Конституционное право граждан на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут решены следующие задачи:
1. изучение теоретических аспектов и природы конституционного права граждан на образование;
2. выявление актуальных проблем неизбежно возникающих в современных условиях;
3. выделение основных тенденций азвития овременного образования как гарантированного законом конституционного права граждан.

Содержание работы

Введение 3
1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ 6
1.1 Право на образование, как конституционное, основное, естественное право человека 6
1.2 Право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие 7
2 Государственная политика Российской Федерации в области образования 12
2.1 Основная задача и предпосылки возникновения образовательной политики государства 12
2.2 Объект образовательной политики 13
2.3 Проблемы в современных системах образования 14
2.3 Основные принципы политики в области образования 15
3 Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования 18
3.1 Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи 18
3.2 Основные направления высшего и послевузовского профессионального образования 19
3.3 Проблемы профессионального образования 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

платонов Борисов Конституционное право граждан на образование.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, представляется возможность получения послевузовского профессионального образования.

Закон "Об образовании" ст. 19 устанавливает обязательность основного общего образования до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее. Получение в общеобразовательном учреждении основного общего образования с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, девиантным поведением, содержащимся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст. 19 Закона может быть увеличен.

При всех недостатках, проводимая образовательная политика, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования способствует конкурентности российской системы образования с системами образования передовых стран,  при поддержке со стороны общественности идет восстановление ответственности и активной роли государства и общества этой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственная политика Российской Федерации в области образования

 

2.1 Основная задача и предпосылки возникновения образовательной политики государства

 

Всемирная конференция по высшему образованию в Париже, 5 - 9 октября 1998г. особое внимание обратила на необходимость всем государствам разработать комплекс мероприятий по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования, то есть образовательную политику, обеспечивающую потребности населения в образовании, образовательных услугах соответствующих их способностями и профессиональному выбору.

Образовательной политики каждого государства направлена на создание системы образования, отражающей культурные потребности общества и государства, и в тоже время интегрированной в международную систему образования, отражая общечеловеческие потребности и интересы.

Основные предпосылки возникновения образовательной политики:

1.      рационализация профессиональной деятельности человека в связи с переходом человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации;

2.      усиление взаимозависимости образования, воспитания, культуры и как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств;

3.      многоаспектный характер развития образовательного процесса, с учетом его системности, комплексности, структурности, содержательного и организационного порядка;

4.      обеспечение общечеловеческих потребностей образовательной деятельности и предоставляемых образовательных услуг;

5.      информатизация и компьютеризация общественной жизни, как часть инновационного характера развития сферы образования.

Именно с воздействием этих образовательных обстоятельств связано возникновение образовательной политики современных государств.

 

2.2 Объект образовательной политики

 

Система образования в ее целостном виде является объектом образовательной политики и официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования: начальное, среднее, высшее.

Выделяют основные структурные компоненты образовательной политики - образовательная политика:

   государственная;

   институтов гражданского общества;

   региональная;

   муниципальная.

Образовательная политика по специфике содержания подразделяется на политику в области:

   дошкольного образования;

   начального среднего образования;

   полного среднего образования;

   начального профессионального и профессионально-технического образования;

   среднего профессионального образования;

   высшего профессионального образования;

   послевузовского профессионального образования;

   дополнительного профессионального образования.

Государство, определяя принципы образовательной политики формирует направления реализации, через  создание системы образовательной деятельности, определение правовых нормы,  механизмов регулирования, совершенствование процесса подготовки, переподготовки педагогических кадров, определение объема минимума обязательных знаний, навыков, умений в подготовке специалистов любого профиля.

Страны, испытывающие экономический подъем и рост уровня благосостояния людей, начинали с государственной образовательной политики как приоритетного направления в развитии общества и государства.

 

2.3 Проблемы в  современных системах образования

 

Международные эксперты на сегодняшний день выделяют наиболее характерные и актуальные проблемы современных систем образования:

   повышение качества образования до уровня соответствия современным требованиям общества и производства;

   ориентация образования на сумму знаний, а не на личностный и культурный рост;

   декларируемая, но недостаточная доступность образования для широких масс населения.

Эти проблемы носят системный, общезначимый, общегосударственный характер и содержат противоречия между:

1.                  глобальными и локальными системами образования, целью разрешения которого является формирования  человека как гражданина мира, но с сохранение собственных корней и традиций, культуры своего народа;

2.                  универсальным и индивидуальным характером современного образования, разрешаемое через:

                       определение и ограничение пределов вмешательства государства в сферу образования официально принятыми стандартами;

                       гарантированное и воплощаемое право личности на выбор формы и содержания образования в соответствии со своими способностями и мотивами;

                       соблюдение в области образования требований Всеобщей декларации прав человека;

                       доступность, гласность, открытость функционирования и организации национальных образовательных систем.

Европейская Конвенция о правах человека [2] признавая полную ответственность родителей за образование и обучение своих детей, подчеркнула возможность требовать от государства уважения их религиозных убеждений, гарантируя индивидуализацию образования;

3.                  сложившимися традициями образования и современными тенденциями развития, что имеет значимость для стран с переходной экономикой и предполагает реформирование системы образования через формирование новой образовательной политики;

4.                  долгосрочными и краткосрочными задачами образовательной подготовки,  выражающимися в концепции непрерывного образования, составные части которого можно считать краткосрочными формами образовательного процесса;

5.                  необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей личности в процессе овладения знаниями, умениями, навыками, через развитие перспективной системы образования, и формирование потребности в непрерывном самостоятельном овладении знаниями, выработке навыков самообразования, творческого подхода к знаниям в течение всей жизни человека;

6.                  духовной природой образования и материальной стороной его обеспечения. С одной стороны формированию гражданина мира лежит через образование, а с другой образование как получение профессии - это способ материального обеспечения личности. Получение образования связано с материальными и духовными затратами.

Таким образом, современный уровень и развитие систем образования обусловлено социально-политическими факторами внешнего и внутреннего содержания, характером обострившихся противоречий в самой системе образования, условиями развития национальных образовательных систем. Система образования обладает огромным потенциалом влияния на общество, государство и личность.

 

2.3 Основные принципы политики в области образования

 

Принятый в 1992г. был Закон "Об образовании", определил основные принципы политики в области образования:

                       гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свободного развития личности, воспитание уважения к правам и свободам человека, гражданственности, трудолюбия, любви к Родине, семье;

                       единство федерального культурного и образовательного пространства, развитие системой образования национальных культур;

                       общедоступность и адаптированность образования к уровням развития и подготовки обучающихся;

                       светский характер в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

                       свобода и плюрализм;

                       автономность образовательных учреждений, демократический, характер управления образованием.

Статья 2 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г дополняет перечень:

                       принципом суверенности в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования;

                       принципом непрерывности, преемственности;

                       принципом интеграции системы высшего послевузовского и профессионального образования РФ при сохранении и развитии традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

                       принципом гласности и конкурсности при определении приоритетных направлений развития;

                       принципом государственной поддержки в области высшего и послевузовского профессионального образования подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований.

Следует отметить перспективность вступившего в действие с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого – дать отечественной системе образования стимул к движению вперед. Для реализации поставленной задачи были выявлены возможные «точки роста», государство стало поощрять лучших учителей, учащихся школ, студентов вузов, преподавателей, ввело новые управленческие механизмы: школьные попечительские и управляющие советы, новую стимулирующую систему финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования

 

3.1 Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи

 

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, иными законодательными актами, нормами международного права.

Государство обеспечивает развитие высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

                       финансирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, недопущения сокращения числа бюджетных мест;

                       предоставление налоговых льгот учебным заведениям и организациям, вкладывающим средства на развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

                       предоставление обучающимся стипендий в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования мест, пособий на питание и проезд, льгот на проживание в общежитиях.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000г. №51-ФЗ,  основу которой составляют:

                       на конкурсной основе создание условий обеспечивающих конституционное право граждан на получение высшего и среднего профессионального образования;

                       учет интересов личности, социальных, территориальных, национальных общественных групп и государства в целом в области высшего образования;

                       академическая автономия вузов с учетом их ответственности за результаты деятельности;

                       переход к университетской системе высшего образования с сохранением специализированных вузов;

                       развитие региональных систем высшей школы и негосударственной системы высшего образования.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательством об образовании.

Информация о работе Конституционное право граждан на образование