Конституционный контроль Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы —проанализировать природу, содержание полномочий Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..7
1.1. Становление конституционного контроля в России………………...7
1.2. Понятие конституционного контроля………………………………12
1.3.Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации………………………………15
2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………………..18
2.1. Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………….18
2.2. Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая Конституционный контроль.doc

— 219.24 Кб (Скачать файл)

                                        СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..7

1.1. Становление конституционного контроля в России………………...7

1.2. Понятие конституционного контроля………………………………12

1.3.Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации………………………………15

2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………………..18

2.1. Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………….18

2.2. Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство Конституции Российской Федерации от 12.12.19931 в системе нормативно-правовых актов, ее прямое, непосредственное действие. Данную задачу можно решить лишь при условии четкого и неукоснительного соблюдения законов, создания прочного правопорядка. Установление в любом государстве прочного правопорядка немыслимо без строгого соблюдения режима конституционной законности, наличия эффективных правовых средств охраны Конституции, обеспечения ее выполнения всеми субъектами права и тесного взаимодействия всех ветвей власти в этом процессе. Здесь особая роль отводится правовой охране и защите Конституции.

Таким специфическим институтом обеспечения конституционной законности является конституционный контроль, который находится в центре всей системы контроля за законностью. Это обусловливается, прежде всего, тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества; будучи его главным правовым и политическим документом, Конституция закрепляет важнейшие стороны социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношений, должностных лиц, общественных организаций, граждан; нормативные акты должны четко соответствовать Конституции. Без этого не могут быть реализованы функции правового государства. Лишь при наличии эффективной системы конституционного контроля можно обеспечить точное, последовательное проведение в жизнь Конституции, выступающей в качестве гаранта защиты конституционных прав и свобод граждан, усилить ее роль как основного закона страны, от чего, в конечном счете, зависит деятельность в области контроля за законностью в целом.

Правовая защита Конституции - задача и обязанность всех государственных органов и должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств, в рамках предоставленных каждому из них полномочий. При этом важную роль здесь играют такие государственные институты как глава государства, парламент, правительство, судебная система, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а также некоторые другие государственные органы различного уровня - федерального и субъекта федерации. Конституционный контроль - важнейшая функция любого государственного органа. Это присущая многим элементам политической системы часть их деятельности по контролю за законностью в целом. Однако для большинства из этих органов конституционный контроль не является основной задачей, а составляет лишь часть их функций.

Вместе с тем, среди всех субъектов конституционного контроля выделяются такие, для которых деятельность в данной области имеет первостепенное, главенствующее значение. В Российской Федерации таким специализированным органом конституционного контроля является Конституционный Суд Российской Федерации.

Исследование места, роли и назначения Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля, его влияния на законодательство представляет особую актуальность в силу того, что конституционное правосудие - новый институт в российской государственности. Десятилетие - это непродолжительное время в тысячелетней истории российских судов. Дискуссия о месте органа судебного конституционного контроля в системе разделения власти в Российской Федерации и его юридической природе не может считаться завершенной. Поэтому важным является исследование его правового статуса, теоретическое осмысление пределов участия Конституционного Суда РФ в законодательном процессе, его возможностей в формировании процедуры законотворчества.

Проблематика осуществления Конституционным Судом РФ судебного конституционного контроля привлекает внимание многих российских правоведов. Вышедшие за последние годы работы, посвященные деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, во многом восполнили пробелы в исследовании проблематики сущности решений конституционных судов. Правовой статус Конституционного Суда РФ исследуется такими учеными, как Г.Г.Арутюнян, М.В. Баглай, А.М. Барнашов, A. Бланкенагель, Н.В. Витрук, Г.А.Гаджиев, В.А. Кряжков, В.В.Лазарев, B.О. Лучин, М.А. Митюков, Т.Г.Морщакова, В.С. Нерсесянц, Ж.И.Овсепян, М.Б.Смоленский, Б.А.Страшун, Б.Н. Топорнин, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев.

При написании работы были использованы труды известных российских ученых-правоведов: С.А. Авакьяна, И.Н. Барцица, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Г.А.Гаджиева, В.Д. Зорькина, Б.П. Елисеева, С.Э. Жилинского, Д.А.Керимова, Е.И.Козловой, О.Е. Кутафина, Л.В.Лазарева, В.О.Лучина, М.Н.Марченко, Г.В.Мальцева.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением конституционного контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормы права, регулирующие осуществление Конституционным Судом Российской Федерации судебного конституционного контроля.

Цель работы --проанализировать природу, содержание полномочий Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

Нормативно-правовую основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, международные договоры, участником которых является Российская Федерация; федеральные конституционные законы, федеральные законы,

Методологическую основу исследования составляют методы анализа, синтеза, сравнительный и другие методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ

 

 

1.1. Становление конституционного контроля в России

 

Конституция - это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Конституционный контроль - это специальный демократический институт по проверке законов и других нормативных актов, принимаемых органами публичной власти государства, с точки зрения их соответствия конституции данного государства. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применение законов и других актов, противоречащих конституции. Специализированный конституционный надзор - важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Наряду с ним действуют и другие виды контроля: прокурорский надзор за законностью, роль президента как гаранта конституции.

Конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Его осуществляют не только Конституционный суд, но и иные государственные органы. Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль. Под ним понимается официальная деятельность специально уполномоченного Конституцией и развивающими её иными актами органа (органов), которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации, предупреждения существования в правовой системе не конституционных актов, толкования конституции. В Российской Федерации функции конституционного контроля и надзора возложены на Конституционный суд.

Конституционный Суд Российской Федерации - это вновь созданный институт, существенно отличающийся от Комитета конституционного надзора СССР порядком формирования, полномочиями и функциями. При формировании Конституционного суда и определении его полномочий усиливались органические пороки института конституционного надзора и были предприняты меры, гарантирующие от их повторения. Эти пороки не могли быть преодолены деятельностью членов ККН СССР, заслуживающей уважения и в целом позитивной оценки.

Конституционный суд был утверждён на основе Закона РСФСР от 15 декабря 1990 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона РСФСР), которым предусматривалось, что он избирается Съездом народных депутатов РСФСР, а порядок его избрания и деятельности определяется законом о конституционном суде РСФСР, утверждённым Съездом народных депутатов РСФСР. Названный закон был принят Верховным Советом РСФСР в первоначальном виде 6 мая 1991 года, а 12 июля 1991 года V (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР утвердил этот закон в первой редакции, включив в него главу 3 раздела III «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики»2.

Позднее в компетенцию Конституционного Суда привносились пункты изменений и дополнений действовавшей в тот период Конституции существенные новеллы, хотя Закон о Конституционном суде не менялся. Расширение круга полномочий этого органа обуславливалось также интеграцией в государственное строительство России принципов федерализма и подписанием Федерального договора, потребовавшего дополнения Основного Закона.

Конституция и прежний Закон о Конституционном Суде Российской Федерации не установили порядка выдвижения кандидатов судьи. На практике выдвижение кандидатов осуществлялось различными фракциями Верховного Совета Российской Федерации. Выдвинутые кандидатуры обсуждались комитетами парламента, затем - Верховным Советом. Обсуждение кандидатов в судьи, набравших наибольшее число голосов в процессе предварительного рассмотрения, было продолжено на пятом Съезде народных депутатов Российской Федерации. В частности, на заседаниях трёх комитетов Верховного Совета были предварительно рассмотрены тридцать восемь кандидатур, но двадцати из которых комитеты вынесли положительное заключение. Кроме того, комитетами Верховного Совета по законодательству, по вопросам законности, порядка и борьбы с преступностью и правам человека были рекомендованы ещё три кандидатуры, не набравшие установленного числа голосов.

30 октября 1991 года одиннадцать судей Конституционного Суда были приведены к присяге и торжественно поклялись истинно добросовестно исполнять обязанности судей Конституционного Суда, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более. Эту дату можно считать днём рождения Конституционного Суда Российской Федерации. На своём первом организационном заседании Конституционный Суд избрал Председателем Суда Зорькина В.Д.. Заместителем Председателя был избран Витрук Н.В., секретарём суда - Рудкин Ю.Д3.

Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года и по сентябрь 1993 года рассмотрел более тридцати дел. Однако события сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное течение политического процесса в стране. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе в Российской Федерации» прекратил «осуществление законодательной, распорядительной и контрольных функций Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации» (пункт.1). В ответ Верховный Совет констатировал прекращение полномочий Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и переход полномочий Президента Российской Федерации к вице-президенту Российской Федерации А.В. Руцкому.

3-4 октября противостояние с исполнительной и законодательной властей достигло апогея. Уличные столкновения и обстрел из орудий Дома Советов Российской Федерации привели к многочисленным человеческим жертвам. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов, вице-президент А.В. Руцкой и другие защитники Дома Советов были арестованы. Первый парламент России, законодательно обеспечивший начало преобразований в стране, прекратил своё существование. Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда Российской Федерации. В Указе Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года №1612 «О Конституционном Суде Российской Федерации» утверждалось, что суд оказался в глубоком кризисе. Дважды в течение 1993 года он своими постепенными действиями и решениями ставил страну на грань гражданской войны. Но когда угроза гражданской войны становилась реальной, Конституционный Суд бездействовал. Также говорилось, что Конституционный Суд из органа конституционного правосудия превратился в орудие политической борьбы, представляющее «исключительную опасность для государства»4.

В связи с этим Президент Российской Федерации констатировал «невозможность деятельности Конституционного Суда в неполном составе». В Указе было прямо подписано не созывать его заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации. Будущему Федеральному Собранию, в свою очередь, было предложено рассмотреть в качестве первоочередного вопроса об организационно-правовых формах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации. Это означало приостановление деятельности Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению судебного конституционного контроля в Российской Федерации. Указом Президента исполняющему обязанности Председателя Конституционного Суда Российской Федерации было предложено лишь обеспечить деятельность судей и аппарата Конституционного Суда по подготовке предложений для Федерального Собрания Российской Федерации, об организационно-правовых нормах осуществления конституционного правосудия в Российской Федерации, включая возможность создания Конституционной коллегии в составе Верховного Суда Российской Федерации, подготовке всех необходимых материалов по находящимся в производстве Конституционного Суда делам для последующего их рассмотрения; опубликованию решений и иных материалов Конституционного Суда Российской Федерации.

Информация о работе Конституционный контроль Российской Федерации