Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 03:51, контрольная работа

Описание работы

Термин «парламент» происходит от английского «Parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить1.
Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Содержание работы

1.Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах……...4
2. Система высших органов государственной власти в КНР…………………....12
Список используемой литературы………………………………………...……...14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.61 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание

 

1.Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах……...4

2. Система высших органов государственной власти в КНР…………………....12

Список используемой литературы………………………………………...……...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах

 

   Термин «парламент» происходит от английского «Parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить1.

Современный парламент – это общегосударственный  представительный орган, главная функция  которого в системе разделения властей  заключается в осуществлении  законодательной власти.

Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Согласно  букве демократических конституций  парламент является верховным законодательным  органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные.

В парламентарных странах парламент испытывает эффективное  воздействие со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и  оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента.

В президентских  республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная  инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франции, Япония, Индия, Австралия и др.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции2.

Принятие  законов является главной задачей  парламента. Теоретически только парламент  обладает суверенным правом принимать  законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически  весьма серьезные изменения. В современных  государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его  деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций  государства увеличился объем законодательной  деятельности парламента, центром нормотворчества  стало правительство. В зарубежной литературе это явление пытаются объяснить тем, что объем государственной  работы настолько возрос, законодательная  техника настолько усложнилась, а само законодательство настолько  специализировалось, что парламенту поневоле пришлось отказаться от значительной части своих суверенных полномочий в пользу правительства, так как  сам справиться с этой задачей  он не мог3. Процесс повышения роли исполнительной ветви власти в законодательной деятельности парламента протекает по следующим основным направлениям.

Во-первых, современный зарубежный парламент  почти целиком утратил право  законодательной инициативы. Принимаемые  им акты разрабатываются и вносятся главным образом правительством в широком смысле слова, т.е. министерствами, ведомствами, департаментами и другими  центральными административными органами. Переход законодательной инициативы в руки правительства в различной  степени произошел во всех зарубежных странах. В парламентарных странах, где существует институт ответственного правительства, последнее осуществляет законодательную инициативу либо через  министров, либо через депутатов  правящей партии. Законопроекты составляются в административном аппарате, и парламент получает их уже в готовом виде. В президентских республиках, которые не знают парламентской ответственности, правительство осуществляет законодательную инициативу не в столь откровенной форме, но не менее эффективно4.

Во-вторых, ослабление роли парламента в законодательной  деятельности проявляется в непрерывном  росте доли делегированного законодательства и иных видов административного  нормотворчества. В определенной степени  утрачен не только суверенный характер парламентского законодательства, но и сама законодательная прерогатива  в известной мере перешла к  административному аппарату. Удельный вес парламентских актов в  системе правовых норм резко сократился, а их применение и истолкование находится  в прямой зависимости от администрации5.

В-третьих, парламентское большинство, принимающее  законы, в известной степени лишено самостоятельности и голосует по указанию своих партийных лидеров. В парламентарных странах партийная  дисциплина обычно настолько сильна, что фракция большинства фактически подчинена правительству. Вся деятельность депутатов строго контролируется. Эта  система особенно эффективна в тех  странах, где существуют однопартийные  правительства (например, Великобритания). В президентских республиках партийная дисциплина значительно слабее и партийные фракции более свободны. Отсутствие института ответственного правительства выводит сам процесс формирования исполнительного органа власти за стены парламента. Однако и в этих странах свободное голосование отнюдь не является общим правилом6.

Таким образом, законодательная деятельность в  зарубежных государствах в известной  мере лишь формально осуществляется парламентом. В определенной степени  она направляется и контролируется правительством.

Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные  и взаимообусловленные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может  существовать без парламента, его  основой является именно сильный  и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться. Парламент может существовать без  существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных режимов. Юридическим выражением парламентаризма  является контроль парламента за деятельностью  правительства. Этот контроль по-разному  осуществляется в парламентарных странах  и президентских республиках, но он является определяющей чертой парламентаризма  и именно в нем находит свое выражение привилегированное положение  парламента. Хотя в президентских  республиках отсутствует институт парламентской ответственности, им известны определенные формы контроля над деятельностью правительства. Парламентаризм возник и оформился  в тот период, когда избирательное  право было цензовым и в категорию  политически активных граждан входили  только мужчины-собственники. По мере демократизации избирательного права  и расширения избирательного корпуса  шла эволюция парламентаризма.

В XX веке и особенно после второй мировой  войны возрастает относительная  самостоятельность парламентов  по отношению к правительствам. Этот процесс проходит по-разному в  различных странах. Он знает подъемы  и спады. Так, скажем, в период Уотергейтского скандала в США резко возросла реальная власть конгресса, так как  президентская власть была скомпрометирована. Однако с приходом республиканской  администрации Р. Рейгана в 1981 году система сдержек и противовесов стабилизировалась за счет активизации  президентской власти. В V Республике Франции после ухода президента Ш.де Голля и увядания голлизма шел  процесс возрастания реальных полномочий Национального собрания и восстановления парламентаризма. Этот процесс наиболее полное выражение получил в период двухкратной президентуры Ф. Миттерана. Демократия и парламентаризм, пережив кризис 30 - 40-х годов, приобрели новые качественные черты. Об этом свидетельствует расширение в послевоенные годы избирательного права, законодательных, бюджетных и контрольных полномочий парламентов во многих странах.

В настоящее  время существует свыше 200 зарубежных парламентов, каждый из которых обладает своими особенностями.

Классификация парламентов по структуре.

- двухпалатные

- однопалатные 

На протяжении длительного времени подавляющее  большинство парламентов было двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в  настоящее время большинство  парламентов однопалатные.

Классификация парламентов по объему компетенции.

-парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты.

-парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу.

-парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои функции.

Классификация парламентов по социальному  составу.

- социально однородные парламенты, не имеющие социал-демократического или коммунистического представительства.

- парламенты с представительством социал-демократических и коммунистических партий.

 

Структура и порядок формирования парламента. Особенности формирования нижней и верхней палат. Институт роспуска парламента 

Под парламентом  обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее.

В англосаксонском  праве парламент — это триединое  учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может  быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах  с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.) парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и Национального собрания.

В континентальном  праве, в Германии, Франции, под парламентом  понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

В настоящее  время число палат в парламентах  стран мира не превышает двух. В большинстве стран в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, Китае, Португалии и многих других странах — однопалатные.

Палаты  парламента имеют разные названия (нередко  — палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней.

Верхняя палата может быть либо слабой, когда  она в состоянии отсрочить  принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться  с решением нижней палаты — может  быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда  без ее согласия закон не может  быть принят (Италия, США).

Палаты  парламента неодинаковы по своей  численности. Обычно нижняя палата в  два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае.

Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты — сенаторами. В состав парламента иногда входят также их заместители (в Бразилии, например, на каждого сенатора приходится два заместителя), а в единичных федеративных государствах — делегаты от территорий, владений, федерального округа, ассоциированных государств, не являющихся субъектами федерации (США). Порядок занятия ими места в парламенте и их правовое положение неодинаковы.

 

    Внутреннее устройство палат парламента. Порядок работы парламента: сессии  и организационно-правовые формы его деятельности

 

Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламента, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии, бюро избирает председательствующего — иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

Руководящий орган палат парламента может  быть избран либо на срок их полномочий (председатели палат в Италии), либо на период одной сессии (президиум  сессии Всекитайского собрания народных представителей). Председатель палаты может быть не избранным, а занять это место по должности (вице-президенты являются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в палате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-министром от имени монарха).

К внутренним органам парламента относятся партийные  фракции (парламентские партии, депутатские  клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной  партии (избирательному объединению, блоку  партий) или к нескольким, близким  по своим программам. Реже фракции  создаются из тактических целей. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (Испания). К фракциям могут примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социализма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правящей партии. Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат (например, 20 в нижней палате и 14 в сенате во Франции, соответственно 20 и 10 — в Италии, 10% депутатов в нижней палате парламента Бразилии, 15% в нижней палате в Индии). Фракция пропорционально представлена в комиссиях палат и объединенных комитетах парламента (если такие создаются). Обычно представитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между собой посты председателей постоянных комиссий палат7.

У фракций  имеется свое руководство: председатель (иногда — бюро, куда входят лидеры партии), в англосаксонских странах  назначаются «кнуты», обязанность  которых — обеспечивать явку членов фракции в парламент, особенно на голосование. Фракция принимает  решение о характере выступлений  ее членов и голосовании («за», «против» и т.д.). Время, выделяемое для выступлений  от имени фракции, обычно зависит  от ее численности. Депутаты вне фракций  получают слово после выступления представителей фракций. «Свободное обсуждение», когда депутаты могут выступать не будучи связаны фракционной дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специальному постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппозиции обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.

Информация о работе Конституционно-правовой статус парламента в зарубежных странах