Конституционные основы исполнительной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать и рассмотреть и изучить суть понятия исполнительная власть.
Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятия «исполнительная власть»
2) рассмотреть отличительные признаки исполнительной власти
3) выявить, какие функции присущи исполнительной власти
4) определить принципы исполнительной власти

Содержание работы

Введение
Понятие и система органов исполнительной власти
Функции исполнительной власти
Принципы исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_po_KPRF.docx

— 44.91 Кб (Скачать файл)

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и характеру компетенции  и т.д. В учебной литературе их принято классифицировать:

по основаниям образования:

образуемые на основе Конституции  РФ и конституционных актов субъектов  федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства  и т.д.);

создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных  актов (министерства, государственные  комитеты, управления и т.д.);

по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством  России и территориальным масштабам  деятельности:

федеральные (Правительство  РФ, федеральные министерства и ведомства);

региональные (представители  Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

по порядку образования:

избираемые (президенты, главы  администраций субъектов федерации);

образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов  республик и глав администраций  субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по объему и характеру компетенции:

органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами  управления и решающие все вопросы  на определенной территории (Правительство  РФ, президенты республик, губернаторы, Правительства субъектов федерации и т.д.);

органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

органы межотраслевой  компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные  комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферы деятельности в рамках отрасли;

по организационно-правовой форме:

правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

по порядку принятия решений:

единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

коллегиальные органы, принимающие  решения в подведомственной области  коллегиально (Правительства РФ, правительства  субъектов федерации, государственные комитеты и т.д.);

по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

основные, которые непосредственно  выражают и осуществляют волю государства  и принимают его от его имени  обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) и;

вспомогательные органы, которые  обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Они действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовит по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

3. Система органов исполнительной  власти в Российской Федерации.  Система органов исполнительной  власти - это юридически упорядоченная  внутренне согласованная совокупность  различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

Понятие "система органов  исполнительной власти" характеризует  организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она  строится в соответствии с конституционным  разграничением полномочий в этой сфере  между РФ и субъектами Федерации. Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах совместного ведения  субъектов РФ, в пределах совместного  ведения РФ и субъектов федерации  и в пределах самостоятельного ведения  субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных  оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

Единая система исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и полномочий Федерации по предметам совместного  ведения РФ и ее субъектов (ст.77 Конституции) 2. В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся  в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов  исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают  систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя  РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними.

 В рамках федеральных  органов исполнительной власти  можно выделить два уровня, которые включают:

руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и;

органы государственной  администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация  представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий  государственную политику, цели и  приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.1

 

 

ФУНКЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Сущность функций исполнительной власти выявляется посредством анализа  результатов, которые достигаются  в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной  исполнительной власти:

1)исполнительная (правоприменительная)  функция, т.е. функция исполнения  Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2)«правозащитная» функция,  т.е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;

3)социально-экономическая  функция, т.е. создание условий  для развития хозяйственного  строительства, социально-культурного  и административно-политического  управления; эту функцию можно  назвать обеспечительной, так  как она направлена на обеспечение  благосостояния населения и удовлетворение  публичных интересов;

4)функция обеспечения  законности и соблюдения конституционного  порядка в стране;

5)регулирующая функция,  в рамках которой осуществляются  многие функции государственного  управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование  и т.д.;

6)нормотворческая функция,  в соответствии с которой органы  исполнительной власти осуществляют  в установленных законом пределах  деятельность по принятию нормативных  актов, многие из которых подлежат  государственной регистрации в  Министерстве юстиции РФ;

7)охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, применение наказаний за нарушение таможенных правил).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Принципы организации  и функционирования исполнительной власти по своему содержанию практически  не отличаются от принципов государственного управления, а также от принципов  организации и деятельности органов  государственного управления, ибо главным  признаком исполнительной власти является наличие системы органов исполнительной власти (или органов государственного управления).

Принципы организации  и функционирования исполнительной власти можно разделить на две  большие группы:

1) конституционные, которые  установлены Конституцией РФ  и обусловлены по содержанию  конституционно-правовыми законодательными  нормами; 

2) организационные характеризующие  организационные связи между  различными звеньями системы  государственного управления, которые  возникав в процессе деятельности управленческих органов.

Участие политических партии в формировании органов исполнительной власти и принятии важнейших практических решений в области управления отвечает демократическим принципам  современного правового государства. Пункт 3 ст. 13 Конституции РФ устанавливает  политическое многообразие, многопартийность. Завоевывая места в парламенте, политические партии оказывают сегодня реальное воздействие на формирование органов  исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне.

2.Демократизм формирования  и функционирования исполнительной  власти. Иногда этот принцип называют  принципом народовластия, народности. Демократизм проявляется в свободном  участии граждан в формировании  органов исполнительной власти, в реальном их влиянии на  практическую деятельность по  управлению и осуществлению контроля за их работой, в использовании в необходимых случаях возможности судебной защиты.

3.Принцип законности. Формирование  и функционирование системы органов  исполнительной власти должно  базироваться на нормах права  и преследовать цели обеспечения  выполнения государственных функций,  признания, соблюдения и защиты  прав и свобод граждан. Государственная  защита прав и свобод человека  и гражданина является одним  из главных проявлений принципа  законности. Соблюдение принципа законности предполагает, что: а) вся система государственного управления строится только на законных основаниях; б) осуществляемые государственными органами управленческие функции соответствуют требованиям законов и иных нормативных правовых актов; в) за исполнительной властью и воплощающей ее государственными органами осуществляется эффективный государственный и общественный контроль; г) обеспечивается формирование законопослушного кадрового потенциала управления. Принцип законности будет нарушен в случае, если действия органов исполнительной власти (публичного управления) приходят в противоречие с требованиями законов, иных нормативных правовых актов.

4.Принцип федерализма.  Принцип федерализма в организации  и функционировании исполнительной  власти вытекает из федеративного  устройства РФ (гл. 3 Конституции  РФ). Федеративная система обусловила  сложную схему распределения  полномочий исполнительной власти. С организационно-структурной точки  зрения, принцип федерализма задает  два уровня органов исполнительной  власти: а) федеральные органы  исполнительной власти; б) органы  исполнительной власти субъектов  РФ, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных  округов.

Организационные принципы функционирования исполнительной власти:

1. Принцип распределения  и нормативного установления  функций и полномочий. Управленческая  практика доказала необходимость  разумного рассредоточения функций  и полномочий исполнительной  власти по специальным органам управления, составляющим систему органов исполнительной власти.

Информация о работе Конституционные основы исполнительной власти в РФ