Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:42, курсовая работа
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Введение
1 Понятие и правовая природа коммерческой тайны
2 Способы обеспечения коммерческой тайны
2.1 Общие положения
2.2 Способы защиты от разглашения коммерческой тайны
2.3 Способы защиты от незаконного получения коммерческой тайны
2.4 Способы защиты от незаконного использования
коммерческой тайны
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение |
4 |
1 Понятие и правовая природа коммерческой тайны |
7 |
2 Способы обеспечения коммерческой тайны |
15 |
2.1 Общие положения |
15 |
2.2 Способы защиты от разглашения коммерческой тайны |
19 |
2.3 Способы защиты от
незаконного получения |
26 |
2.4 Способы защиты от незаконного использования коммерческой тайны |
29 |
Заключение |
32 |
Список использованных источников |
35 |
Правовой институт коммерческой тайны является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. В современных условиях информационного общества информация приобретает значение важнейшего ресурса, без которого немыслимо нормальное функционирование общества и государства в целом, что и обуславливает актуальность темы исследования. Более того, с развитием и совершенствованием информационных технологий, информация приобретает характер одного из важнейших видов товара на рынке [33, с.8].
В данной работе показывается,
что характеристика механизмов правового
регулирования обращения
Актуальность исследования обосновывается тем, что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет не только серьезное правовое, но и большое экономическое значение, превращаясь, по существу, в общегосударственную проблему развития высокотехнологичной цивилизованной экономики России.
Целью настоящего исследования являлась разработка научно обоснованных положений, выводов и рекомендаций, направленных на изучение механизма правового регулирования коммерческой тайны, принципов и методов организационного, правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации, обращаемой в частных коммерческих организациях.
При написании курсовой работы перед
автором ставились следующие за
- определить сущность и формы проявления коммерческой тайны в различных сферах гражданского оборота при производстве и реализации товаров (работ, услуг), связанных с эволюцией законодательного регулирования коммерческой тайны в России;
- составить анализ применения правовых средств в сфере обращения коммерческой тайны, связанных с использованием информации и охраной ее конфиденциальности;
Объектом курсового исследования являлся процесс становления и развития правового института коммерческой тайны, его роль и место в обеспечении охраны конфиденциальности информации в системе гражданского права России.
В качестве предмета исследования выступали закономерности, определяющие основы теории, методологии, методики и технологии формирования и реализации механизмов правового регулирования коммерчески значимой информации и охраны ее конфиденциальности в торговом обороте.
Легальное определение коммерческой тайны даёт статья 139 ГК РФ: коммерческая тайна – это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры по охране её конфиденциальности. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что аналогичным образом коммерческая тайна определяется и по законодательству других стран. Так, Единообразный Закон США о Торговых Секретах определяет торговый секрет как "информацию, включая формулу, образец, компиляцию данных, программу, механизм, метод, технологию или процесс, которая:
а) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу её неизвестности либо невозможности её легкого получения законными средствами лицами, которые могут получить выгоду от её раскрытия или использования;
б) и обладатель которой предпринимает меры по охране её конфиденциальности, являющиеся разумными при данных обстоятельствах.
Как видим, определение коммерческой тайны, содержащееся в Гражданском кодексе, по основным своим параметрам соответствует зарубежным аналогам.
В 2004 году был принят Федеральный Закон №68-ФЗ «О коммерческой тайне» [5, с.30] (далее - Закон). Следует сразу оговориться, что принципиальных изменений закон не внес ни в теорию, ни в правоприменительную практику. Первоначально перед законодателем стояла задача не столько изобретения новых правовых конструкций, сколько систематизация уже существующих. Однако, теоретические споры о правовой природе института коммерческой тайны так и не были разрешены, во многом дискуссии даже усилились, определенная неразбериха проявилась и на практике.
До принятия Закона нормы о коммерческой тайне содержались в самых разнообразных актах. Главенствующую роль в системе правовых источников о коммерческой тайне играл Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий как общую норму о служебной и коммерческой тайне (статья 139), так и специальные нормы, касающиеся частных вопросов коммерческой тайны применительно к отдельным видам договоров: договора подряда (статья 727), договора на выполнение научно-исследовательских о и опытно-конструкторских работ (статья 771), договора коммерческой концессии (франчайзинга) (статья 1032) и т.д. Не последнее место в системе источников занимали и иные федеральные законы, среди которых Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Законы о хозяйственных обществах и др. Действовали также подзаконные нормативные правовые акты: Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» и иные. Закон в некоторой степени упорядочил такую громоздкую систему правовых источников. Статья 2 Закона устанавливает, что отношения по поводу коммерческой тайны могут регулироваться только Законом, Гражданским кодексом и иными федеральными законами. Таким образом, во-первых, только законы, нормативные правовые акты высшей юридической силы, могут содержать нормы о коммерческой тайне, а во-вторых, законы должны быть приняты на федеральном уровне. Такая норма вполне соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданское законодательство отнесено к исключительному предмету ведения федеральных органов государственной власти. Следовательно, формально не отмененные Постановление Правительства, Указ Президента, иные подзаконные акты фактически не подлежат применению, поскольку это противоречило бы Закону.
Закон четко отграничил законодательство о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне. В Законе содержится прямое указание, что его нормы не применимы к отношениям, урегулированным Законом о государственной тайне. Такое положение также вполне соответствует тенденциям в законодательстве (например, КоАП и УК содержат разные статьи или их части, посвященные государственной тайне и коммерческой или служебной тайне). Очевидна и разная отраслевая принадлежность норм: коммерческая тайна - гражданско-правовой институт, государственная тайна - институт административного права.
Теперь о некоторых новеллах Закона. Представляется, что наиболее значительным нововведением закона стало само определение коммерческой тайны. Гражданский кодекс фактически не содержит такового, он лишь указывает на то, какая информация составляет коммерческую тайну. Закон попытался восполнить этот пробел, однако насколько удачной оказалась эта попытка - вопрос спорный. В доктрине споры не утихают до сих пор.
Закон о коммерческой тайне под коммерческой тайной понимает конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Немного по-другому трактует коммерческую тайну Гражданский кодекс. Статья 139 ГК предусматривает, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации предпринимает меры к охране ее конфиденциальности. Различия в легальных определениях породили дискуссию в доктрине. Ряд исследователей, например В.В. Погуляев, считают более правильным определение, которое предусмотрено в Законе о коммерческой тайне. «Коммерческая тайна (…) представляет собой не разновидность информации, - пишет В.В. Погуляев, - а определенное ее состояние - конфиденциальность» [25, с.19]. Однако, если обратится к общеупотребительному определению понятия «тайна», то точка зрения Погуляева окажется не совсем корректной. В соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова, тайна - это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет [24, с.238]. Исходя из этой дефиниции, следует признать более удачным определение Э.П. Гаврилова. Несмотря на то, что Закон разделяет понятия коммерческая тайна и информация, составляющая коммерческую тайну, Э.П. Гаврилов предпринял удачную попытку свести их воедино и несколько их упростить: коммерческая тайна - это любая не ставшая общедоступной информация, которая сохраняется ее законным обладателем в режиме коммерческой тайны [15, с.4]. Сходного мнения придерживается и А.П. Сергеев [30, с.635].
Итак, мы понимаем под коммерческой тайной информацию, т.е. совокупность сведений о людях, фактах, событиях, процессах и т.д. Следовательно, в соответствии со статьей 128 ГК информация признается одним из видов объектов гражданских прав. В данном контексте тяжело не согласиться с точкой зрения В.А. Дозорцева, что объектом гражданских прав информация может быть только в случае сохранения ее конфиденциальности, именно тогда информация ценна для нас как совокупность сведений, т.е. важно содержание этой информации, а не форма, которая охраняется авторским и патентным правом. В случае если информация опубликована, т.е. она стала общеизвестной, коммерческой ценности она представлять не может [18, с.228]. В то же время, именно коммерческая ценность, по мнению некоторых авторов, предает информации, относящейся к коммерческой тайне, «способность быть объектом рыночного оборота»6 , а значит, объектом гражданских прав. Но тут мы сразу сталкиваемся с вполне закономерным вопросом: к объектам каких гражданских прав следует относить информацию?
Важнейшим признаком коммерческой тайны является установление в отношении ее особого режима коммерческой тайны. Понятие этого режима также является новым для российского законодательства.
Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности (пункт 3 статьи 3 Закона о коммерческой тайне). Установление режима коммерческой тайны является обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав (статья 7). Боле подробно установление режима коммерческой тайны регламентируется в статье 10 Закона.
Итак, среди мер по охране конфиденциальности информации, отнесенной к коммерческой тайне, закон называет правовые, организационные, технические и иные меры. Часть 1 статьи 10 раскрывает этот перечень подробнее. К таким мерам относятся:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
- учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентов на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации и его реквизитов.