Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:01, реферат
Римское право частной собственности развивалось из частного владения
на землю, которая в ранний период республики являлась еще собственностью
римского народа.
Частное владение постепенно превращается в частную собственность.
Право частной собственности имело своей целью прежде всего установить право
рабовладельцев на землю, обеспечить неограниченную возможность
бесконтрольной эксплуатации рабов и надежную регламентацию товарооборота.
Римляне впервые разработали право частной собственности. Римские
юристы и магистраты практической деятельностью настолько усовершенствовали
эти правовые институты, что они оказались способными пережить на многие
века своих создателей.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
Раздел 1. Понятие вещи в римском праве - 4 -
Раздел 2. Классификация вещей - 5 -
Раздел 3. Понятие и содержание права собственности - 13 -
Раздел 4 Виды права собственности - 17 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 22 -
Список использованной литературы - 23 -
ных, соединенных только одним общим назначением и именем, например,
стадо, легион. Это — временные хозяйственные или организационные
объединения вещей или лиц. В таких случаях предметами правоотношений могли
быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требованиям
оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние
целостного представления; например, собственник ста-д мог истребовать все
стадо, доказав право собственности на б льшую часть отдельных животных,
ответчику же предоставля-л сь доказывать, что остальные не принадлежали
истцу; при узуфрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально
эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем
прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.
Вещи главные и побочные. Вещами побочными или придаточными
(accessorium) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи
и подчиненные юридическому положению последней. Основными видами побочных
вещей считались: части вещи, принадлежности и плоды[4].
Части вещи
не имели юридически
вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой
сделки распространялись и на все части вещи. Объектом самостоятельных
сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого.
Таким образом, нахождение составных частей в составе главной вещи подчиняло
их ее юридическому положению и прежние юридические отношения по поводу
частей считались прекратившимися, пока длилось их соединение. Римляне
проводили следующие различия: а) если соединение сопровождалось изменением
сущности включенной вещи или нераздельностью полученного соединения, то
права на присоединенную вещь прекращались навсегда для ее собственника,
например, растворенное вино; б) если ни присоединенная, ни главная вещь не
меняли своей сущности, а совокупная вещь, сверх того, не становилась
нераздельной, то при выделении вещи, присоединенной к главной,
восстанавливалось прежнее юридическое положение присоединенной вещи.
Так, согласно законам XII таблиц, при застройке чужого бревна в здание
собственник не мог требовать выделения бревна из чужого дома, пока
собственник дома сам не разберет его и не выделит бревна. Тогда бревно
снова признавалось собственностью прежнего хозяина и становилось
самостоятельным объектом иска (actio de tigno iuncto, rei vindicatio).
Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не
физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от
нее отделена принадлежность; принадлежность также может существовать
отдельно от главной вещи, однако лишь при совместном использовании той или
другой вещи достигается хозяйственный результат (например, замок и ключ).
Ввиду самостоятельного
физического существования,
быть предметом самостоятельных прав на нее. Однако при отсутствии
специальных оговорок заинтересованных лиц все правовые отношения,
устанавливаемые на главную вещь, считаются распространяющимися (ввиду
хозяйственной связи между обеими вещами) и на принадлежность к ней (отсюда
афоризм: «принадлежность следует судьбе главной вещи»).
Плоды. Плодами естественными считались прежде всего органические
произведения вещей, постоянно и регулярно получаемые от эксплуатации
плодоприносящих вещей, без изменения их хозяйственного назначения, в мире
как растительном (огороды, деревья), так и в животном (шерсть, молоко).
Охота на
водных и земельных
если они специально были отведены для охоты. Относительно недр земли мнения
классиков расходились, но большинство относило продукцию недр земли к
плодам. Право Юстиниана стало на ту же точку зрения и относило к плодам
продукцию каменных карьеров, что было в духе охватившего ту эпоху интереса
к монументальному строительству[5].
Плоды делились на: a) fructus pendentes — плоды, еще соединенные с
производящей их вещью; б) fructus separati — плоды, уже отделенные от
производящей их вещи; в) fructus percepti — плоды, не только отделенные, но
и захваченные кем-либо для себя или для другого. Они в свою очередь
подразделялись на fructus exs-tantes — плоды, наличные в натуре и fructus
consumpti — плоды потребленные, переработанные или отчужденные. Различали
еще категорию плодов — fructus percipiendi, несобранных по упущению, но
подлежащих сбору при правильной хозяйственной эксплуатации вещи.
Юридическое значение понятия плодов и различия их видов заключалось в
различии их правовой судьбы при наличии права собственности, какого-либо
иного права на плодоприносящую вещь или при установлении особых
правоотношений по поводу такой вещи .
При истребовании вещи собственником путем виндикационно-го иска
наличные плоды всегда подлежали возвращению собственнику вместе с вещью. За
потребленные же плоды добросовестный приобретатель ответственности не нес.
Это ограничение прав собственника вещи было объяснено на основе анализа
римских источников Л.И.Петражицким, доказавшим, что ограждая
добросовестного владельца от требований по поводу потребленных им плодов,
римское право стремилось обеспечить устойчивость хозяйственных отношений,
охранить лицо, неправомерно, но добросовестно владевшее чужой вещью, от
обременительной обязанности возмещать доходы, которые были, может быть,
давно потреблены в ошибочной уверенности, что они принадлежат тому, кто их
потребил.
Доходы. Юридическое понятие плодов было римскими юристами расширено и
обнимало всякий регулярный доход, как приносимый вещью естественным путем,
так и получаемый на основании особых правоотношений по поводу
плодоприносящей вещи, например, проценты, получаемые с капитала.
Имущество. Постепенно римляне пришли к представлению об объединенных
хозяйственным назначением целых имущественных комплексах.
Самое раннее обозначение имущества гражданина дано в законах XII
таблиц термином familia pecuniaque — первоначально совокупность рабов и
скота (pecus-pecunia). Позднее familia обозначала и всю совокупность
имущества. В цивильном праве укрепилось понятие имущества, добытого трудами
домовладыки — patrimonium (отчины), переходящего с соответствующими
культовыми обязанностями к наследникам.
В преторском праве иногда употребляется термин «отцовское и дедовское
добро» (bona patema avitaque — в формуле объявления лица расточителем). Но,
конечно, понятие имущества обнимает собой все то, что принадлежит данному
лицу, независимо от того, само лицо приобрело это имущество, или имущество
досталось ему по наследству. При жизни собственника его добро — bona —
гарантирует кредиторов в платеже долгов. Отсюда Павел сделал вывод, что
имуществом каждого лица считается то, что остается после удовлетворения
кредиторов, за вычетом долгов. Как некоторое обособленное имущество
рассматривалось имущество, выделенное домовладыкой в пользу раба или
подвластного для самостоятельного хозяйствования и управления (так
называемый пекулий).
Вещи в обороте и вне оборота — res in conunercio et res extra
commercium. Римские юристы различали вещи в обороте, res in commercio, и
вещи вне оборота, res extra commercium. К первой категории относились все
вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными
людьми. Выражение in commercio esse означало, что такие вещи могли быть
предметами мены, оборота по оценке — aestimationem recipiunt[6].
Внеоборотными вещами — res extra commercium — считались такие вещи,
которые или по своим естественным свойствам или в силу своего особого
назначения не могли быть предметами частных правоотношений: res quarum
commercium non est (D. 18. 1. 16. рг.). Классические юристы признавали
группу вещей omnium communes, а в Институциях Юстиниана повторили, что есть
вещи, которые согласно естественному праву, принадлежат всем. Сюда
относились: а) воздух, б) текучая вода и в) моря со всем, что в них
водится.
Другую группу внеоборотных вещей составляли публичные вещи (res
publicae). Основным и единственным хозяином публичных вещей считался
римский народ.
Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res
publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле
государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти.
Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и
покрывали фискальные нужды — in patrimonio populi vel fisci — в имуществе
народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие
целям управления и защиты.
Следующую
категорию публичных вещей
общего пользования всех граждан государства или общины и служившие для
удовлетворения общественных потребностей и целей — res universitatis. Сюда
относились, прежде всего, публичные дороги и реки.
Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от
того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным
относились непересыхающие реки, т. е. реки, на которых было возможно
постоянное судоходство. В случаях, когда реки пересыхали или покидали свое
русло, последнее переходило в собственность прибрежных владельцев.
Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу
вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. — quae in usu publico
sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.
Наконец, вне оборота были res divini iuris — вещи божеского права,
которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда
относились вещи, посвященные богам (res sacrae) — храмы, богослужебные
предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного
человека и даже раба — res religiosae (Гай. 2. 4). Наконец, публичное право
считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они
принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай.
2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей — res
sacrae — для выкупа пленных или уплаты церковных долгов[7].
Раздел 3. Понятие и содержание права собственности
Объем и пределы права частной собственности римляне определяли
посредством указания правомочий собственника. Совокупность этих правомочий
составляла содержание права собственности. Римский собственник имел
следующие правомочия: право владения (jus possidendi); право пользования
(jus utendi); право распоряжения (jus abutendi); право получать доходы (jus
fruendi); право защиты (jus vindicandi). Однако со временем, заметив, что
некоторые правомочия в определенной мере повторяют друг друга, римляне
суживают их круг. В результате отпало такое правомочие, как право защиты
(jus vindicandi), поскольку всякое право подлежит защите и выделять
специальное правомочие для права собственности просто нет необходимости;
право пользования (jus utendi) поглотило право получения доходов от вещи
(jus fruendi). Осталось лишь три правомочия – право владения (jus
possidendi), право пользования (jus utendi) и право распоряжения (jus
abutendi), охватывающие все возможные формы и способы воздействия
собственника на вещь и в то же время отграничивающие посягательства других
лиц на эту же вещь. Поэтому право собственности называют еще наиболее
полным, правом по объему, поскольку все другие права на вещь уступают ему в
этом.
Право владения (jus possidendi) – это правомочие собственника,
заключающееся в том, что собственник имеет право фактически обладать своей
вещью. Однако это свое правомочие собственник может осуществлять не только
самолично, а и передать право владения другим лицам (например, по
договору), сохраняя при этом право собственности на вещь.[8]
В таком случае фактические обладатели осуществляли владение не от
собственного имени, а от имени собственника, передавшего им вещь на
основании договора. Так, собственник передает свою вещь во владение
залогодержателю, прекаристу или по секвестру. Однако не всякий договор о
передаче вещи во временное пользование другому лицу переносит на это лицо
владение. Более того, большинство договоров предусматривают передачу
собственником лишь фактического обладания вещью, т. е. держания, но не
владения. Так, по договору найма собственник передает нанимателю вещь
только в держание, но не во владение. Наниматель фактически обладает вещью,
но у него нет владельческой воли, т. е. он не может считать ее своей, а
следовательно, не может пользоваться средствами посессорной защиты –
интердиктами. И вообще наниматель может отражать посягательства третьих лиц
на вещь, переданную ему в наем, только посредством собственника. Сам он
таких средств не имеет, что ставит его еще в большую экономическую
Информация о работе Классификация вещей и видов собственности