Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Именно эта актуальная тема является предметом настоящего исследования, название которому «Конституционные основы Судебной власти».
Исходя из темы, основной целью данной работы является рассмотрение судебной власти во всей ее полноте, для чего необходимо решить следующие задачи – содержание судебной власти на современном этапе, перечень и полномочия органов, осуществляющих судебную власть и конституционные основы их организации, а также анализ понятия правосудия.
Введение...................................................................................................................3
1. Понятие и основные признаки судебной власти…………….............................5
2. Судебная система……………………………………………..............................14
3. Конституционные принципы организации судов и осуществления правосудия……………………………………………………..........................................23
Заключение………………………………………………………………………….33
Глоссарий…………………………………………………………………………...35
Список используемых источников………………
Обеспечению стабильности судебной системы
и права на законный суд служит
также вытекающий из Конституции
и закрепленный в ФКЗ «О судебной
системе» порядок создания и упразднения
судов (ст.17). Суды, перечисленные в Конституции,
могут быть упразднены только путем внесения
поправок в Конституцию. Другие федеральные
суды создаются и упраздняются только
федеральным законом. Это означает, что
суд, относящийся к любому из перечисленных
в ФКЗ «О судебной системе» ее звеньев
и видов судов на конкретной территории
– в районе, субъекте федерации, в судебных
округах – в случае изменения административно-
Федеральная судебная система в соответствии с Конституцией включает в себя в настоящее время суды трех видов юрисдикции: Конституционный Суд, который осуществляет конституционное судопроизводство (ст.125); возглавляемые Верховным Судом суды общей юрисдикции, осуществляющие гражданское, административное и уголовное судопроизводство (ст.126); арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом, которые осуществляют гражданское и административное судопроизводство по делам, вытекающим из экономических споров (ст.127).
Понятие «судебная система» применительно к организации судов обусловлено, однако, не только тем, что суды подразделяются по названным видам юрисдикции. Внутри одной юрисдикции суды также образуют упорядоченную систему. Это связано с потребностью распределения дел между судами на разных территориях (по горизонтали – на основе территориальной подсудности дел) и с наличием судов разного уровня (по вертикали) для распределения дел по степени их сложности (на основе предметной подсудности).
Распределение дел по территориальному принципу решает задачу обеспечить каждому возможность обратиться к суду за защитой (ст.46 Конституции) там, где возник правовой конфликт. Без этого доступ к правосудию был бы не реален.
Иерархическая организация судов по вертикали служит организации проверки в вышестоящих судах решений нижестоящих судов и определяет движение дел по судебным инстанциям. Такая необходимость также обусловлена конституционными нормами о праве каждого на обжалование в суд любых действий и решений государственных органов (ст.46 Конституции), что в полной мере распространяется на решения судов. Обязанность государства обеспечить каждому право на пересмотр в вышестоящем суде вынесенного по уголовному делу обвинительного приговора специально оговорена в ст.50 (часть 3) Конституции. Таким образом, нормы главы второй Конституции предопределяют иерархическое построение судебной системы. Это затем находит отражение в ст.ст.126 и 127 Конституции, посвященных двум отдельным друг от друга, иерархически построенным подсистемам федеральных судов – судам общей юрисдикции и арбитражным судам.
Система судов общей юрисдикции включает федеральные суды разного уровня. В пределах районов действуют районные суды. В пределах территории субъекта федерации соответственно – верховный суд республики, областной, краевой суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа – вышестоящие по отношению к районным судам на территории каждого субъекта. Для обеспечения права на равный доступ к суду важно, что а) в каждом районе и в каждом субъекте федерации действует суд, имеющий такую же подсудность, как другие суды аналогичного уровня; б) все названные суды являются федеральными, т.е. учреждаются федеральным законом и обеспечивают судебную защиту прав граждан на основе федерального закона, по единому федеральному стандарту. Присутствующее в их названии указание на субъект федерации лишь обозначает дислокацию судов.
Непосредственно вышестоящим
судом по отношению к федеральным
судам субъектов федерации
Из этого вытекает, что а) к полномочиям Верховного Суда так же, как к полномочиям всех судов общей юрисдикции, относится осуществление гражданского, административного и уголовного судопроизводства, б) Верховный Суд является последней инстанцией, осуществляющей правосудие, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в) осуществление Верховным Судом судебного надзора по отношению к нижестоящим судам общей юрисдикции допускается только в порядке проверки их решений по обращениям заинтересованных лиц в процедурах, предусмотренных Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами .
Таким образом, ст.126 Конституции определяет полномочия Верховного Суда, в том числе и путем отсылки к отраслевому процессуальному законодательству. Осуществление Верховным Судом судебного надзора по отношению к другим судам, по смыслу конституционной нормы, включает в себя все формы его процессуальной деятельности в качестве вышестоящей судебной инстанции. Эти формы установлены в ФКЗ «О судебной системе», Гражданском процессуальном и Уголовно-процессуальном кодексах. Ст.126 не может толковаться как ограничивающая полномочия Верховного Суда по проверке судебных решений в сравнении с тем, как они установлены этими федеральными законами. Соответственно конституционное понятие судебного надзора включает в себя проверку Верховным Судом судебных решений по гражданским и уголовным делам в кассационном и надзорном порядке, т.е. распространяется на все формы пересмотра не вступивших и вступивших в законную силу решений нижестоящих судов.
Верховный Суд может также в установленных законом случаях рассматривать дела в качестве суда первой инстанции.
К конституционным полномочиям Верховного Суда относится его право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Из этого вытекает, что такие разъяснения предполагают в качестве их основы изучение, анализ и обобщение практики судов. Но они не являются указанием суду, какое решение должно быть принято по конкретному делу. Нельзя предполагать, что правомочие Верховного Суда давать разъяснения может конкурировать с конституционным требованием о независимости судей и их подчинении только Конституции и закону. Разъяснения Верховного Суда не обладают силой закона и присущей ему общеобязательностью.
Исходя из статей Конституции, определяющих статус судебной власти, судьи Верховного Суда как высшего органа в системе осуществляющих правосудие судов общей юрисдикции обладают тем же конституционным статусом, как другие судьи. Но они назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания по предложению Президента (п. «е» ст.83, п. «ж» части 1 ст.102 Конституции).
ФКЗ «О судебной системе» определил, что наряду с названными федеральными судами общей юрисдикции в субъектах Российской Федерации в качестве судей общей юрисдикции действуют также мировые судьи. Мировые судьи являются не федеральными судьями, а судьями субъектов федерации. Учреждение должностей мировых судей и регулирование их статуса и деятельности осуществляется как на основе федеральных законов, так и посредством принимаемых в соответствии с ними законов субъектов федерации. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются законами субъектов РФ внутри административных районов. Общее число мировых судей и судебных участков устанавливается федеральным законом по инициативе соответствующего субъекта федерации. Мировые судьи являются самым низшим звеном в системе судов общей юрисдикции. Они рассматривают гражданские, административные и уголовные дела, отнесенные к их компетенции Федеральным законом «О мировых судьях» (от 17 декабря 1998 г.) в общем для всех судов процессуальном порядке. Проверка их решений осуществляется районными судами. На мировых судей распространяются сформулированные Конституцией и федеральным законом требования к судьям. Закон субъекта РФ может установить дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи и дополнительные гарантии его материального обеспечения и социальной защиты. Мировые судьи назначаются на должность не более, чем на пять лет, законодательным органом государственной власти субъекта федерации или могут избираться населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Так как в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, то их органы являются самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается5 .
В систему органов правосудия Российской Федерации входят: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В систему органов правосудия входят и военные суды.
В гл. 7 Конституции РФ закреплены основы правового статуса судей, единые для всех органов правосудия. Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.
Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128 Конституции РФ).
В Конституции РФ содержатся и другие положения, закрепляющие основы статуса судей, одновременно являющиеся принципами правосудия.
Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону). Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
К системе принципов правосудия относятся принципы законности, осуществления правосудия только судом, независимости судей, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения каждому права на судебную защиту, презумпции невиновности, обеспечения подсудимому права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судопроизводства, национального языка судопроизводства, участия граждан в осуществлении правосудия, охраны чести и достоинства личности, непосредственности и устности судебного разбирательства.
Законность является универсальным правовым принципом, относящимся не только к правосудию, но и к деятельности всех государственных органов. Это вытекает из конституционного положения (ст. 15) о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В соответствии с этим ст. 7 Закона «О судоустройстве РСФСР» закрепила, что правосудие во всех судах Российской Федерации осуществляется в точном соответствии с законодательством.
В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и ие-рархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руко-водствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем фе-деральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан.
Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Статья 49 Конституции РФ указывает, что лицо может быть признано виновным только по приговору суда. Статья 1 Закона «О судебной системе РФ» определяет, что никто, кроме судов в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия.