Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:29, курсовая работа
Цель работы —проанализировать природу, содержание полномочий Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………..7
1.1. Становление конституционного контроля в России………………...7
1.2. Понятие конституционного контроля………………………………12
1.3.Юридическая природа и отличительные признаки конституционного суда Российской Федерации………………………………15
2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ……………………………………………………..18
2.1. Основные задачи и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………….18
2.2. Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации…………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………30
Статья 79 Федерального Закона определяет, что решение Конституционного Суда РФ общеобязательно, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Четко высказал свою позицию Конституционный Суд и в вопросах неприкосновенности и несменяемости судей федеральных судов, которые являются одними из важнейших элементов гарантии независимости судов. Согласно постановлениям Конституционного Суда федеральные судьи не могут быть привлечены к уголовной ответственности, им не может быть предъявлено обвинение и заключение под стражу без согласия органов судейского сообщества, судьи не могут преследоваться за их профессиональную деятельность.
Очень важны решения Конституционного Суда, направленные на проверку конституционности действующего Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 01.03.2012)13. Именно решения Конституционного Суда на протяжении многих лет служили конституционному содержанию в действующем уголовном судопроизводстве и вошли в содержание УПК РФ.
Таким образом, конституционное правосудие имеет важное значение не только с точки зрения осуществления судебной функции, но и с позиции реализации властных функций, общественно-государственного управления и права народа на непосредственное осуществление государственной власти.
2.2. Проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Можно выделить следующие проблемные вопросы деятельности Конституционного Суда на современном этапе:
1) Исполнение вынесенных решений. Это - проблема не Конституционного Суда только и не закона в целом, это - проблема российского общества, политической и правовой культуры. Субъект правоотношений, который игнорирует и не исполняет решения Конституционного Суда, сам становится юридически и политически ничтожным. Недостаточное уважение к решениям Конституционного Суда связано с отсутствием в российском законодательстве конкретных мер юридической ответственности за их неисполнение. Существующие административно-правовые и уголовно-правовые санкции, установленные за неисполнение постановлений иных судов в данном случае, как показывает опыт, недостаточно эффективны.
2) Целесообразность уточнить полномочия Суда, в том числе - возвратить суду право самому инициировать процедуру рассмотрения вопроса в Конституционном Суде по строго ограниченной категории дел, связанных с защитой основ конституционного строя. Такой подход полностью вписывается в проведение судебной реформы, основные контуры которой очерчены Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию.
3) Целесообразность прописать в законе вертикаль конституционного правосудия, которая не может быть властной, но и не может копировать судебную вертикаль судов общей юрисдикции. Она уже востребована теоретиками права и государственного строительства - в связи с постепенным процессом формирования конституционных и уставных судов субъектов Федерации.
4) Необходимость воссоздать практику направления ежегодных посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию. Эта практика возобновлялась, потом вновь заглохла.
5) Необходимо разрешить, в ближайшее время, вопросы разграничения компетенции между тремя ветвями судебной власти, чтобы суды общей юрисдикции получили обоснованную законодательную базу по нормоконтролю, а нормоконтроль - это система сбалансированного взаимодействия, которая не позволяет ни одной ветви власти выходить за пределы Конституции страны.
6) Из требований Конституции
вытекает и необходимость создания административных
судов. Актуальность дел, вытекающих из
административно-правовых отношений,
очевидна, и значимость административных
судов еще и тем обусловлена сегодня в
России, что проходит реформа государственной
власти. Нужна и специальная процедура
рассмотрения административных дел, т.е.
необходимо принятие Административно-
Это вытекает прямо из требований Конституции о том, что правосудие в Российской Федерации осуществляется в том числе и посредством административного судопроизводства.
7) Конституционная защита социальных прав. Это пенсии и их размеры, невыплата заработной платы, жилищные проблемы, вопросы здравоохранения.
Решение всех этих проблем зависит или от экономических возможностей государства или просто от плохой организации дела.
Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране. Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Вместе с тем принципы социального государства в нынешних условиях во многом остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. По мнению Г.А. Гаджиева, именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование) приходится значительное число нарушений прав человека14. Наиболее распространенными являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров. Распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, необоснованное расширение различных форм натуральной оплаты труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и другие15.
8) Проблемным вопросом также является то, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды обращаются в Конституционный Суд только в том случае, если имеется сомнение в вопросе о соответствии или несоответствии закона, подлежащего применению при разрешении ими дела, Конституции Российской Федерации. В том случае, если у судей в процессе рассмотрения дела сложилась твердая уверенность в том, что закон, который должен быть применен, противоречит федеральной Конституции, они не применяют его и руководствуются при вынесении решения исключительно Основным Законом. Однако, вопрос о соответствии или несоответствии закона Конституции Российской Федерации подведомственен только Конституционному Суду, который в свою очередь не проверяет законность и обоснованность решений общих судов. Это утверждение прямо закреплено в Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 125) и неоднократно подтверждалось в постановлениях самого Суда.
Отказ от применения в конкретном деле закона, неконституционного с точки зрения суда, без обращения в связи с этим в федеральный орган конституционного контроля противоречит конституционным положениям о единообразном действии законов на всей территории Российской Федерации, поскольку вероятно противоречивое толкование различными судами конституционных норм.
9) В конституционном судопроизводстве бремя доказывания лежит не только на сторонах процесса, значительную часть работы в этой сфере проводит сам Суд, что определяется спецификой спора. Зачастую заявитель не обладает теми познаниями в области права, которые необходимы для оценки конституционности оспоренных им положений закона. Это обусловливает роль его представителей при рассмотрении дела в судебном заседании и особые требования, предъявляемые Федеральным Законом о Конституционном Суде РФ к их квалификации. Однако иногда даже профессиональные адвокаты не обладают квалификацией, необходимой для оказания правовой помощи гражданину при защите нарушенных прав в Конституционном Суде. Поэтому необходима специализация адвокатов в области конституционного права, консолидация наиболее подготовленных из них вокруг Конституционного Суда и тесное взаимодействие с ним.
11) Процесс формирования системы права неизбежно влечет появление законов и иных нормативных актов, по-разному регулирующих одноименные общественные отношения. Конституционный Суд РФ, разрешая возникающие противоречия между нормативными актами, фактически во многих случаях создает новые нормы права, то есть занимается правотворчеством.
Таким образом, конституционный контроль является средством и возможностью сохранения стабильности общества посредством обеспечения последовательности и непрерывности его функционирования. Это и является основным критерием действенности конституционного контроля, имеющим исключительно важное значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, конституционный контроль в Российской Федерации самостоятельная сфера государственно-властной деятельности. Доминирующее положение в системе институтов конституционного контроля в Российской Федерации занимает судебный конституционный контроль.
Подводя итог работы над темой курсовой работы по исследованию полномочий Конституционного суда Российской Федерации, можно сделать ряд выводов, проследив устойчивые тенденции, имеющие важнейшее значение для понимания возрастающей роли конституционного правосудия. Они в основном заключаются в том, что:
- все более доминирующими становятся демократические конституционные ценности. Принципы правового, демократического государства приобретают системный характер.
- конституционные изменения и дополнения направлены на ограничение власти, рассеивание политической, экономической и административных сил и одновременно на усиление гарантий и расширение возможностей институтов самоуправления;
- последовательно конкретизируются функциональные полномочия институтов государственной власти, и они приводятся в соответствие с функциями ветвей власти, а также укрепляются гарантии независимого осуществления этих полномочий;
- приобретает системный характер сбалансированность функциональных, противовесных и сдерживающих полномочий;
- функционирование институтов государственной власти больше базируется на принципах сотрудничества и взаимодействия;
- усиливаются механизмы внутриконституционной самозащиты, укрепляются гарантии конституционной стабильности;
- закрепляется целостный конституционный механизм выявления, оценки и восстановления нарушенного функционального конституционного баланса институтов власти;
- углубляется процесс конституционализации общественных систем, основные конституционные права и свободы человека и гражданина приобретают непосредственно действующий характер, укрепляются конституционные гарантии их защиты;
- принцип верховенства права приобретает реальное содержание, приводятся в соответствие основные конституционные принципы и конкретные механизмы конституционных правоотношений, укрепляются требования к усилению конституционной ответственности;
- параллельно с углублением правовой глобализации наблюдается устойчивый поиск механизмов сочетания универсальных ценностей с национальными особенностями;
- международное право приобретает возрастающую роль в национальных правовых системах.
Функциональные и институциональные аспекты совершенствования системы конституционного правосудия в новом тысячелетии, должны базироваться именно на эти тенденции и стать определяющим звеном полноценной иммунной системы общественно-государственного организма.
Анализ полномочий и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации позволяют сделать следующие выводы:
Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя, по проверке конституционности нормативных актов и правоприменительной практики, по защите основных прав и свобод граждан
Конституционный Суд Российской Федерации обеспечивает взаимодействие властей при президентской форме правления:
-эффективно устраняет конфликты, возникающие между различными ветвями власти, в частности между исполнительной и законодательной, между федеральными органами и органами субъектов федерации;
-охраняет незыблемость общих принципов права и основанных на них прав и свобод личности;
-создает почву для перехода к правовому государству, при котором люди приобретают безопасность от произвола со стороны государства, его органов и могущественных экономических организаций;
-это независимый суд, подчиняемый только закону и оценивающий подзаконные акты с точки зрения их законности, эффективное действие которого зависит от степени сформированного гражданского общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12.12.1993 // Российская газета.-1993.-25 января.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, N 1, ст. 1.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Российская газета.-2001.-22 декабря.
5. Авакьян С.А. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации: переменные проблемы // Вестник Конституционного Суда. -2008. -№2.- С. 46-49.
6. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда. -2010.- №2.- С. 21-24.
7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 2008.-450с.
Информация о работе Конституционный контроль Российской Федерации