Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является определение конституционно-правового статуса верхней палаты парламента РФ.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
- установить понятие конституционно-правового статуса Совета Федерации и выявить его составляющие части;
- анализ функций Совета Федерации;
- изучение действующего порядка формирования Совета Федерации;
- исследование механизма взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой, с Президентом РФ и Правительством РФ.

Содержание работы

Глава I. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его элементы
§1. Порядок формирования Совета Федерации
§2. Полномочия Совета Федерации
§3. Организация деятельности Совета Федерации
Глава II. Значение Совета Федерации в развитии федеративных отношений
§1. Особенности взаимосвязи Совета Федерации с Государственной Думой
§2. Взаимодействие Совета Федерации с Президентом и Правительством.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО КП.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

§2. Взаимодействие Совета Федерации с Президентом и Правительством.

В Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» имеется специальная глава VI, посвященная взаимоотношениям Правительства РФ и Федерального Собрания. В ней регулируется участие Правительства в законодательной деятельности, взаимоотношения Правительства и комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, ряд других вопросов. Правительству Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Члены Правительства Российской Федерации по приглашению палат Федерального Собрания Российской Федерации выступают на их заседаниях с информацией по вопросам, носящим чрезвычайный характер. 
           Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы вопросов направляется члену Правительства Российской Федерации не менее чем за пять дней до проведения заседания палаты. 
          В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания соответствующий член Правительства Российской Федерации заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.16 
           Характер взаимоотношений с Президентом РФ. Проблемы возникают по линии взаимоотношений Президента с Федеральным Собранием в силу его двухпалатной структуры. Президенту приходится иметь дело не только с парламентом в целом, а с двумя его самостоятельными формированиями — Советом Федерации и Государственной Думой, линия поведения в отношении которых может и не совпадать. Складывается политико-правовая ситуация, в которой не последнюю роль играют различия в способах формирования палат, характер их взаимоотношений друг с другом, механизмы разрешения разногласий между ними.  
           Основные направления государственной политики определяются Президентом в разнообразной форме. Так, уже стали традиционными ежегодные послания Президента парламенту, содержащие как оценку положения дел, так и задачи государства на будущее. Послания имеют сложную правовую природу. С одной стороны, можно сделать вывод об обязательном характере общих установок, конкретных поручений, содержащихся в посланиях. С другой стороны, послания не являются нормативными актами, не могут противоречить законам, принимаемым Федеральным Собранием, и каким-либо образом ограничивать его правотворческую деятельность. Они раскрывают взгляд Президента на законодательную деятельность парламента. Законодательные инициативы, сформулированные в них, считаются приоритетными в программе законопроектных работ. По сложившейся практике и в соответствии со ст. 100 Конституции, заслушивание посланий Президента происходит на совместном заседании палат Федерального Собрания. Процедура совместных заседаний палат Федерального Собрания специально не урегулирована. Заслушивание посланий не сопровождается их обсуждением и принятием каких-либо решений. В последующем, на раздельных заседаниях палат, такие обсуждения возможны. Так, согласно п. «а» ч. 1 ст. 65 Регламента Совета Федерации вопрос об обсуждении посланий и обращений Президента включается в повестку дня заседания Совета Федерации в первую очередь и без обсуждения и голосования. В ст. 51 Регламента Государственной Думы также установлено, что послания и обращения Президента рассматриваются во внеочередном порядке. 
           Таким образом, Президент Российской Федерации как глава государства выполняет интеграционную функцию, ставя общие задачи перед органами законодательной и исполнительной власти по укреплению российской государственности и реформированию экономики, обеспечению демократических начал в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Из всех институтов государственной власти, учреждением и совершенствованием которых было занято российское общество в течение многих лет действия Конституции России 1993 года, наиболее сложная судьба оказалась у Совета Федерации. На первый взгляд, рассматриваемые нами вопросы не должны вызывать затруднений. Но, все более подробно и детально изучая данные вопросы, мы пришли к выводу, что в данной области существует множество проблем различного характера. 
         Подводя итог сказанному, отметим, что Совет Федерации выражает федеративный характер государственного устройства России, соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. Одновременно Совет Федерации — это орган, обеспечивающий в структуре Федерального Собрания внутреннее равновесие палат. 
        Какая из двух палат Федерального Собрания представляет волю народа? Отвечая на этот вопрос, мы  разделяем точку зрения Конституционного Суда РФ о многомерном характере народного представительства в Российской Федерации. При этом Государственная Дума обеспечивает прямое представительство населения, а Совет Федерации — представительство интересов российских регионов, их органов власти. Совет Федерации — участник системы отношений народного представительства, в которой он выполняет роль выразителя уже согласованных, выработанных в региональных органах власти интересов. 
        Согласно позиции Конституционного Суда идея народного представительства находит воплощение не только в факте самого существования Федерального Собрания и его палат, но и должна учитываться в их практической деятельности. Это требование должно быть реализовано во внутреннем устройстве палат, процедурных правилах, актах парламента. С целью обеспечения представительства акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только самого парламентского большинства, сказано в указанном постановлении. Иначе говоря, Конституционный Суд не только не отрицает представительную природу Совета Федерации, а напротив, признает, обосновывает ее необходимостью представительства интересов субъектов Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 2012
  2. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ (ред. от  02.07.2013)
  3. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2013)

 

 Специальная литература:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. - 778с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. М., 2008. 816 с.
  3. Булаков О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика . 2004. №9. С.19-24.
  4. Булаков О.Н. Развитие структуры верхних палат парламентов: российская практика и мировой опыт // Законодательство и экономика. 2004. №3. С.27-31.
  5. Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. /Е.И Козлова, О.Е Кутафин. - М.: Проспект, 2007. - 608с.
  6. Колюшин Е.И. Пути реформирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Конституционное и муниципальное право . - 2006. - №4 . -  С.7-14.
  7. Котов А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н Котов, М.И. Кукушкин. - М.: Норма, 2008. - 544с.
  8. Миронов С. Конституция России и задачи Совета Федерации // Российская Федерация сегодня. - 2002. - № 2. - С. 4-6
  9. Садовникова Г.Д. Парламентские процедуры: Роль и значение в обеспечении представительной функции парламента // Конституционное и муниципальное право . - 2006 . -  №12 . - С. 5.
  10. Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права . - 2006. №3. - С. 49.
  11. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Норма, 2003. - 441с.

1 Конституция РФ, ст.1

2 Конституция РФ, ст. 5

3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. М., 2008. С.447-448

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148542/

5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148542/ 

6 Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – С. 340-349.

7 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 417.

8 Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.И Козлова, О.Е Кутафин. – М.: Проспект, 2007. – С. 427.

9 Котов А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н Котов, М.И. Кукушкин. – М.: Норма, 2008. – С. 367.

10 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 513.

11 Котов А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н Котов, М.И. Кукушкин. – М.: Норма, 2008. – С. 360.

12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 521.

13 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 527.

14 Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права . – 2006. -  №3. - С. 49.

15 Миронов С. Конституция России и задачи Совета Федерации // Российская Федерация сегодня. 2002. № 2. С. 4-6.

16 http://base.garant.ru/12106440/6/


Информация о работе Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его элементы