Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель работы – проанализировать и рассмотреть и изучить суть понятия исполнительная власть.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятия «исполнительная власть»
2) рассмотреть отличительные признаки исполнительной власти
3) выявить, какие функции присущи исполнительной власти
4) определить принципы исполнительной власти
Введение
Понятие и система органов исполнительной власти
Функции исполнительной власти
Принципы исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(МИИТ)
Юридический институт
Кафедра «Теория права и конституционное право»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному (государственному) праву России
Конституционные основы исполнительной власти в Российской Федерации.
Выполнил (а): студент гр. ___
Сидоренко Д.С.
Научный руководитель —
кандидат юридических наук, доцент Лапшин И.С.
Дата защиты________
Оценка_______
Москва 2012
Оглавление
Введение
Понятие и система органов исполнительной власти
Функции исполнительной власти
Принципы исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наука конституционное право является основа полагающей в системе юридических наук. Её важность обусловлена незыблемыми постулатами, или точнее выразится понятиями, отраженными в главном правовом акте нашей страны конституции.
В современной юридической
науке особенную остроту
Актуальность данной темы связанна с основами конституционного строя закрепляющими принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) Из ст. 110--117 Конституции РФ следует, что сущностью исполнительной власти является, с одной стороны, практическое применение законов, а с другой -- государственное управление, которое, в свою очередь, должно основываться на принципе законности.
Цель работы – проанализировать и рассмотреть и изучить суть понятия исполнительная власть.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие и система органов исполнительной власти
Понятие и функции
исполнительной власти. В соответствии
с конституционным принципом
разделения властей
Содержание исполнительной
власти составляет исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному
управлению всеми общественно значимыми
сторонами жизни государства. Эта
деятельность является подзаконной: она
должна осуществляться только на основе
и во исполнение законов. Реализуя веления
законов, исполнительная власть имеет
возможность осуществлять определенные
действия по собственной инициативе,
т.е. распоряжаться. Исходя из конкретных
ситуаций и требований законов, она
может обязывать путем
издание правовых актов управления использование распорядительных и контрольных полномочий,
заключение административных договоров,
проведение организационных мероприятий.
В институциональном плане исполнительная власть имеет иерархическую структуру, которая включает:
органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
корпус государственных служащих;
юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.
Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую подчиненность, представлены целым спектром административных полномочий:
право решать, т.е. определять
содержание деятельности, осуществлять
волевой акт с целью
право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
право назначать;
право осуществлять легитимное принуждение;
право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей и инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
право расходовать вверенные ресурсы;
право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.
Государственно-властные полномочия
исполнительной власти осуществляются
в рамках административной процедуры
и призваны обеспечить реализацию ее
функций. Административная процедура
предоставляет собой
осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
административное
административное правоприменение, осуществляется в двух формах:
оперативно-исполнительная
деятельность, выражающаяся в реализации
предписаний правовых норм и позитивном
регулировании с помощью
юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
информационное обеспечение
органов государственной власти
и информационно-аналитическая
Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции ее органов и их соответствующие полномочия.
2.Понятие и виды органов
исполнительной власти. Орган исполнительной
власти - это вид государственного
органа, который наделен правом
от имени государства
объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти.
и субъективный, выражающий
его динамику. Субъективный компонент
органа исполнительной власти представлен
людьми, находящимися на государственной
службе. Именно они, выражая волю государственной
власти, своими действиями обеспечивают
осуществление его властных полномочий
и возможность реального
Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности. Вместе с тем органы исполнительной власти в своей совокупности характеризуются рядом специфических признаков, которые отличают их от других органов государственной власти. К числу этих признаков относятся:
официально представленные государства и выражение его воли при решении повседневных задач и текущих вопросов в сфере публичного управления;
осуществление исполнительно-распорядительной
деятельности в рамках определенных
законом функций и
возможность, в соответствии со своей компетенцией, издавать обязательные к исполнению административно-правовые акты и осуществлять оперативное государственное управление в пределах установленного предмета ведения;
наличие оперативной самостоятельности
и возможности непосредственно
распоряжаться материальными, людскими
и информационными ресурсами, необходимыми
для осуществления его
органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им;
контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий;
состоят из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми;
обладают возможностью применять меры административного принуждения.
Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.
Внешней формы включает следующие основные элементы:
официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);
компетенция, определяющая меру и способ ее участия в государственном управлении, и территориальный масштаб деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;
формы и методы деятельности;
положение в иерархической структуре исполнительной власти и порядок взаимодействия с другими органами;
порядок образования, реорганизации и управления.
Внутренняя форма показывает:
устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.
К элементам внутренней формы относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую все государственные служащие обязаны соблюдать.
С точки зрения своей формы
орган исполнительной власти может
быть представлен отдельным
Таким образом, орган исполнительной
власти - это публично-правовой институт,
который представлен одним
Информация о работе Конституционные основы исполнительной власти в РФ