Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 19:58, курсовая работа
Целью нашего исследования является определение конституционно-правового статуса верхней палаты парламента РФ.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
- установить понятие конституционно-правового статуса Совета Федерации и выявить его составляющие части;
- анализ функций Совета Федерации;
- изучение действующего порядка формирования Совета Федерации;
- исследование механизма взаимодействия Совета Федерации с Государственной Думой, с Президентом РФ и Правительством РФ.
Глава I. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его элементы
§1. Порядок формирования Совета Федерации
§2. Полномочия Совета Федерации
§3. Организация деятельности Совета Федерации
Глава II. Значение Совета Федерации в развитии федеративных отношений
§1. Особенности взаимосвязи Совета Федерации с Государственной Думой
§2. Взаимодействие Совета Федерации с Президентом и Правительством.
§2. Взаимодействие Совета Федерации с Президентом и Правительством.
В Федеральном
конституционном законе «О Правительстве
Российской Федерации» имеется специальная глава
VI, посвященная взаимоотношениям Правительства
РФ и Федерального Собрания. В ней регулируется
участие Правительства в законодательной
деятельности, взаимоотношения Правительства
и комитетов и комиссий палат Федерального
Собрания, ряд других вопросов. Правительству
Российской Федерации принадлежит право
законодательной инициативы в Федеральном
Собрании. Члены Правительства Российской
Федерации вправе присутствовать и выступать
на заседаниях палат Федерального Собрания,
их комитетов и комиссий в соответствии
с регламентами палат. Члены Правительства
Российской Федерации по приглашению
палат Федерального Собрания Российской
Федерации выступают на их заседаниях
с информацией по вопросам, носящим чрезвычайный
характер.
Приглашение
палаты Федерального Собрания с указанием
интересующих членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы вопросов
направляется члену Правительства Российской
Федерации не менее чем за пять дней до
проведения заседания палаты.
В случае
невозможности присутствия на заседании
палаты Федерального Собрания соответствующий
член Правительства Российской Федерации
заблаговременно уведомляет об этом палату
Федерального Собрания с указанием причины
отсутствия и указанием должностного
лица, которое может прибыть на заседание
и ответить на поставленные вопросы.16
Характер
взаимоотношений с Президентом РФ. Проблемы
возникают по линии взаимоотношений Президента
с Федеральным Собранием в силу его двухпалатной
структуры. Президенту приходится иметь
дело не только с парламентом в целом,
а с двумя его самостоятельными формированиями
— Советом Федерации и Государственной
Думой, линия поведения в отношении которых
может и не совпадать. Складывается политико-правовая
ситуация, в которой не последнюю роль
играют различия в способах формирования
палат, характер их взаимоотношений друг
с другом, механизмы разрешения разногласий
между ними.
Основные
направления государственной политики
определяются Президентом в разнообразной
форме. Так, уже стали традиционными ежегодные
послания Президента парламенту, содержащие
как оценку положения дел, так и задачи
государства на будущее. Послания имеют
сложную правовую природу. С одной стороны,
можно сделать вывод об обязательном характере
общих установок, конкретных поручений,
содержащихся в посланиях. С другой стороны,
послания не являются нормативными актами,
не могут противоречить законам, принимаемым
Федеральным Собранием, и каким-либо образом
ограничивать его правотворческую деятельность.
Они раскрывают взгляд Президента на законодательную
деятельность парламента. Законодательные
инициативы, сформулированные в них, считаются
приоритетными в программе законопроектных
работ. По сложившейся практике и в соответствии
со ст. 100 Конституции, заслушивание посланий
Президента происходит на совместном
заседании палат Федерального Собрания.
Процедура совместных заседаний палат
Федерального Собрания специально не
урегулирована. Заслушивание посланий
не сопровождается их обсуждением и принятием
каких-либо решений. В последующем, на
раздельных заседаниях палат, такие обсуждения
возможны. Так, согласно п. «а» ч. 1 ст. 65
Регламента Совета Федерации вопрос об
обсуждении посланий и обращений Президента
включается в повестку дня заседания Совета
Федерации в первую очередь и без обсуждения
и голосования. В ст. 51 Регламента Государственной
Думы также установлено, что послания
и обращения Президента рассматриваются
во внеочередном порядке.
Таким
образом, Президент Российской Федерации
как глава государства выполняет интеграционную
функцию, ставя общие задачи перед органами
законодательной и исполнительной власти
по укреплению российской государственности
и реформированию экономики, обеспечению
демократических начал в обществе.
Заключение.
Из всех институтов государственной власти,
учреждением и совершенствованием которых
было занято российское общество в течение
многих лет действия Конституции России
1993 года, наиболее сложная судьба оказалась
у Совета Федерации. На первый взгляд,
рассматриваемые нами вопросы не должны
вызывать затруднений. Но, все более подробно
и детально изучая данные вопросы, мы пришли
к выводу, что в данной области существует
множество проблем различного характера.
Подводя итог
сказанному, отметим, что Совет Федерации
выражает федеративный характер государственного
устройства России, соединяет в единое
целое интересы федерального центра и
регионов. Одновременно Совет Федерации
— это орган, обеспечивающий в структуре
Федерального Собрания внутреннее равновесие
палат.
Какая из двух
палат Федерального Собрания представляет
волю народа? Отвечая на этот вопрос, мы
разделяем точку зрения Конституционного
Суда РФ о многомерном характере народного
представительства в Российской Федерации.
При этом Государственная Дума обеспечивает
прямое представительство населения,
а Совет Федерации — представительство
интересов российских регионов, их органов
власти. Совет Федерации — участник системы
отношений народного представительства,
в которой он выполняет роль выразителя
уже согласованных, выработанных в региональных
органах власти интересов.
Согласно позиции
Конституционного Суда идея народного
представительства находит воплощение
не только в факте самого существования
Федерального Собрания и его палат, но
и должна учитываться в их практической
деятельности. Это требование должно быть
реализовано во внутреннем устройстве
палат, процедурных правилах, актах парламента.
С целью обеспечения представительства
акты парламента должны воплощать интересы
большинства в обществе, а не только самого
парламентского большинства, сказано
в указанном постановлении. Иначе говоря,
Конституционный Суд не только не отрицает
представительную природу Совета Федерации,
а напротив, признает, обосновывает ее
необходимостью представительства интересов
субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
Специальная литература:
1 Конституция РФ, ст.1
2 Конституция РФ, ст. 5
3 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. М., 2008. С.447-448
4 http://www.consultant.ru/
5 http://www.consultant.ru/
6 Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Норма, 2003. – С. 340-349.
7 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 417.
8 Козлова Е.И. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. / Е.И Козлова, О.Е Кутафин. – М.: Проспект, 2007. – С. 427.
9 Котов А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н Котов, М.И. Кукушкин. – М.: Норма, 2008. – С. 367.
10 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 513.
11 Котов А.Н. Конституционное право России: Учебник / А.Н Котов, М.И. Кукушкин. – М.: Норма, 2008. – С. 360.
12 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. – С. 521.
13 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 527.
14 Симонян Г.Р. Механизм обеспечения интересов субъектов Российской Федерации в деятельности федеральных органов государственной власти // Журнал российского права . – 2006. - №3. - С. 49.
15 Миронов С. Конституция России и задачи Совета Федерации // Российская Федерация сегодня. 2002. № 2. С. 4-6.
16
http://base.garant.ru/
Информация о работе Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его элементы