Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:51, курсовая работа
Актуальность. В начале ХХ в. коллективно-договорная система нашла официальное отражение в законодательстве ряда промышленно развитых стран. Впервые коллективные договоры были предусмотрены в Гражданском кодексе Дании 1907 г., затем подобные нормы появились в Швейцарском кодексе обязанностей 1911 г. Вскоре в европейских странах были приняты специальные законодательные акты о коллективных договорах: в 1915 г. – в Норвегии, в 1918 г. – в Германии, в 1919 г. – во Франции.
Введение 3
Глава 1. Становление коллективно-договорного регулирования 6
Развитие коллективно-договорного регулирования
трудовых отношений 6
1.2 Принципы заключения и разработки коллективных договоров 9
Глава 2. Сущность Коллективного договора 14
2.1 Понятие и содержание коллективного договора 14
2.2 Порядок заключения коллективного договора,
контроль за выполнением 24
Глава 3. Коллективный договор как акт социального партнерства 28
3.1 Сфера действия коллективного договора 28
3.2 Проблемы коллективно-договорного регулирования в современном законодательстве Российской Федерац 34
Заключение 40
Список литературы 42
Список литературы 42
Актуальность. В начале ХХ в. коллективно-договорная система нашла официальное отражение в законодательстве ряда промышленно развитых стран. Впервые коллективные договоры были предусмотрены в Гражданском кодексе Дании 1907 г., затем подобные нормы появились в Швейцарском кодексе обязанностей 1911 г. Вскоре в европейских странах были приняты специальные законодательные акты о коллективных договорах: в 1915 г. – в Норвегии, в 1918 г. – в Германии, в 1919 г. – во Франции. Существенное развитие система коллективных договоров получил в Законе национальных трудовых отношений США в 1915 г. Вопросы договорного, в том числе коллективно-договорного регулирования трудовых и иных тесно связанных с ними отношений волновали работодателей и самих работников, а также государства на протяжении многих десятилетий. Развитие промышленного производства, желание работодателей получить максимальную прибыль от деятельности своих предприятий, безусловно, вело к жесткой эксплуатации рабочих.
В законодательстве Союза
СССР и РСФСР как одной из союзных
республик уже в начале 20-х
годов прошлого века имелись нормы,
определяющие порядок заключения коллективного
договора, сферы его действия, его
содержание, контроль выполнения и
т.д. В период нэпа и до Великой
Отечественной войны на предприятиях
повсеместно заключались
Стала повышаться роль трудовых коллективов. В июне 1983 г. Был принят Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», в котором были закреплены полномочия по заключению коллективного договора. Это привело к необходимости дальнейшего совершенствования законодательства о коллективных договорах.
В условиях перехода к рыночной экономике, всемерного развития договорного регулирования важной целью трудового законодательства является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Это проявляется в том, что государство устанавливает гарантии как для всех работников (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда, продолжительности отпуска и др.), так и отдельно для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (регулирование труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников моложе 18 лет, инвалидов), определяет процедуру согласия между участниками трудовых отношений, а также порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Конституционной основой
социального партнерства в
Проблемам сущности и содержания
коллективного договора, а также
совершенствованию этого
В настоящее время интерес ученых к теме коллективных договоров увеличивается, и практически во всех учебных пособиях данной теме посвящаются отдельные разделы (А.М. Лушников, М.В. Лушникова, В.И. Миронов, и другие), также много издается отдельных публикаций по данной теме (Нуртдинова А.Ф., Павлова М.А., Попова О.В. и другие). В научных работах были затронуты многие проблемные вопросы коллективно-договорных отношений. Однако тема настолько многогранна, что ее исследование нельзя считать исчерпанным. Объектом исследования является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся института коллективного договора. Предметом исследования выступают: нормы Российского трудового законодательства, практика их применения. Цель исследования заключается в изучении роли коллективного договора как акта социального партнерства в сфере труда.
Достижение указанных целей предполагает постановку и решение следующих задач:
– исследовать развитие
коллективно-договорного
–рассмотреть основные источники
правового регулирования
– показать сущность и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений;
–дать общую характеристику правового положения сторон коллективного трудового договора.
В качестве нормативной основы
выпускной квалификационной работы
послужили соответствующие
Первые случаи заключения коллективных договоров встречаются еще в конце 14 века, – в этот период времени встречаются единичные случаи заключения тарифных (коллективных) договоров между мастерами и подмастерьями, которые регулировали условия труда. Подобные договоры были заключены ткачами в Шпейере в 1351 г. И в 1362 гг. Во Франции единичные тарифные договоры появились только в период Великой Французской революции. В России первые коллективные договоры были заключены после крупной Бакинской забастовки в декабре 1904 г. между хозяевами и работниками каспийских нефтяных приисков. Принятые в России того времени Устав о промышленности (1893 г.), а затем Устав о промышленном труде (1913 г.) содержали нормы о промышленном или рабочем договоре, но эти акты имели весьма ограниченную сферу действия и регулировали лишь немногие условия труда наемных работников. Естественно, в них отсутствовали права наемных работников на объединение в профессиональные союзы, на заключение коллективных договоров, на участие в управлении делами предприятия.[14c56] Поэтому имевшие место ранее заключенные отдельные коллективные договоры и соглашения не переходили из области фактов в область правового регулирования. Их заключение, контроль за выполнением и ответственность за нарушение достигнутых договоренностей не обеспечивались защитой правовых норм.[9c56] Существенные изменения в сфере коллективно-договорного регулирования условий труда произошли вскоре после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда молодое Российское государство приняло ряд важных декретов в сфере организации и регулирования условий труда, многие из которых были направлены на реализацию требований работников, выдвигавшихся ими в ходе забастовочного движения в предреволюционный период. Это – декреты о восьмичасовом рабочем дне, об отпусках, о вознаграждении за труд некоторым категориям работников, о социальном страховании, Положение о рабочем контроле, постановление НКТ от 31 июня 1918 г. «Об отделах труда», «О наказе Инспекции труда» и некоторые другие. До начала 90-х годов двадцатого века коллективными соглашениями часто назывались документы, которые принимались в учреждениях, не имевших по законодательству СССР права на заключение коллективных договоров. В 1991 г. Началась трансформация страны, повлекшая за собой и реформирование системы социального партнерства. 26 октября 1991 г. был принят Указ Президента РСФСР «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике» от 26 октября 1991 г., разрешившим заключение коллективных договоров на всех предприятиях, в учреждениях, организациях. А менее чем через месяц и опять же благодаря Указу Президента РСФСР №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. в практику вводится заключение генеральских и отраслевых и отраслевых соглашений. Закон РСФСР №2490–1 «О коллективных договорах и соглашения» от 11 марта 1992 года зафиксировал нормативное определение понятия «соглашение» как акта, регулирующего социально-трудовые и связанные с ними отношения с работниками одного круга профессий либо работниками определенной отросли народного хозяйства и управлением. Исходя из соответствующих правил, с 1992 года в России начался процесс заключения соглашений, которые можно называть все-таки «коллективно-трудовым соглашением».[17c348]В дальнейшем развитие нормативной базы о коллективных соглашениях в России происходит по двум основным направлениям:
а) 20 октября 1995 года Государственной Думой вносятся существенные перемены в основополагающий (для данной проблематики) кодифицированный акт – Закон Российской федерации от 11 марта 1992 года №2490–1 «О коллективных договорах и соглашениях»
б) во второй половине 90-х годов начинается становление законодательства субъектов Российской федерации по вопросам социального партнерства, затрагивающим и коллективные соглашения.
Термин «социальное
В ст. 24 ТК РФ перечислены принципы социального партнерства, которые применимы к заключению коллективных договоров и соглашений, как одной из главных частей данного понятия. В ст. 4 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» названы основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений. Перечисленные в этих актах принципы дополняют друг друга. Данные принципы должны быть соблюдены при заключении коллективных договоров и соглашений. Несоблюдение перечисленных в названных статьях принципов может стать основанием для признания коллективного договора или соглашения, принятого с нарушением этих принципов в порядке, определенном в ст. 4 ТК РФ. Первым принципом в названной статье указано равноправие сторон. В Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» этот принцип находится на третьем месте. Принцип равноправия сторон позволяет выделить две правовых составляющих данного принципа. Во-первых, каждая из сторон должна иметь возможность выразить самостоятельную позицию при заключении коллективных договоров и соглашений. То есть сторона коллективного договора или соглашения должна самостоятельно принимать решение о заключении договора о труде данного вида. Самостоятельность позиции может быть подтверждена документом об одобрении проекта коллективного договора и соглашения полномочным органом или лицом, выступающим от имени стороны указанных договоров. Во-вторых, равноправие сторон предполагает сделать вывод о наличии зависимости одной стороны коллективного договора или соглашений от другой. Наличие такой зависимости позволяет сделать вывод об отсутствии равноправия при заключении коллективного договора, что позволяет требовать признания договора о труде недействующим или недействительным. Вторым принципов в ст. 24 ТК РФ названы уважение и учет интересов сторон коллективного договора или соглашения. Данный принцип в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» отсутствует.[23c327]
Введение рассматриваемого
принципа в законодательством имеет
значение для возбуждения