Конституционные обязанности человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является исследование сущности правового института конституционных обязанностей человека и гражданина. В соответствии с этим, наша задача состоит в том, чтобы:
1) определить сущность конституционных обязанностей;
2) рассмотреть различные подходы к определению института обязанностей;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие конституционных обязанностей человека и гражданина
1.1. Сущность конституционных обязанностей……………………………………………….5
1.2. Различные подходы к определению института обязанностей………………………….10
Глава 2. Конституционные обязанности человека и гражданина в РФ
2.1. Перечень конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ…………….15
2.2 Проблемы реализации обязанностей и пути их разрешения……………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 65.26 Кб (Скачать файл)

Конечно, нельзя утверждать, что всё в налоговой сфере так мрачно. Правительством предпринимаются попытки по устранению помех в исполнении гражданами своих обязанностей и смягчению налогового бремени. Так, например, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. с 1 января 2003 года введены в действие две главы 26.2 и 26.3, которые дополняют вторую часть НК РФ и вводят «Упрощённую систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства» , которая должна облегчить исполнение своей конституционной обязанности гражданами, занятыми в сфере малого бизнеса. Жаль только, что те же недостатки в понимании и правоприменении закреплённых норм преследуют и эти правовые акты.

В заключение всего вышеизложенного необходимо сказать, что среди основных выявленных проблем необходимо заострить внимание на том факте, что гражданские права и обязанности - понятие, используемое в гражданском и конституционном праве, причем в несовпадающих трактовках. В гражданском праве, как это следует из гл. 2 ГК РФ, «гражданскими правами и обязанностями» считаются имущественные права, а также личные неимущественные права субъектов гражданских правоотношений, в то время как в науке конституционного права понятием «гражданские права» (а также свободы и обязанности) обозначаются те права, которые относятся к сфере личной жизни и индивидуальной свободы граждан. Название «гражданские» обозначает с одной стороны их личный характер, т. е. принадлежность каждому гражданину, с другой стороны - то, что эти права и обязанности существуют в обществе определенного качественного состояния (оно именуется тогда «гражданским обществом»). В связи с выявленной проблематикой в заключение необходимо привести рекомендации законодателю, так, например, необходимо помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, учитывая национальную специфику формирования правового государства, является планом будущего строительства. Предстоит многолетняя работа по наполнению рамочных норм Конституции более конкретным законодательным содержанием. Требуется привести ныне действующее законодательство в соответствии с новой Конституцией, эту работу необходимо осуществить в короткие сроки т.к. пока она не будет сделана, ряд важнейших положений новой Конституции вообще не может вступить в силу.

Совершенствование федерального нормативного правового обеспечения целесообразно осуществлять в целях: развития правовых механизмов регулирования отношений в области конституционных обязанностей человека и гражданина, реализуемых в информационной сфере, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе мы изучили такой общественно-правовой институт конституционного права как конституционные обязанности человека и гражданина. Была раскрыта сущность этого понятия, изучена его структура и проанализированы различные научные подходы по данному вопросу. 

Нами также было изучено законодательное закрепление данного правового института и его реализация в нашем государстве. Были выявлены недостатки существующего законодательства и его расхождения с правоприменительной практикой. На основе анализа возникающих противоречий были предложены пути разрешения сложившейся ситуации в области выполнения гражданами своих обязанностей.

Так, добиваться реализации обязанностей граждан можно и нужно не только кнутом, но и осознанием авторитета власти, от которой указание этих обязанностей исходит. «Авторитет велений власти основывается всегда на признании их обязательности со стороны общества. Каждый отдельный гражданин вынужден подчиняться велениям органов власти не потому только, что повелевающий от него этого требует, но и потому, что все общество признает для него эти веления обязательными. Но такое признание необходимости исполнения каждым обращенных к нему велений и обусловленное им нравственное понуждение других к подчинению не есть уже исполнение велений, a составляет деятельное к ним отношение. Такое признание, составляющее главное основание государственного властвования, само не может уже основываться на подчинении велениям органов власти». 

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В современной Конституции Российской Федерации такие институты, как права и свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина. 

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям. 

Те или иные права, свободы и обязанности граждан могут к оп-ределенному времени развития общества сложиться как основные, если они опосредуют принципиальные и существенные отношения между обществом и его членами. Но, несмотря на это, за ними может быть, и не признана соответствующая юридическая сила, так как они не записаны в конституции. 

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, записанных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. 

Конституционные права, свободы и обязанности определяют в принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав, свобод и обязанностей. 

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи. 

В результате правотворчества, развернувшегося в нашей стране за последние годы, целый ряд конституционных прав и свобод, а также их обязанностей были конкретизированы в нормах текущего законодательства. Однако на недостаточно хорошем уровне. Эта конкретизация во многих случаях односторонняя и неполная, иногда даже противоречащая исходным нормам или допускающая различное толкование. Необходимо, чтобы все другие права, свободы и обязанности, возлагаемые на граждан различными нормативными актами, не противоречили, а соответствовали в принципе конституционным правам, свободам и обязанностям. В этом, как известно, выражается принцип законности. Соответствие всех других прав и обязанностей граждан конституционным вовсе не исключает, а предполагает их многообразие, так как они призваны удовлетворять разнообразные интересы и потребности личности, коллектива, общества. Соответствие должно пониматься как их единство в главном, в основном, т.е. согласие в целях, которые стоят перед обеими группами прав, свобод и обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 1995. - № 26. - Ст. 2401.
  3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
  4. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

Литература:

  1. Апиян, Н.А. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Н.А. Апинян // Государство и право, 2001. - №5.
  2. Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай.– М.: ИНФРА-М, 1996.– 512 с.
  3. Бондарь, Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений / Н.С. Бондарь.- Ростов н/Д: РВШ МВД РФ, 1996. 
  4. Бринчук, М.М. Экологическое право: право окружающей среды / М.М. Бринчук.- М.: Юристъ, 2002.- 684 с. 
  5. Гончарук, Е.В., Альхименко, В.В. Конституционная обязанность человека и гражданина Российской Федерации сохранять природу и окружающую среду и роль ОВД в ее обеспечении / Е.В. Гончарук // ПРАВО: теория и практика, 2003.- №3 (18).
  6. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов.- СПб.: Юрид. Центр Пресс, 2004.- 428 с.
  7. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Правовая культура, 1997.
  8. Мальцев, Г.В. Конституционное право Российской Федерации / Г.В. Мальцев.- М.: РАГС, 2004.
  9. Острикова, Л.К. О клиентах «проблемных» банков / Л.К. Острикова // Закон.- 2004.- №7.
  10. Отчерская, Т. Прокурорский надзор: в обход закона / Т. Отчерская // Закон.- 2003.- №2.
  11. Правоохранительные органы РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова.-М.: Юридическая литература, 1998.
  12. .Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов / Под ред. А.Д. Сафронова, А.В. Сухинина.- М.: Щит - М, 2000.
  13. Павленко, В.В. Комментарии к Конституции Российской Федерации / В.В. Павленко.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  14. Петров, В.В. Экологическое право России / В.В. Петров.- М.: Бек, 1996.- 557 с.
  15. Пыхтин, С. Упрощённая система налогообложения для субъектов малого предпринимательства / С. Пыхтин // Законность.- 2003.- №1.

 

 


Информация о работе Конституционные обязанности человека и гражданина