Коллективный договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В начале ХХ в. коллективно-договорная система нашла официальное отражение в законодательстве ряда промышленно развитых стран. Впервые коллективные договоры были предусмотрены в Гражданском кодексе Дании 1907 г., затем подобные нормы появились в Швейцарском кодексе обязанностей 1911 г. Вскоре в европейских странах были приняты специальные законодательные акты о коллективных договорах: в 1915 г. – в Норвегии, в 1918 г. – в Германии, в 1919 г. – во Франции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Становление коллективно-договорного регулирования 6
Развитие коллективно-договорного регулирования
трудовых отношений 6
1.2 Принципы заключения и разработки коллективных договоров 9
Глава 2. Сущность Коллективного договора 14
2.1 Понятие и содержание коллективного договора 14
2.2 Порядок заключения коллективного договора,
контроль за выполнением 24
Глава 3. Коллективный договор как акт социального партнерства 28
3.1 Сфера действия коллективного договора 28
3.2 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерац 34
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

к д 22 ф.docx

— 70.27 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение            3

Глава 1. Становление  коллективно-договорного регулирования   6

    1. Развитие коллективно-договорного регулирования 

трудовых отношений          6

1.2  Принципы  заключения и разработки коллективных  договоров  9

Глава  2. Сущность  Коллективного  договора        14

2.1 Понятие и содержание коллективного договора     14

2.2 Порядок заключения коллективного договора,

контроль за выполнением         24

Глава 3. Коллективный договор  как акт социального партнерства  28

3.1 Сфера действия коллективного договора      28

3.2 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерации          34

Заключение           40

Список  литературы          42

Введение

 

Актуальность. В начале ХХ в. коллективно-договорная система  нашла официальное отражение  в законодательстве ряда промышленно  развитых стран. Впервые коллективные договоры были предусмотрены в Гражданском  кодексе Дании 1907 г., затем подобные нормы появились в Швейцарском кодексе обязанностей 1911 г. Вскоре в европейских странах были приняты специальные законодательные акты о коллективных договорах: в 1915 г. – в Норвегии, в 1918 г. – в Германии, в 1919 г. – во Франции. Существенное развитие система коллективных договоров получил в Законе национальных трудовых отношений США в 1915 г. Вопросы договорного, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений волновали работодателей и самих работников, а также государства на протяжении многих десятилетий. Развитие промышленного производства, желание работодателей получить максимальную прибыль от деятельности своих предприятий, безусловно, вело к жесткой эксплуатации рабочих.

В законодательстве Союза  СССР и РСФСР как одной из союзных  республик уже в начале 20-х  годов прошлого века имелись нормы, определяющие порядок заключения коллективного  договора, сферы его действия, его  содержание, контроль выполнения и  т.д. В период нэпа и до Великой  Отечественной войны на предприятиях повсеместно заключались коллективные договоры. Война и последующий  период восстановления народного хозяйства  прервали процесс демократизации управления экономикой вплоть до семидесятых годов. Однако политический режим, существовавший в то время, официальная идеология, отрицавшая возможность возникновения  на предприятиях социальных конфликтов постепенно привели к тому, что  коллективные договоры заключались  формально, о социальном диалоге  речь не шла. Между тем уже в  восьмидесятые годы демократические  начала на предприятиях, организациях получили новый импульс.

Стала повышаться роль трудовых коллективов. В июне 1983 г. Был принят Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в котором были закреплены полномочия по заключению коллективного договора. Это привело к необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о коллективных договорах.

В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного  регулирования важной целью трудового  законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется  в том, что государство устанавливает  гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности  отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда  женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками  трудовых отношений, а также порядок  разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конституционной основой  социального партнерства в нашей  стране являются нормы статьи 7 Конституции  РФ, определяющей Российскую Федерацию  как социальное государство. Это  позволяет говорить о признании  и необходимости гарантирования со стороны государства и права  всех членов общества, что в свою очередь приводит к признанию  необходимости мирного развития общества, социального сотрудничества.

Проблемам сущности и содержания коллективного договора, а также  совершенствованию этого института  трудового права посвятили свои работы многие отечественные ученые-правоведы (А.М. Лушников, М.В. Лушникова, И.С. Войтинский, Г.К. Москаленко, А.Е. Пашерстник, А.И. Севостьянова, Б.А. Архипова, В.Н. Даниленко, С.К. Юдельсон и другие).

В настоящее время интерес  ученых к теме коллективных договоров  увеличивается, и практически во всех учебных пособиях данной теме посвящаются отдельные разделы (А.М. Лушников, М.В. Лушникова, В.И. Миронов, и другие), также много издается отдельных публикаций по данной теме (Нуртдинова А.Ф., Павлова М.А., Попова О.В. и другие). В научных работах были затронуты многие проблемные вопросы коллективно-договорных отношений. Однако тема настолько многогранна, что ее исследование нельзя считать исчерпанным. Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института коллективного договора. Предметом исследования выступают: нормы Российского трудового законодательства, практика их применения. Цель исследования заключается в  изучении  роли  коллективного договора  как акта  социального партнерства   в сфере труда.

Достижение указанных  целей предполагает постановку и  решение следующих задач:

– исследовать развитие коллективно-договорного регулирования;

–рассмотреть основные источники  правового регулирования коллективного  договора;

– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании  трудовых отношений;

–дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора.

В качестве нормативной основы выпускной квалификационной работы послужили соответствующие положения  Конституции Российской Федерации, нормы трудового законодательства РФ. Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых в трудового права. В работе использованы как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Из частнонаучных методов приоритетным является сравнительно-правовой метод.

 

Глава 1. Становление  коллективно-договорного регулирования

1.1 Развитие коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений

 

Первые случаи заключения коллективных договоров встречаются  еще в конце 14 века, – в этот период времени встречаются единичные  случаи заключения тарифных (коллективных) договоров между мастерами и  подмастерьями, которые регулировали условия труда. Подобные договоры были заключены ткачами в Шпейере  в 1351 г. И в 1362 гг. Во Франции единичные тарифные договоры появились только в период Великой Французской революции. В России первые коллективные договоры были заключены после крупной Бакинской забастовки в декабре 1904 г. между хозяевами и работниками каспийских нефтяных приисков. Принятые в России того времени Устав о промышленности (1893 г.), а затем Устав о промышленном труде (1913 г.) содержали нормы о промышленном или рабочем договоре, но эти акты имели весьма ограниченную сферу действия и регулировали лишь немногие условия труда наемных работников. Естественно, в них отсутствовали права наемных работников на объединение в профессиональные союзы, на заключение коллективных договоров, на участие в управлении делами предприятия.[14c56] Поэтому имевшие место ранее заключенные отдельные коллективные договоры и соглашения не переходили из области фактов в область правового регулирования. Их заключение, контроль за выполнением и ответственность за нарушение достигнутых договоренностей не обеспечивались защитой правовых норм.[9c56] Существенные изменения в сфере коллективно-договорного регулирования условий труда произошли вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда молодое Российское государство приняло ряд важных декретов в сфере организации и регулирования условий труда, многие из которых были направлены на реализацию требований работников, выдвигавшихся ими в ходе забастовочного движения в предреволюционный период. Это – декреты о восьмичасовом рабочем дне, об отпусках, о вознаграждении за труд некоторым категориям работников, о социальном страховании, Положение о рабочем контроле, постановление НКТ от 31 июня 1918 г. «Об отделах труда», «О наказе Инспекции труда» и некоторые другие. До начала 90-х годов двадцатого века коллективными соглашениями часто назывались документы, которые принимались в учреждениях, не имевших по законодательству СССР права на заключение коллективных договоров. В 1991 г. Началась трансформация страны, повлекшая за собой и реформирование системы социального партнерства. 26 октября 1991 г. был принят Указ Президента РСФСР «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике» от 26 октября 1991 г., разрешившим заключение коллективных договоров на всех предприятиях, в учреждениях, организациях. А менее чем через месяц и опять же благодаря Указу Президента РСФСР №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. в практику вводится заключение генеральских и отраслевых и отраслевых соглашений. Закон РСФСР №2490–1 «О коллективных договорах и соглашения» от 11 марта 1992 года зафиксировал нормативное определение понятия «соглашение» как акта, регулирующего социально-трудовые и связанные с ними отношения с работниками одного круга профессий либо работниками определенной отросли народного хозяйства и управлением. Исходя из соответствующих правил, с 1992 года в России начался процесс заключения соглашений, которые можно называть все-таки «коллективно-трудовым соглашением».[17c348]В дальнейшем развитие нормативной базы о коллективных соглашениях в России происходит по двум основным направлениям:

а) 20 октября 1995 года Государственной  Думой вносятся существенные перемены в основополагающий (для данной проблематики) кодифицированный акт – Закон Российской федерации от 11 марта 1992 года №2490–1 «О коллективных договорах и соглашениях»

б) во второй половине 90-х  годов начинается становление законодательства субъектов Российской федерации  по вопросам социального партнерства, затрагивающим и коллективные соглашения.

Термин «социальное партнерство» впервые был использован в  подзаконном акте – Указе Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» №212 от 15 ноября 1991 года. С его положением и постановлением Правительства Российской Федерации  в 1992 году начала работу Российская трехсторонняя  комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Задача этой комиссии в принципе состояла в том, чтобы реализовать  на практике идею социального партнерства. Конституционной основой развития отношений социального партнерства  в нашей стране являются нормы  ст. 7 Конституции Российской Федерации, определяющею Российское Государство как социальное государство. Это позволяет говорить о признании и необходимости гарантирования со стороны государства прав всех членов общества, что в свою очередь приводит к признанию необходимости мирного развития общества. В ряде субъектов Федерации еще до принятия нового Трудового кодекса были изданы законы о социальном партнерстве. Так, в Москве действует Закон от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве», который определяет правовые основы функционирования и развития системы социальною партнерства с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений для достижения общественного согласия в г. Москве. Аналогичные законы действуют в Московской области, Республике Татарстан и ряде других субъектов Российской Федерации. В октябре 1998 г. коллегия Минтруда РФ одобрила проект Трудового кодекса, разработанный группой Варева – Панина, и направила его правительству РФ. [13c34]

1.2  Принципы  заключения и разработки коллективных  договоров

В ст. 24 ТК РФ перечислены принципы социального партнерства, которые применимы к заключению коллективных договоров и соглашений, как одной из главных частей данного понятия. В ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» названы основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений. Перечисленные в этих актах принципы дополняют друг друга. Данные принципы должны быть соблюдены при заключении коллективных договоров и соглашений. Несоблюдение перечисленных в названных статьях принципов может стать основанием для признания коллективного договора или соглашения, принятого с нарушением этих принципов в порядке, определенном в ст. 4 ТК РФ. Первым принципом в названной статье указано равноправие сторон. В Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» этот принцип находится на третьем месте. Принцип равноправия сторон позволяет выделить две правовых составляющих данного принципа. Во-первых, каждая из сторон должна иметь возможность выразить самостоятельную позицию при заключении коллективных договоров и соглашений. То есть сторона коллективного договора или соглашения должна самостоятельно принимать решение о заключении договора о труде данного вида. Самостоятельность позиции может быть подтверждена документом об одобрении проекта коллективного договора и соглашения полномочным органом или лицом, выступающим от имени стороны указанных договоров. Во-вторых, равноправие сторон предполагает сделать вывод о наличии зависимости одной стороны коллективного договора или соглашений от другой. Наличие такой зависимости позволяет сделать вывод об отсутствии равноправия при заключении коллективного договора, что позволяет требовать признания договора о труде недействующим или недействительным. Вторым принципов в ст. 24 ТК РФ названы уважение и учет интересов сторон коллективного договора или соглашения. Данный принцип в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» отсутствует.[23c327]

Введение рассматриваемого принципа в законодательством имеет  значение для возбуждения административных и гражданских дел о необоснованности отказа представителей работодателя от заключения коллективного договора или соглашения. Как отмечает В.И. Миронов, «праву сопутствует обязанность по его реализации. Однако обязанность по заключению коллективных договоров в действующем законодательстве отсутствует. Возведение в правовой институт принцип уважения и учета интересов сторон коллективного договора позволяет использовать его в административном и гражданском судопроизводстве при решении вопроса об обоснованности или необоснованности отказа представителей работодателя от заключения договора о труде. Наличие данного принципа в содержании законодательства не позволяет суду отказать в рассмотрении по существу требований представителей работников о заключении коллективного договора или соглашения на предлагаемых условиях ввиду необоснованности отказа работодателя от такого заключения». Следовательно, можно сделать вывод о том, что при рассмотрении подобных дел судебные органы должны применять данный принцип, который позволяет дать оценку не праву и корреспондирующей ему обязанности, а учету интересов работников при отказе от заключения представителями работодателя договора о труде. Далее, в ст. 24 ТК РФ назван принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях. Этот принцип также отсутствует в содержании Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Данный принцип также может быть применен при рассмотрении заявления о необоснованности отказа от заключения коллективного договора или соглашения.[7c56] Ведь отказываясь от заключения договора о труде, сторона коллективного договора или соглашения допускает нарушение данного принципа, который не позволяет необоснованно отказываться от участия в договорных отношениях. Со ссылкой не рассматриваемый принцип возможно возбуждать гражданской дела или административное преследование за незаконный отказ от заключения коллективного договора, так как в этом случае нарушается интерес стороны на участие в договорных отношениях со стороной, отказывающейся от заключения договора о труде. Дальше, в ст. 24 ТК РФ назван принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Такого принципа также нет в содержании Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Содействие государств в укреплении и развитии социального партнерства в виде участия работников и работодателей в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров может быть осуществлено по защите интересов сторон договоров о труде на договорное регулирование условие труда. Реализация данного принципа предполагает возникновение обязанности у судебных органов рассматривать заявления о необоснованном отказе от участия в коллективных переговорах и заключении коллективных договоров и соглашений. Следующим принципом в ст. 24 ТК РФ названо соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов. В ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» этот принцип поставлен на первое место и его содержание сформулировано как соблюдение норма законодательства. Заключение договора о труде лицами, не имеющими соответствующих полномочий, влечет недействительность договора в целом. Поэтому нарушение данного принципа влияет на судьбу коллективного договора. Однако полномочные органы или лица могут подтвердить действие договора о труде и принятые на основании его условий решения. В этом случае принцип полномочности представителей сторон соблюдается, и договор о труде будет действовать. Следующим в ст. 24 ТК РФ назван принцип свободы выбора при обсуждении вопросов о заключении коллективных договоров. Аналогичный по содержанию принцип имеется и в ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Применение данного принципа прямо связано с самостоятельностью позиции участников коллективных переговоров при определении вопросов, решаемых при заключении коллективных договоров.[7c48] Оказание давления на стороны коллективного договора может стать одним из оснований для признания отдельных условий, принятых под давление при отсутствии самостоятельной позиции хотя бы у одной из его сторон, недействующими. Дальше, в ст. 24 ТК РФ назван принцип добровольности принятия сторонами обязательств по коллективному договору. Данный принцип позволяет оспорить условия, принятые стороной при оказании на ее представителей незаконного давления. Незаконным следует признавать любые способы давления представителей работодателей на работников, которые не предусмотрены действующим законодательством. Применение способов давления, не предусмотренных законодательством, по отношению к работникам означает ограничение их прав. В силу требований ст. 55 Конституции РФ такое ограничение может быть проведено исключительно федеральным законом. Тогда, как работники и их представители могут использовать любые не запрещенные законодательством способы воздействия на представителей работодателя с целью защиты интересов работников. К их числу могут быть отмечены митинги, собрания, демонстрации и иные действия, не запрещенные законом. Ссылки работодателя на недобровольность признания обязательств по договору о труде не могут быть признаны основанием для освобождения от их исполнения при использовании представителями работников законных способов воздействия на представителей работодателя. Например, коллективный договор может быть заключен в период проведения забастовки. В этом случае ссылка представителей работодателя не недобровольность принятия обязательств не могут стать законным основанием для освобождения работодателя от принятых на себя обязательств. Право на забастовку гарантируется в ч. 4 ст. 37 Конституции РФ. Поэтому забастовка является законным способом защиты интересов работников. В силу чего действия работников не противоречат законодательству.[12c98]Тогда как ссылки работодателя не добровольность принятия обязательств в связи с проведением забастовки не соответствуют законодательству, так как противоречат конституционному праву работников на защиту своих интересов путем проведения забастовки. Следующим в ст. 24 ТК РФ назван принцип реальности принимаемых по коллективному договору или соглашению обязательств. Принятие нереальных обязательств вступает в противоречие с данным принципов. Поэтому обязательства, которые признаны нереальными полномочными государственными органами, в частности судом, не должны исполняться. При возникновении спора о нереальности принятых по договору о труде обязательств, сторона, возбудившая спор, обязана доказать нереальность принятых на себя обязательств на момент заключения коллективного договора или соглашения. Отсутствие таких доказательств является основанием дл отказа в удовлетворении требований о нереальности принятых по договору о труде обязательств. Аналогичный принцип закреплен в ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях». Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время коллективно-договорные отношения регулируются Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и Трудовым кодексом РФ. Регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений между работниками и работодателями на подзаконном уровне реализуется посредством заключения, изменения и дополнения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. Однако социально-трудовые отношения в масштабах конкретной организации регламентируются лишь коллективным договором. Этим же коллективный договор и связанные с ним процедуры отличаются от иных локальных нормативных актов и порядка их заключения, изменения и прекращения которые также должны соответствовать принципам разработки и заключения коллективных договоров. Учитывая, что трудовой договор действует в отношении узкого круга лиц, а соглашение затрагивает лишь общие вопросы социально-трудовых отношений, коллективный договор является наиболее оптимальным документом для регулирования отношений социального характера между работником и работодателем на локальном уровне.

Информация о работе Коллективный договор