Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 08:42, контрольная работа
Целью настоящего доклада является анализ правового регулирования режима коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
определить понятие информации;
дать характеристику коммерческой тайны как объекта гражданского оборота, рассмотреть основные понятия и признаки, а так же рассмотреть основы защиты коммерческой тайны;
дать характеристику правовой охраны коммерческой тайны;
Введение
Глава 1 Информация и становление режима коммерческой тайны
Понятие информации
Становление режима коммерческой тайны в РФ
Глава 2 Правовой режим коммерческой тайны
2.1 Понятие коммерческой тайны и ее признаки
2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
Глава 3 Защита коммерческой тайны
3.1 Режим и защита коммерческой тайны
3.2 Ответственность за разглашение коммерческой тайны
Заключение
В данном докладе понятие «коммерческая тайна» будет рассматриваться с точки зрения определения информации, составляющей коммерческую тайну. Дополнительным основанием к данному выводу является и то, что сам законодатель фактически использует эти понятия как синонимы.
Более того, в новой редакции Закона о коммерческой тайне информация, составляющая коммерческую тайну, приравнивается к секрету производства. Однако права на секреты производства регулируются институтом интеллектуальной собственности и, в частности, положениями главы 75 ГК РФ, что опять же, в свою очередь, не способствует единому пониманию коммерческой тайны и, как следствие, информации в целом в теории права. Складывается абсурдная ситуация, когда в отношении одного и того же объекта (секрет производства) фактически в соответствии с законодательством возможно введение двух разных по своей природе правовых режимов: режим права интеллектуальной собственности и режим коммерческой тайны.
В теории гражданского права отсутствует единая позиция о природе коммерческой тайны. В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения коммерческую тайну можно определить как правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу информации, представляющей реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Особенностью института коммерческой тайны является то, что фактически его нормы регулируют не отношения, связанные с нормальным функционированием коммерческой тайны в гражданском обороте, а отношения, связанные с восстановлением нарушенных прав – возмещением вреда, причиненного незаконным разглашением коммерческой тайны.
Также следует заметить, что не может относиться к коммерческой тайне информация, уже защищенная согласно нормам авторского или патентного права, поскольку она подлежит опубликованию. Из этого же можно выделить специфической чертой коммерческой тайны неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны.
Среди специфических признаков коммерческой тайны выделяются:
Действительная коммерческая ценность информации – обладатель составляющей коммерческую тайну информации получает определенный доход от ее применения, какие-либо выгоды, преимущества в связи с тем, что данная информация неизвестна другим лицам. Можно выделить два способа такого использования: введение в гражданский оборот и отчуждение в качестве товара права на коммерческую тайну и непосредственное использование коммерческой тайны в собственной хозяйственной деятельности ее обладателя. В первом случае коммерческая ценность принимает форму меновой ценности коммерческой тайны (права на нее), во втором – либо форму рыночной стоимости, либо стоимости имущества при существующем использовании. Свойство действительной имущественной коммерческой ценности присуще, прежде всего, научно-технической и некоторой другой информации, практически используемой в процессе производства товаров.
Конфиденциальная коммерческая информация должна признаваться обладающей неимущественной коммерческой действительной ценностью, когда она может быть использована при принятии решений, формировании выводов, подготовке и совершении сделок и иных операций и обеспечивать конкурентное преимущество в виде обеспечения стабильного функционирования субъекта на рынке, ограничения или пресечения вмешательства в дела со стороны конкурентов, сохранения и расширения клиентской базы, укрепления деловой репутации.
Свойством неимущественной коммерческой ценности (действительной или потенциальной) обладает, прежде всего, сугубо деловая (торговая, финансово-имущественная) информация.
Потенциальная коммерческая ценность – применение информации в данный момент не приносит ее владельцу доход, не представляет никаких преимуществ перед другими лицами, не обладающими данной информацией, не приносит никаких выгод, но в будущем при появлении тех или иных условий или при возникновении определенных обстоятельств указанные последствия могут наступить.
Общая особенность специальных признаков коммерческой тайны – сочетание в них как субъективного, так и объективного начала.
Субъективное начало – лицо, которое устанавливает режим коммерческой тайны на принадлежащую ему информацию, самостоятельно и на свой страх и риск решает вопрос о соответствии информации названным признакам, принимая за основу оценки собственные представления о степени ее известности, доступности и ценности. Поскольку установление режима коммерческой тайны отнесено на усмотрение самого управомоченного лица, оно обязано осуществить данное право разумно и добросовестно. На обладателе коммерческой тайны лежит бремя доказывания специальных признаков и риск несоответствия информации таким признакам. В случае возникновения у уполномоченных государственных органов или иных лиц сомнений в правомерности установления или сохранения режима коммерческой тайны на информацию, в виду ее несоответствия специальным признакам коммерческой тайны, либо частное лицо считает, что принятие мер по охране конфиденциальности информации нарушает его субъективные права на поиск, получение, использование и распространение информации, заинтересованные лица вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
Бремя доказывания незаконности установления (сохранения) правового режима коммерческой тайны на информацию должно возлагаться в таком случае на истцов. Однако следует обратить внимание на то, что субъективный критерий при оценке соответствия коммерческой тайны специальным признакам не применяется, если оценки соответствия информации требуют третьи лица, заинтересованные в использовании такой информации.
В зависимости от характера и сферы применения информации, составляющей коммерческую тайну, выделяют несколько видов информации:
В самом же Законе о коммерческой тайне предлагается выделять научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, основываясь на критерии сущности информации, составляющей коммерческую тайну.
Информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
2.2 Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну
В Законе о коммерческой тайне закрепляется перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1) содержащиеся в учредительных
документах юридического лица, документах,
подтверждающих факт внесения
записей о юридических лицах
и об индивидуальных
2) содержащиеся в документах,
дающих право на осуществление
предпринимательской
3) о составе имущества
государственного или
4) о загрязнении окружающей
среды, состоянии противопожарной
безопасности, санитарно-эпидемиологической
и радиационной обстановке, безопасности
пищевых продуктов и других
факторах, оказывающих негативное
воздействие на обеспечение
5) о численности, о составе
работников, о системе оплаты
труда, об условиях труда, в том
числе об охране труда, о показателях
производственного травматизма
и профессиональной
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре
доходов некоммерческих
10) о перечне лиц, имеющих
право действовать без
11) обязательность раскрытия
которых или недопустимость
Глава 3 Защита коммерческой
тайны
3.1 Режим и защита коммерческой тайны
На каждом предприятии перечень сведений, не подлежащих разглашению индивидуален. Их состав определяется руководителем. Существуют сведения, которые не могут быть закрытыми. Их перечень содержится в Постановлении правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35, а также в ст.5 98-ФЗ. Так, нельзя скрывать учредительные документы, данные лицензий и т.д. При этом любая другая информация, исходя из интересов конкретной организации может быть отнесена к коммерческой тайне. Это могут быть сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства, планы закупок, продаж, партнеры и т.д.
Закон о коммерческой тайне четко прописывает процедуру превращения общедоступной информации в коммерческую тайну, а также меры по охране конфиденциальности информации (ст.10 Закона № 98-ФЗ):
- необходимо определить
перечень информации, которую надо
засекретить и отразить на
бумаге. Данный перечень принимается
как отдельный документ, а может
быть составной частью другого
документа (Положения, Стандарта), его
утверждение и введение в
1) производится ограничение
доступа к материалам, составляющим
коммерческую тайну путем
Во-первых, поскольку допущенными к информации являются сотрудники компании, их должностные обязанности должны быть отражены в должностной инструкции, с которой они ознакомились под роспись в момент приема. Такого рода ответственность заключается в обязанности контролировать копирование носителей информации ( например, ведется специальный журнал регистрации, где указывается регистрационный номер копии, дата копирования и подпись с расшифровкой сотрудника, изготовившего копию. Те же данные проставляются и на копии);
Во-вторых, ответственные работники следят за исполнением порядка уничтожения копий с составлением описи уничтоженных документов;
Информация о работе Коммерческая тайна в российском гражданском праве