 69-81, 82-86);
– общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (ст. 87-94, 95);
– акционерного общества (ст. 96-104);
– производственного кооператива (ст. 107-112);
– государственного и муниципального унитарного предприятия (ст. 113-115). Особенности каждой формы определяют указанные статьи ГК, а также правила специальных законов (исключения составляют только полное и коммандитное товарищества, статус которых исчерпывающе регулирует ГК).
Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 ГК явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (пп. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет объединения элементов разных форм путем их комбинирования). Именно поэтому в РФ исключено существование, к примеру, «акционерной коммандиты» (т.е. результата объединения коммандитного товарищества и акционерного общества, признаваемого некоторыми государствами) или «акционерного общества с дополнительной ответственностью» (т.е. результата объединения акционерного общества и общества с дополнительной ответственностью), а форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной или муниципальной формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса.
Отдельные установленные
ГК формы коммерческих организаций
имеют внутреннюю дифференциацию. Так,
акционерные общества в зависимости
от порядка распределения и
Формы некоммерческих организаций (в отличие от коммерческих) устанавливает ГК, а также закон (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК), т.е. нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке, который с точки зрения его отраслевой принадлежности может быть любым, т.е. может и не иметь отношения к гражданскому законодательству (п. 2 ст. 3 ГК).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, Закон «О некоммерческих организациях», «проигнорировавший» названные в ГК потребительские кооперативы, в то же время в числе допущенных для участия в гражданском обороте форм некоммерческих организаций дополнительно к ГК называет государственную корпорацию, некоммерческое партнерство, автономную некоммерческую организацию (ст. 7.1, 8, 10).
Отдельные формы некоммерческих
организаций, как и коммерческих,
могут иметь внутреннюю дифференциацию.
Так, учреждение в зависимости от
фигуры учредителя может быть частным
(если создано гражданином или
юридическим лицом) либо государственным
или муниципальным (если создано
Российской Федерацией, ее субъектом
или муниципальным
В свою очередь, государственное и муниципальное учреждение бывает бюджетным или автономным. В контексте такого деления закон существенно специализирует правовой статус последних (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК, а также ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Коммерческие и некоммерческие организации вправе объединяться в ассоциации и союзы, создавая при этом некоммерческие организации (п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК). Коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций (ст. 15 Закона «О некоммерческих организациях»), за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут участвовать в общественных и религиозных организациях (объединениях) и государственных корпорациях, учредителями могут быть соответственно только граждане и Российская Федерация). Некоммерческие организации могут быть учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах, а учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом – п. 4 ст. 66 ГК) [абр, с.].
Все юридические лица можно
разделить на четыре большие категории:
хозяйственные товарищества и общества,
производственные кооперативы, государственные
и муниципальные предприятия
и, наконец, некоммерческие организации.
Также можно упомянуть и
Хозяйственные товарищества – договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим именем. Хозяйственные общества отличаются от товариществ тем, что несколько лиц объединяют свое имущество для ведения предпринимательской деятельности. Отдельные виды хозяйственных товариществ и обществ имеют следующие особенности:
Производственные кооперативы – еще один вид юридических лиц. Производственные кооперативы представляют собой объединения лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового или иного участия, первоначальное имущество которых складывается из паев членов объединения.
Особой разновидностью коммерческих организаций являются государственные и муниципальные предприятия. Специфика данных субъектов гражданских правоотношений заключается в том, что их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Также вкратце рассмотрим отдельные виды таких юридических лиц, как некоммерческие организации – организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками. Такие организации могут подразделяться на: