Конституционные гарантии: определения, виды и нормы Конституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 15:04, контрольная работа

Описание работы

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в. После Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообщества.
Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся “правящей верхушкой” такого общества.
Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Содержание работы

Введение…………………..………………………………………………….......2
Конституционные гарантии: определения, виды и нормы Конституции…………………………………………………………….….3
Судебная защита прав……………………………………………….........21
Заключение……………………………………………………………………...25
Задача………………………………………………………………………...….26
Список литературы………………………………………………………….....27

Файлы: 1 файл

Контрольная конституционное право.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

К коллегиальным  и единоличным действиям (решениям) , которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений) . В законе от 27.04.93г установлено, что могут быть обжалованы в суд коллегиальные и единоличные действия (решения) , в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Теперь в полном соответствии с содержанием статьи 46 Конституции добавлено, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. Принципиальным дополнением названного закона является включение в него нормы о праве каждого получить и обязанности должностных лиц, государственных служащих предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Это согласуется  и прямо вытекает из содержания части 2 статьи 24 Конституции РФ. Закон  от 27.04.93 приводит сроки для обращения  с жалобой. В то же время он содержит правило, по которому пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Статья 46 Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде. Принципиальное значение имеет также дополнение закона нормой о распределении между участниками судопроизводства бремени доказывания. На государственные органы, органы самоуправления, учреждения и предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином теперь возлагается процессуальная обязанность доказать законность обжалуемых действий (решений) . В то же время гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений) , но он обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Названный закон дополнен нормой, в соответствии с которой суд, установив обоснованность жалобы, определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, должностного лица госслужащего за действия (решения) , приведшие к нарушению прав и свобод граждан. Это значит, что в постановлении по делу должны быть указаны не только характер допущенных нарушений, но и орган, который должен применить к нарушителю те или иные предусмотренные законом меры. В отношении госслужащих, совершивших действия или принявших решения, признанные незаконным, суд определяет меру ответственности. Таким образом, практическое применение нормы закона об ответственности должностных лиц и госслужащих весьма проблематично и требует своего законодательного решения.

Существенным дополнением Закона является включение в него нормы о том, что убытки, моральный вред нанесенные гражданину признанными незаконными действиями или решениями, а также предоставлением искаженной информации, возмещаются в порядке, установленным Гражданским Кодексом РФ (статьи 12,15,16,151,152,1099-1101) . В законе от 27.04.93 и в дополнениях к нему отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в том числе и в суде, предоставленные им права и свободы и чтобы такие обращения не были для них обременительными. Это видно на примере распределения расходов, связанных с обращением за судебной защитой. Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 26.01.96, который основан 05.05.49 десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 04.11.50. Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином, о чем говорит статья 25 Конвенции. Жалоба в Европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. 6

Жалоба - это  сигнал возникновения нарушения  прав и свобод человека, а не только "обращение", как было принято  в советском законодательстве, в  государственный или иной орган  с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений. Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся к делу новой информации, также, если необоснованно либо признанно, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

Реализация  прав и свобод может выражаться в  форме фактического право обладания, пользования, распоряжения ими или  в защите, восстановлении прав в  случае их нарушения; все это составляет содержание юридического процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены соответствующими конституционными правами и свободами. Чтобы пользоваться правами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими. Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествует пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь. Любое записанное в Конституции право содержит не один, а несколько вариантов возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. В соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми возможностями, чем в данный момент пользуется.

Если рассматривать  содержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то есть совокупность всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей, то обладание ими по общему правилу сопровождается пользованием. В ряде случаев обладание записанными в Конституции РФ правами и свободами вообще трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личной безопасности и частной жизни. Обладая конституционными правами на неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, граждане повседневно пользуются ими. Во всех тех случаях, когда для реализации прав и свобод граждан нет необходимости вступать в конкретные правоотношения, обладание правами и свободами трудно отделить от пользования ими. По общему правилу права и свободы выступают как реализующиеся возможности, и эта их реализация есть не что иное, как способ их существования. Восстановление нарушенных прав и свобод не является непременной формой реализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляет отступление от основного правила. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Конституционный Суд РФ также играет большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан.

Основанием  к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о  том, соответствует ли Конституции  РФ закон, иной нормативный акт и  прочее. Правом на обращение в Конституционный  Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле, для объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. В отличие от других судов Конституционный Суд не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, и не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение другое проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан. В случае признания закона или его отдельных частей неконституционными, они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не то лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой.

Что же касается конкретного дела, в котором был  применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном  порядке. В числе многих законов  или отдельных норм, признанных не соответствующими Конституции РФ, есть ряд таких, которые препятствовали реализации права на судебную защиту. 7

5. Конституционные  права и свободы граждан нередко  игнорируются и нарушаются, что  не может не компрометировать  идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Судебная защита прав

 

Принципы правового  государства и демократического общества, международные стандарты  прав человека однозначно предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в  Российской Федерации может осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции. Не допускается создание чрезвычайных, шариатских судов, «троек», осуществление самосуда по мотиву кровной мести и т.п.

Судебная защита прав человека - совокупность материальных и процессуальных прав любого физического  лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46)1. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей.

Все лица, находящиеся  на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российские суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 1991 года в Российской Федерации проводится судебная реформа. Она предусматривает:

создание независимой  судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина;

отправление правосудия на основе принципа состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от выполнения несвойственных для него функций;

участие граждан  в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

усиление судебного  контроля на стадии предварительного следствия;

расширение  доступа к правосудию;

обеспечение граждан  квалифицированной юридической помощью.

За прошедшие  годы приняты определенные меры по утверждению судебной власти как  самостоятельной, независимой и  сильной ветви государственной  власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации.8

Вступили в  силу такие новые законы, как «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах  в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Информация о работе Конституционные гарантии: определения, виды и нормы Конституции