Конституционные основы регионального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 21:30, реферат

Описание работы

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти

Содержание работы

Введение ……..…3
1. Система государственных органов РФ 4
2. Конституционные основы регионального управления ………………………..............5
3. Местное самоуправление …………………………………………………………………...10
4. Особенности функционирования государственной власти в современной
России …………………………………………………………………………………………...11
5. Эффективность государственной власти в современной России …………………….......14
6. Ресурсы государственной власти в современной России ……………................................16
Заключение ....18
Список используемой литературы ………………………………………………….…………19

Файлы: 1 файл

текст.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Недостаточная эффективность государственной власти в современной России обусловлена несколькими факторами.

1. В  историко-культурном аспекте российские  реформаторы в определенной степени  повторяли опыт «вестернизаторов»  прошлого, используя такую модель  модернизации, которая ориентируется  на положительные примеры других  стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции жизнедеятельности людей скрываются за их достижениями.

2. Реформы  в России проводятся на основе  нормативистского, программно-целевого  подхода в управлении, слабо учитывающего  социокультурные возможности управляемой системы и исходящего из иллюзии о том, что «власть всесильна».

3. В  связи с этим эволюция российского  общества в постперестроечный  период представляет собой сочетание  реформации и реставрации. Очередные  витки структуры представляют собой циклы реформ, для которых характерно движение по пути демократии и законности сопровождаются контрреформами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображениями практической целесообразности.

Причины неэффективности Л. Шевцова справедливо видит в том, что власть не имеет: «1) безопасного для самой системы механизма реставрации, особенно в экстремальных случаях; 2) социальных амортизаторов общественного недовольства; 3) удовлетворяющих ведущие элиты форм их участия во власти».

Для эффективного функционирования государственной власти можно предложить множество способов, механизмов и средств. Например, последовательное осуществление аксиом государственной власти, выдвинутых И. Ильиным. Он утверждал, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия; в пределах каждого политического союза она должна быть едина; власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес; программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы; государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, она имеет право и обязанность отступать от нее только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

6. Ресурсы государственной власти  в современной России

Ресурсы государственной власти — это потенциальные возможности, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зависимости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны и в то же время традиционны. На ранних этапах общественного развития ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство, деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Для дееспособности, эффективности государственная власть должна располагать ресурсами. Они классифицируются по разным основаниям. Так, А. Этциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы. Однако наиболее распространенной является классификация ресурсов в зависимости от основных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

К экономическим ресурсам государственной власти относят материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.

Социальные ресурсы государственной власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей. Государство, обладая социальными ресурсами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь людей.

К политическим ресурсам государственной власти можно отнести ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные общественные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударственными и общими для этих направлений деятельности государственной власти. Например, опыт политической деятельности выступает общим ресурсом, а дипломатический опыт есть ресурс международной, внешнеполитической деятельности.

Духовные ресурсы государственной власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институтами, в которых аккумулирована информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общества, культурное наследие, общественные настроения людей, престижное образование (это и социальный ресурс) и многие другие. Их значимость в политике государственной власти, деятельности общественно-политических институтов резко возрастает. Правда, не все органы государственной власти учитывают данное обстоятельство в своей деятельности.

Выделяют также силовые, демографические и иные ресурсы. Характерно, что в российской государственно-властной структуре не уделяют должного внимания такому ресурсу, как наука. Фундаментальная и прикладная наука являются мощным ресурсом государственной власти, ориентированным на эффективное решение многих проблем российского общества.

Исследователи отмечают важность и нетрадиционных ресурсов государственной власти. Например, традиционные ресурсы развития избирательного процесса — финансы, кадры, информация, нетрадиционные — культура участия граждан в выборах. К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд конкретных предложений, направленных на совершенствование организации и регулирования государственной службы, информационного обеспечения исполнительной власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная власть — это возможность и способность специализированных органов государства осуществлять руководство, управление жизнедеятельностью общества, быть арбитром в нем, обладать верховенством, суверенитетом и от имени общества применять принуждение. Она носит институционализированный характер, и ее функционирование определяется противоречивым единством деятельности институтов федерального центра, органов государственной власти субъектов Федерации и негосударственной власти местного самоуправления.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
  2. Дилигенский Г.Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7, 8.
  3. Каменская Г.В. Больше федерализма - больше демократии? // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
  4. Лебедев М. Проблемы повышения эффективности государственной власти в России // Россия и современный мир. 1997. №3.
  5. Национальные модели федеративных государств // Вестник Моск. ун-та. Сер.12. Политические науки. 1997. № 1.
  6. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Гардарики, 1999. – 472с.
  7. Тихомиров ЮЛ. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. №2.
  8. Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995.
  9. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Полис. 1995. №4.
  10. Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.

 

 

 


 



Информация о работе Конституционные основы регионального управления