Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:45, курсовая работа
В курсовой работе будут решены следующие задачи:
1. изучение теоретических аспектов и природы конституционного права граждан на образование;
2. выявление актуальных проблем неизбежно возникающих в современных условиях;
3. выделение основных тенденций азвития овременного образования как гарантированного законом конституционного права граждан.
Введение 3
1 Право на образование как конституционное право гражданина РФ 6
1.1 Право на образование, как конституционное, основное, естественное право человека 6
1.2 Право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие 7
2 Государственная политика Российской Федерации в области образования 12
2.1 Основная задача и предпосылки возникновения образовательной политики государства 12
2.2 Объект образовательной политики 13
2.3 Проблемы в современных системах образования 14
2.3 Основные принципы политики в области образования 15
3 Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования 18
3.1 Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи 18
3.2 Основные направления высшего и послевузовского профессионального образования 19
3.3 Проблемы профессионального образования 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников 28
К сожалению, формирование образовательного законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляется медленно, бессистемно, решая только оперативные вопросы.
3.2 Основные направления высшего и послевузовского профессионального образования
Основными направлениями высшего и послевузовского профессионального образования являются:
сохранение и развитие потенциала системы послевузовского профессионального и высшего и образования;
развитие высших учебных заведений как учебно-научно-производственных комплексов;
формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений высших учебных заведений;
создание механизма государственного регулирования повышения квалификации, переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с потребностями производства и общества;
выполнение актуальных исследований в области гуманитарных наук;
укрепление самостоятельности высших учебных заведений.
В результате необходимо:
удовлетворить потребности граждан, общества, государства в высшем, послевузовском профессиональном образовании, через воспроизводство специалистов, высшей квалификации, посредством аспирантуры и докторантуры;
повысить качество высшего профессионального образования;
повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
через современные информационные технологии повысить уровень самообразования;
развивать систему дистанционного обучения;
активизировать участие субъектов РФ в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
совершенствовать деятельность научно-педагогических работников, через систему мониторинга и единое информационное пространство, создавая базы данных и центры образовательной статистики;
создать эффективные системы информирования граждан о спросе на различные профессии, о качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах и др.
3.3 Проблемы профессионального образования
Исключение из прав граждан возможности получения бесплатно на конкурсной основе послевузовского профессионального образования, создает критическое положение с реализацией права граждан на образование.
Начинаются эти проблемы с детского сада, полной средней школы, продолжаются в профессионально-технических училищах, техникумах и заканчиваются аспирантурой:
недостаточное финансирование образовательных учреждений из бюджетов всех уровней;
массовая утечка высококвалифицированных кадров из системы образования;
эксплуатация материально-технической базы образовательных учреждений при недостаточном вложении средств в ее восстановление;
появление на улицах не учащихся и неработающих подростков;
падение нравственности в обществе;
угроза пересмотра положений Закона РФ «Об образовании» с целью лишения образования законодательно зафиксированных приоритетности и размеров ставок и окладов педагогов.
Катастрофический ход событий требует незамедлительных активных действий со стороны законодателей по защите российской системы образования, которые предпринимаются, но как-то половинчато, что обостряет ситуацию. В системе образования, как и в обществе в целом наблюдается значительно расслоение, что не дает возможности гарантировать единые образовательные стандарты. Но образование затрагивая интересы всех граждан России, является необходимостью обеспечения законодательной защиты прав граждан. И несмотря на позитивные сдвиги в реформировании общества, развитие России на мировом уровне возможно только на базе реального повышения образовательного уровня населения. Фактический уровень российского образования по качеству образования, в последние десятилетия неуклонно снижается. Поэтому стратегия развития образования России должна строиться на фундаменте отечественных достижений, а не копировать зарубежные образовательные технологии, идти вперед творчески используя положительный опыт других стран по тем позициям, которые помогут нашей стране достойно интегрироваться в мировое образовательное пространство. В современных социально-экономических условиях государству необходимо увеличить расходы на образование, но не верхнего чиновничьего аппарата. А нижнего учительского уровня.
Высшему и послевузовскому профессиональному образованию следует придать приоритетность в сравнении с другими уровнями образования, так как:
система высшего профессионального образования является гарантом сохранения единого образовательного пространства и государственности;
структурная перестройка экономики требует быстрейшей подготовки новых квалифицированных специалистов и управленческих кадров будущей России;
целесообразно финансировать в достаточной степени точки потенциального прорыва, в частности, высшее образование;
высшее образование является фактором, сдерживающим безработицу и, в этой связи, более выгодно финансировать высшее образование, чем выплачивать пособия по безработице, нести огромные расходы на содержание дополнительных штатов Министерства внутренних дел и мест заключения.
Государство должно поддерживать все виды и формы образования, в том числе и негосударственные образовательные учреждения, которые должны дополнять систему образования России в части расширения и повышения качества образовательных услуг, оказываемых населению.
Следует развивать действующую систему государственного образования. Поэтому приватизацию государственных образовательных учреждений, под какими бы предлогами она не преподносилась, в том числе и многоучредительства, необходимо запретить.
Следует, с одной стороны, расширить самостоятельность и права образовательного учреждения, а с другой, - повысить его ответственность за качество образования. Необходимо в этой связи законодательно обеспечить защиту прав человека на получение качественного образования.
Образование является важнейшим социальным институтом общества и государства, опыт деятельности которого накапливается с огромным трудом на протяжении жизни многих поколений. Сфера образования - это очень сложный, тонкий, и во многом инерционный механизм, без которого, однако, не может обойтись ни одно цивилизованное, высокоразвитое и сильное государство.
Тревожная ситуация, складывающаяся в системе образования, заставила разработать целый ряд законопроектов по вопросам образования.
В последние годы резко ухудшилась ситуация в системе начального профессионального образования.
Накопленный опыт в законопроектной деятельности, особенно анализ исполнения законов, позволяет выделить два слабых направления в нынешнем законодательстве. Во-первых, это механизмы реализации правовых норм, их юридическая и профессиональная чистота и, во-вторых, правовые нормы об ответственности за выполнение принятых законов.
Нет никакого секрета, что многие нормы апробированного обществом и государством в течение нескольких лет Закона «Об образовании» не выполняются. Это объясняется правовым нигилизмом исполнительной власти. Вместе с тем законодатели должны проанализировать и свою работу. А этот анализ дает неутешительные выводы. До настоящего времени в образовательном законодательстве имеются нормы, которые декларативны, но не имеют механизма реализации. В этих условиях все острее встает вопрос о кодификации нормативно-правовых актов. Представляется, что разработка Образовательного кодекса Российской Федерации позволит не только систематизировать законодательство в области образования, уточнить многие правовые нормы, но и концептуально изменить формирование этой отрасли законодательства.
Говоря о законодательном регулировании образования, нельзя не отметить, что большое значение для реализации права граждан на образование, особенно общего образования, имеет правовое регулирование образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Заключение
Конституция РФ рассматривает человека в качестве высшей ценности, чем декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план личность. Защита личности являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства. “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, - указывается в Конституции РФ ст. 2, - обязанность государства”. А это требует от государства активных действий и предоставления соответствующих прав в материальной и духовной сферах, среди которых право на образование занимает главенствующее место. Экономисты давно подметили, что выживаемость домохозяйства в сложных условиях зависит от уровня образованности домохозяйки. Социологи считают, что здоровье и продолжительность жизни человека связаны с его уровнем образования.
Право на образование - это общедоступность образования, получение бесплатного дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования, высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе, право на учреждение частных учебных заведений.
Гуманистический характер образования направлен на духовное и физическое развитие человека как цели образования, признавая ценность человека как личности, его право на развитие и проявление своих способностей. В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие гражданина, его нравственное, и общекультурное воспитание. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку как личности, принятие его интересов, целей, запросов.
Педагог, в процессе образования решает ряд психолого-педагогических задач, задач правового воспитания:
вместе с учащимся активизировать механизмы его индивидуального саморазвития;
помочь увидеть перспективы саморазвития;
стимулировать творчество;
развивать конструктивно-практическое и аналитическое отношение к миру;
сформировать гармоничные отношение к законам.
Гуманистический характер образования через личностную ориентированность процесса обучения предполагает педагогическое взаимодействие, в процессе которого учащийся выступает как самостоятельный, активный партнер, а не как пассивный объект обучения.
Принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, как и свобода выбора в образовании пока не вполне реализованы на практике, особенно в системе общего, начального и среднего профессионального образования.
В настоящее время в России отлаживается механизм разграничения полномочий центра и регионов в области образования. Приоритетным направлением современной образовательной политики остается сохранение сложившихся, отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования.
Сегодня уже можно говорить о постепенном правильном восприятии руководством российского государства в целом накопленного мирового опыта и ориентации своих конкретных шагов на приоритетные области. Наиболее наглядно этот тезис может быть проиллюстрирован на примере такой приоритетной области, как информатизация образования.
Совершенствование правовых, законодательных основ сферы образования и образовательной деятельности выступает одним из направлений реализации принципов современной образовательной политики.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Гарантии основных прав и свобод | условия и средства, которые обеспечивают реализацию основных прав и свобод гражданина |
2 | Гражданство Российской Федерации | устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей |
3 | Демократическое государство | государство, которое характеризуется реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих гражданам оказывать влияние на государственное управление обществом и добиваться тем самым реализации своих социальных интересов |
4 | Защита прав и свобод | недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушения прав и свобод человека или восстановление уже нарушенных |
5 | Конституционное право | отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления |
6 | Конституционные (основные) права | неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности |
7 | Конституционный статус личности, как институт конституционного права | совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, его права и обязанности, определяемые достигнутым уровнем экономического, социального, политического развития конкретного государства |
8 | Культурные права человека | комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни и означающих свободу творчества, в том числе свободу преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям |
9 | Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина | конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан |
10 | Права гражданина | права и свободы человека и гражданина, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к конкретному государству |
11 | Права человека | совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к конкретному государству |
Информация о работе Конституционное право граждан на образование