Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 08:42, контрольная работа
Целью настоящего доклада является анализ правового регулирования режима коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие информации;
дать характеристику коммерческой тайны как объекта гражданского оборота, рассмотреть основные понятия и признаки, а так же рассмотреть основы защиты коммерческой тайны;
дать характеристику правовой охраны коммерческой тайны;
Введение
Глава 1 Информация и становление режима коммерческой тайны
Понятие информации
Становление режима коммерческой тайны в РФ
Глава 2 Правовой режим коммерческой тайны
2.1 Понятие коммерческой тайны и ее признаки
2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Глава 3 Защита коммерческой тайны
3.1 Режим и защита коммерческой тайны
3.2 Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Заключение
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
Доклад
по дисциплине «Гражданское право»
тема: «Коммерческая тайна в российском гражданском праве».
Студент: Д.А. Никитенко
3 курс, ИМЭК, группа зб-4721
г. Ханты-Мансийск
2014 г.
Содержание
Введение
Глава 1 Информация и становление режима
коммерческой тайны
Глава 2 Правовой режим коммерческой тайны
2.1 Понятие коммерческой тайны и ее признаки
2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Глава 3 Защита коммерческой тайны
3.1 Режим и защита коммерческой тайны
3.2 Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Заключение
Введение
Переход к рыночной экономике, осуществляемый в России, обусловил появление в российском законодательстве целого ряда новых понятий, которые считаются ее неотъемлемыми атрибутами. Одним из них является понятие служебной и коммерческой тайны.
Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях и через данные факторы в определенной степени оказывает влияние на блок социальных отношений в целом.
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день практически каждый субъект предпринимательской деятельности формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, не всегда четко понимая, что же стоит за этим определением. Кроме того, законодатель в качестве сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, перечислил лишь ту информацию, засекречивание которой может нанести ущерб правам и законным интересам граждан и государства, и практически совсем не разъяснил, какая информация может являться коммерческой тайной. При этом анализ законодательства показывает, что абсолютно идентичные признаки характеризуют два разных объекта – коммерческую тайну и секреты производства, что также не может не вызвать справедливых вопросов о разграничении этих двух понятий.
Указанная тема является актуальной также потому, что, несмотря на принятие соответствующего Федерального закона, включение коммерческой тайны в гражданский оборот регулирует достаточно малое количество правовых норм, что влечет за собой необходимость теоретического анализа данной проблемы.
Следует отметить также тот факт, что, исходя из норм действующего российского законодательства, достаточно сложно разграничить такие понятия, как «коммерческая тайна» и «ноу-хау».
Целью настоящего доклада является анализ правового регулирования режима коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1 Основные
понятия
Понятие информации стало разрабатываться в первую очередь представителями наук естественнонаучного цикла. Ими выдвигались различные концепции природы информации: вероятностная концепция (Р. Фишер), логарифмическая мера количества информации (Р. Хартли), количество информации как мера уменьшения неопределенности (Н. Винер – К. Шеннон).
До семидесятых годов XX в. вместо термина «информация» отечественная наука использовала такие понятия, как «данные», «факт», «материалы», «сведения», «сообщения». На сегодняшний день сходной позиции (определения информации через категорию «сведения») придерживается и отечественный законодатель (например, «информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»; утратившая силу с 1 января 2008 года статья 139 ГК РФ понятие информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, также раскрывала через категорию сведений).
В целом же, понятие «информация» достаточно часто встречается в отечественном законодательстве. Об информации упоминается в Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Причем «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Таким образом, информация в широком смысле занимает особое место в системе конституционных прав человека и гражданина, так как может быть отнесена и к личным правам (например, неприкосновенность частной жизни), и к социально-экономическим (право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды), и к политическим (свобода массовой информации).
Основываясь исключительно на положениях Конституции Российской Федерации можно говорить о признании законодателем безусловной важности такого объекта правового регулирования, как информация.
До 18 декабря 2006 года (т.е. до принятия Федерального закона «О введении в действие части четвертной Гражданского Кодекса Российской Федерации») в статье 128 ГК РФ информация указывалась среди объектов гражданских прав (дефиниции информации, однако, в ГК РФ как не содержалось, так и не содержится). Тем не менее, ее исключение из этого перечня не может свидетельствовать о том, что регулирование гражданских правоотношений, касающихся информации как объекта, законодателя больше не интересует, и таковой объект перестал существовать. Нельзя также согласиться с тем, что из статьи 128 ГК РФ можно сделать вывод о распространении на информацию режима интеллектуальной собственности (на сегодняшний день это справедливо только по отношению к одному виду информации – секрету производства «ноу-хау»). Основываясь на факте отсутствия информации в перечне объектов гражданских прав и на аналогии права, можно предположить, что законодатель уравнивает юридическое положение информации с положением нематериальных благ. Об этом косвенно свидетельствует и тот факт, что перечень нематериальных благ, утвержденный законодателем в части 1 статьи 150 ГК РФ, остается открытым: «жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона…».
Среди законодательства, регулирующего общие вопросы, связанные с информацией, выделяется Закон об информации. В нем как раз и содержится определение информации, приведенное выше. Закон об информации регулирует следующие отношения, возникающие при:
Однако регулирование в области информационных отношений не исчерпывается исключительно вышеуказанным законом. Существует огромное количество как законов, так и подзаконных актов, регулирующих вопросы, связанные с информацией. Основываясь на этом, некоторые авторы (например, Бачило И.Л.) пишут о существовании отдельной самостоятельной отрасли права – информационного права.
Таким образом, на основании указанных признаков, можно говорить о том, что информация — это определенные сведения или знания о чем-либо, которые в определенной форме могут быть переданы любому числу субъектов и при этом сохраняются у передающего лица.
1.2 Становление режима
Переход к рыночной экономике, осуществляемый в России, обусловил появление в российском законодательстве целого ряда новых понятий, которые считаются ее неотъемлемыми атрибутами. Одним из них является понятие служебной и коммерческой тайны, которое прежнему советскому гражданскому законодательству было неизвестно. В этой связи оно относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Весьма невелик и опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны в хозяйственной деятельности. Вместе с тем, коммерческая ценность информации всегда признавалась обществом и государством – еще в Древнем Риме законом предусматривался двойной штраф за принуждение рабов раскрывать секреты своих хозяев.
Однозначно назвать дату появления в человеческом обществе понятия коммерческой тайны в данное время уже не представляется возможным. При этом нельзя отрицать, что еще в древности «великие мастера своего дела», а также торговые люди надежно хранили секреты своей профессии, так надежно, что даже для нашего поколения некоторые технологии прошлого еще остаются тайной. Еще в 1910 году русский юрист Розенбер В.В. рассмотрел существующие в то время теорию и практику защиты коммерческой тайны. По его мнению, сохранение коммерческой тайны представляло собой одно из средств защиты от недобросовестной конкуренции как меру охранительную меру, в отличие от восстановительных мер – уголовного наказания и гражданского иска об убытках.
Можно отметить, что в дореволюционной России Уголовное уложение 1903 года включало в себя целую главу, посвященную ответственности за разглашение различного рода тайн: главу XXIX "Об оглашении тайн". Эта глава включала в себя 6 статей, предметом трёх из которых были тайна фабричная, тайна коммерческая и тайна кредитная. Правда в действие эта глава так и не была введена.
С установлением советской власти институт коммерческой тайны исчез из отечественного законодательства, поскольку экономика стала плановой, все предприятия – государственной собственностью, а в этом случае любая конфиденциальная информация, связанная с производством, охранялась исключительно в режиме государственной тайны.
Термин «коммерческая тайна» вновь появлялся в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 года №443-1, Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года №445-1, Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года №948-1.
В Российской Федерации с 1997 года предпринимались попытки принять федеральный закон о коммерческой тайне. Так, Президент РФ своим Письмом от 23 февраля 1999 года №Пр-244 отклонил представленный законопроект, отметив, что вопросы, связанные с защитой информации, имеющей ограниченный доступ, в том числе коммерческой тайны, в достаточной степени урегулированы Гражданским кодексом РФ и другими законодательными актами, включение в Федеральный закон положений, связанных с осуществлением всего комплекса прав в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, является излишним, а также представляется неправомерным и не соответствующем законодательству РФ разделение всей информации, составляющей коммерческую тайну, на собственно такую информацию и «ноу-хау» с установлением в отношении последнего специального правового режима. В настоящее время наконец принят Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года М298-Ф3 и введена в действие четвертая часть гражданского кодекса от 18.12.2006 N 230-ФЗ, где появилась глава 75 (Право на секрет производства).
Глава 2 Правовой режим коммерческой тайны
2.1 Понятие коммерческой тайны
и ее признаки
На сегодняшний день нельзя не отменить тенденцию к все более частому включению коммерческой тайны в гражданский оборот. Это вызвано особой спецификой информации, составляющей коммерческую тайну. При условии знания данной информации конкурентоспособность юридического лица на рынке значительно повышается. Основываясь на этом факте можно сделать вывод о том, что включение коммерческой тайны в гражданский оборот представляет интерес как для третьих лиц, с которыми обладатель коммерческой тайны может заключить договор о передаче права на ее использование, так и для самого обладателя, так как это позволяет ему получить дополнительную прибыль.
В соответствии с Законом о коммерческой тайне коммерческая тайна определяется как режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Данная редакция Закона позволила законодателю уйти от противоречия, основанного на статье 139 ГК РФ, действовавшей до 1 января 2010 года, в которой коммерческая тайна определялась как информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании, и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности. В тоже время существует отдельное определение информации, составляющей коммерческую тайну: «сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».
Информация о работе Коммерческая тайна в российском гражданском праве